Пури Госвами

Воспоминания Шрипада Гопинатха Брахмачари
вскоре после Ухода из этого мира Парамарадхйа
Шри Гурупад-падмы (Шрилы Пури Госвами Тхакура)

нама ом вишнупадайа гоура-прэштхайа бхутале

шримад бхактипрамодайа пури госвами наминэ

Наш Парамарадхйа Шри Гурупад-падма Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж явился в этом мире 8 октября 1898 г. В 4.30 утра, в селении Ганганандапур, расположенном на восточном берегу реки Капотакша (что значит «голубиные глаза»), в округе Йашохар, в Восточной Бенгалии. Своим отцом он принял Шрийукта Тариничарана Чакраварти, а матерью – Шрийуктешвари Шримати Рамрангини Дэви. С раннего детства, едва заслышав звуки пения и музыки, он начинал восторженно радоваться. Поэтому его отец дал ему имя Прамод Бхушан («чьё украшение – радость, восторг»). Он очень красиво пел и прекрасно играл на мриданге. (Позднее, на радио «Далхоуси» он в течение 45 минут пел киртан «Гопинатх! Мама ниведана шуно». Шрила Прабхупад в то время только что вернулся из Дарджилинга в калькуттский Гоудия Матх в Багбазаре и услышал этот киртан по радио в его исполнении.) Хотя семья Прамод Бхушана была бедной, и жили они очень скромно, но он смог закончить высшие классы школы, прекрасно сдав выпускные экзамены. Он лучше всех сдал экзамен по бенгальскому языку, и секретарь школы вручил ему золотую медаль и прекрасно изданную дорогую книгу. Затем, окончив калькуттский «Бангабаси Колледж» и получив степень бакалавра естествознания (Bachelor of Science), он стал работать служащим в Портовом Управлении (Port Commission). Однажды, возвращаясь с работы домой, он купил еженедельный журнал «Гоудия» и один том «Шримад Бхагаваты». После этого каждый день, возвращаясь домой после работы, он стал заходить в Гоудия Матх, который тогда находился на Ултадинги Джанкшн Роуд (Ултаданга), чтобы слушать Хари-катху нашего Парам-Гурудэва Нитйа-Лила-правишта Джагад-Гуру Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. С самой первой встречи Прамод Бхушан всем сердцем и душой принял Шрилу Прабхупаду своим Гурудэвом. Ещё до этого, в Шридхам Майапуре, он несколько раз видел Шрилу Прабхупаду, когда тот, являя идеальный пример жизни брахмачари, исполнял обет повторения миллиарда Святых Имён Господа, Харинама Маха-мантры. В то время однажды наш Гуру Махарадж получил Прасад из рук самой матери Шрилы Прабхупады.

В своём дневнике Гуру Махарадж записал: «22 августа 1924 г., в пятницу, в Джанмаштами-титхи, (в матхе) на Ултадинги Джанкшн Роуд состоялась моя дикша. Шрила Прабхупад дал мне духовное имя – Пранавананда Брахмачари» (эти слова из его дневника были опубликованы во 2-м номере «Гоудии» 3-го года издания). В 1922 г., оставив государственную службу, он стал редактором газеты Гоудия Матха «Дойник Нодийа Прокаш» и журнала «Гоудия», посвящая всё своё время этому служению. Когда 21 августа 1932 г., по распоряжению Шрилы Прабхупады, почти затопленный водами Ганги Самадхи-Мандир Шрилы Гоуракишора Даса Бабаджи Махараджа был перемещён в Шри Чайтанья Матх (в Майапур), Гуру Махарадж получил возможность прикоснуться к святому телу Бабаджи Махараджа. В 1947 г. (уже после Ухода Шрилы Прабхупады), в благодатный день Магхи-пурнимы он принял санньяса-вешу (одежду и посох санньяси) от своего духовного брата Нитйа-Лила-правишта Аштоттара-шата Шри Шрилы Ваикханаса Махараджа и получил имя – Триданди Свами Шримад Бхакти Прамод Пури. Через некоторое время после этого он снова вернулся в майапурский Шри Чайтанья Матх и в течение семи лет совершал Севу в Мандире Шри Йогапитха. А потом он переехал в Амбика Калну, в место под названием Катигонга, и совершал там свой Бхаджан и Арчану. Ещё через некоторое время, по приглашению своего духовного брата Нитйа-Лила-правишта Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа, он стал совершать служение в Шри Чайтанья Гоудия Матхе.

В 1979 г., в День Явления Шриман Махапрабху, я приехал в Шридхам Майапур вместе с Бимал Кришной Прабху и, остановившись в дхармашале Шри Чайтанья Матха, встретился там с его отцом – Пуджйападом Мадан-моханом Прабху, учеником Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Вместе с ним мы пошли в Шри Чайтанья Гоудия Матх и там мне впервые выпала удача получить Даршан лотосных стоп Шрилы Гуру Махараджа (Пури Госвами Тхакура). И потом, когда я несколько раз посещал Шри Чайтанья Гоудия Матх в Калькутте, на улице Сатиш Мукхарджи, я имел возможность видеть Гуру Махараджа и слушать его Хари-катху. В 1982 году я получил от Гуру Махараджа Шри Харинам, а в 1984-м – Панчаратрика-дикшу. После принятия дикши мне удавалось часто приезжать к Гуру Махараджу. А однажды, в начале 1996 года, являя мне свою Милость, Гуру Махарадж попросил меня: «Сынок, пожалуйста, приходи и живи в матхе». Так, поселившись в матхе, я получил возможность больше служить ему. За то время, что я имел удачу находиться рядом со Шрилой Гуру Махараджем, я получил от него много важных наставлений.

Мой Гурупад-падма – идеальный последователь Парам-Гурудэва Нитйа-Лила-правишта Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и само олицетворение известной шлоки «Шри Шикшаштаки»: тринад апи суничена тарор ива сахишнуна / аманина манадэна киртанийах сада харих («Святое Имя Господа по-настоящему может воспевать непрестанно только тот, кто смиреннее, чем травинка, и терпеливее, чем дерево»).

Один пример из жизни Шрилы Пури Госвами Тхакура, показывающий его величайшую Преданность в служении Шри Виграхе и истинное, присущее ему смирение

В 1986 году Шрила Гуру Махарадж снова приехал в Амбика Калну и жил в своём Бхаджан-кутире рядом со Шри Ананта-Васудэв Мандиром. Во время Даршана Шри Ананта-Васудэва одно обстоятельство очень встревожило его. Поэтому в один из дней он попросил к нему из Калькутты пригласить моего одноклассника – Шрипада Говинда Даса Прабху (из брахманской семьи Бандопадхйай). Когда Шрипад Говинда Прабху приехал в Шри Ананта-Васудэв Мандир, Гуру Махарадж позаботился о том, чтобы его очень хорошо приняли и угостили Прасадом, а затем, в общих чертах изложив ему суть того дела, ради которого он его пригласил, вместе с Говиндой Прабху пошёл внутрь Мандира, положив ему на плечо свою руку. В Шри Мандире Гуру Махарадж показал, что Стопы Шримурти (Шри Виграхи) стоят на каменной плите, размер которой 10 х 10 дюймов, однако эта подставка несколько мала, и, чтобы Стопы Шримурти стояли со всей устойчивостью, необходимо увеличить её хотя бы на один дюйм с каждой стороны. Об этом так сильно беспокоился Гуру Махарадж. На следующий день Говинда Прабху ещё раз внимательно всё осмотрел и вернулся в Калькутту, обдумывая, как сделать эту работу. В Калькутте он рассказал об этом деле одному знакомому инженеру, работавшему у него в офисе, и через несколько дней они вместе приехали в Калну. После того, как они отдохнули и почтили Прасад, Гуру Махарадж стал обсуждать с ними как можно увеличить подставку для Стоп Шримурти. Узнав, каким образом можно сделать эту работу даже без использования цемента, он предоставил в распоряжение инженера все необходимые материалы. Инженер начал работу, и по завершении её Гуру Махарадж был так счастлив, что уже собрался в знак благодарности искренне предложить полные поклоны (дандават) этому обычному инженеру, однако Шрипад Говинда Прабху успел остановить его, затем упросив Гуру Махараджа дать инженеру свои благословения.

Скромная попытка описать, как жил и проповедовал Шрила Пури Госвами Тхакур

Подобно Шриле Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати, который проповедовал с огромным воодушевлением, мой Гуру Махарадж всегда с великим вдохновением говорил Хари-катху и в обществе Бхакт, и простым людям, с которыми он встречался. А в более позднее время он писал книги. Куда бы ему ни случалось поехать, вернувшись, он писал воспоминания об этой поездке и публиковал в журнале «Шри Чайтанья-Вани», а затем всегда издавал эти статьи отдельной книгой, это было его принципом. Шрила Прабхупад часто говорил, что издания, выпущенные Гоудия Матхом, должны иметь не очень большой тираж. И Гуру Махарадж тоже говорил: «Если выпускать книги ограниченным тиражом, то все захотят купить их и читать, потому что их немного, они не так легко доступны». Перечисляя названия основных Вайшнава-Шастр, Гуру Махарадж пояснял: «Все эти Грантхи необходимо снова переиздавать. Это очень важно». Он просил (своего ученика) Шрипада Дамодар Махараджа издавать Шастры на английском языке, Мадхава-прийу – на хинди, а нас (бенгальских учеников) просил регулярно выпускать и распространять журнал «Бхагавата-дхарма» на бенгали. Пуджйападу Бхакти Вибуддха Бодхайану Махараджу он дал указание стараться проповедовать в западных странах, и многих других образованных учеников, наших братьев и сестёр, он просил: «Вы образованные люди, так, пожалуйста, хорошо рассказывайте всем своим родным, друзьям и знакомым о Шри Чайтанье Махапрабху и Его наставлениях».

Подобно Шриле Прабхупаде, Гуру Махарадж не принимал ничего, кроме Прасада. Как-то раз один гость передал Преданным какое-то угощение для Гуру Махараджа, и его принесли Гуру Махараджу вместе с Прасадом. Увидев это, он спросил: «Это, что, Прасад? Бхагаван это принимал или нет?» И потом добавил: «Всегда давайте мне только то, что вы подносили Бхагавану». Кто бы ни приходил к Гуру Махараджу – Бхакты или обычные люди – он со всеми обходился очень почтительно, интересовался их жизнью и выказывал им такую заботу и любовь, как будто они были его близкими родственниками. Ко всем он обращался так: к женщинам – «Ма» (мать), к мужчинам – «Баба» (отец, сынок, брат). Однажды Гуру Махарадж сказал насчёт Нимая Прабху (ныне Шрипад Бхактинандан Свами Махарадж, получивший дикшу от Шрилы Шридхарадэва Госвами, а санньясу от Гуру Махараджа): «Это возлюбленный сын Пуджйапада Шрилы Шридхара Махараджа*. А мы здесь разве достаточную заботу и внимание ему оказываем?..» [* В другой раз, по поводу Шрипада Бхакти Прапанна Тиртхи Махараджа он сказал: «Он – сокровище (экти ратна) Шрилы Шридхара Махараджа».]

Гуру Махарадж с равной заботой и вниманием относился и к Преданным из Бхараты-варши (индийским), и к Преданным, приехавшим из западных стран. Один раз он сказал: «Мне нравится в человеке не смуглая или светлая кожа, мне нравится атма (душа)». И он говорил подобное не раз. Если ему привозили что-либо из Святой Дхамы, он, подобно Шриле Гоура-кишору Дасу Бабаджи Махараджу вначале принимал это на свою голову. В прошлом году в День Явления Нитйа-Лила-правишта Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа я был в Шри Чайтанья Гоудия Матхе в Пури Дхаме, на Гранд Роуд. После того, как я поднёс пушпанджали перед Алекхьей Махараджа, Матхачарья Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж дал мне гирлянду, одежды и пранами (пожертвования) для Гуру Махараджа. Когда, вернувшись в наш матх (в Чакра-Тиртхе), я отдал все подарки Гурудэву, он сказал: «То, что было дано (Бхакти Валлабха) Тиртхой Махараджем, я принимаю на свою голову».

Подобно Шриле Прабхупаде, Гуру Махарадж говорил: «Пусть во мне никогда не будет гуру-абхимана» (самомнения, представления о себе как о «гуру» для других). Давая дикша-посвящение, он всегда сообщал ученикам: «Я подношу всех вас лотосным стопам Шрилы Прабхупады. Джагад-Гуру Прабхупад – ваш Гуру». Когда Гуру Махарадж произносил имя Шрилы Прабхупады в молитвах Джайа-дхвани, из его глаз начинали литься слёзы – я видел это много раз. Каждое утро, предстоя перед Бхагаваном в Мандире, он возносил такую молитву: «О Прабху, Господь мой! Что, где и когда бы со мной ни случалось – пожалуйста, пусть всё будет мне во Благо!»

В августе прошлого года один из почётных членов «Шастра Дхарма Сабхи» («Собрания последователей Дхармы, основанной на священных Писаниях»), профессор Шрийукта Налини Ранджан Сенгупта Дхармаратна Маходой приехал в Пури вместе с 14-тью Шримурти, которым он поклоняется, и, питая большую любовь к Гуру Махараджу, пришёл, чтобы получить его Даршан. Увидев его, Гуру Махарадж сказал: «Я чувствую себя очень удачливым. Я так признателен Дхармаратне Тхакуру вместе со всей его семьёй…» Когда кто-либо – будь то матхабаси (служитель матха), грихастха (домохозяин) или обычный человек, – приходя к Гуру Махараджу, предлагал ему дандават, он в ответ тоже предлагал поклон, помня слова Шастр: дживе сомман дибе джани кришна адхиштхан – «Оказывай почтение всем живым существам, зная, что Господь Шри Кришна пребывает в сердце каждого». И ещё Гуру Махарадж говорил нам: «Зачем вы произносите перед моим именем этот высокий титул «Джагад-Гуру»? Я всего-навсего обыкновенный человек». Когда Шри Дэвамойи (ученица Шрилы Шридхарадэва Госвами) приехала в Пури, чтобы получить Даршан лотосных стоп Гуру Махараджа, и стала задавать ему вопросы, желая больше узнать о его жизни (для своей книги «Жизнь в Преданности»), первое, что он сказал ей: «Только не пытайтесь прославлять меня…»

Начиная с 1998 года, у Гуру Махараджа, в его Лиле болезни, появилась сильная дрожь в руках. Однажды, всё же как-то написав несколько строк, он заплакал и сказал: «Теперь я совсем не могу совершать это служение «секретаря» [Хари-катхи], которое дал мне Шрила Прабхупад». [В течение нескольких лет Шрила Пури Госвами Махарадж записывал всё, что говорил Прабхупад, вслед за ним.] В этом году, когда для журнала, посвящённого Вйаса-Пудже Шрилы Гуру Махараджа, мы писали статью о его детских годах, он упомянул: «Когда я учился во 2-м классе, на экзамене по арифметике я получил нулевую оценку». Тогда я спросил Гуру Махараджа: «А можно вместо этого мы просто напишем, что Вы «сдали экзамен» или вообще пропустим это?» В ответ Гуру Махарадж сказал: «Я не хочу скрывать ничего из своей жизни. Я родился в бедной семье и с самого детства вынужден был вести борьбу за существование. Мне пришлось пережить смерть моего брата, смерть отца и матери, а впоследствии пережить невыносимые страдания после Ухода из этого мира Шрилы Прабхупады. Затем какое-то время я оставался в матхе, потом некоторое время жил дома, вместе с моим Прананатхом (Господом моего сердца) – Шри Гопинатхом, а потом странствовал – три раза перемещался в Котигангу, был и в других местах. В конце концов, получив Шри Ананта-Васудэв Мандир (в Калне), я прилагал большие усилия, чтобы собрать деньги на ремонт этого храма. Мандир был приведён в порядок, и я совершал там Сева-пуджу. Затем это нелёгкое служение и ответственность за него я передал моему младшему брату (по предыдущему ашраму) Шрипаду Нони Прабху, а сам основал Шри Гопинатх Гоудия Матх. Я чувствовал себя несчастным оттого, что не имел возможности обеспечить всеми удобствами жизнь тех Преданных, которые приходили в матх. После того, как матх был построен, некоторые из моих учеников решили уехать, и это также вызвало боль в моём сердце». В другой раз Гуру Махарадж сказал нечто подобное: «Я родился в семье бедного брахмана, и вся жизнь моя была очень трудной, я пережил много страданий». Один раз панда Мандира Шри Джаганнатха тиртха-гуру Шрийукта Гопинатх Кхунтийа Махашой (один из известных служителей Храма) захотел прийти к Гуру Махараджу. Я сказал Шри Гурудэву: «Сегодня утром Панда сказал, что придёт, чтобы получить Ваш Даршан». Услышав это, Гуру Махарадж ответил: «Передай, пожалуйста, Панде Тхакуру – пусть приходит, чтобы дать мне свой Даршан».

Некоторые эпизоды из жизни Шрилы Пури Госвами Тхакура, показывающие его отношение к Хари-катхе и Вайшнаве-севе

В 1997 году, когда Гуру Махарадж был во Вриндаване, множество Преданных приходили к нему на Даршан, а он говорил им Хари-катху. В один из дней, по совету доктора, я сказал Гуру Махараджу: «Махарадж! Для Вас было бы хорошо говорить Хари-катху только 30 минут в день, не больше». На это Гуру Махарадж ответил: «Я, что, приехал сюда, чтобы своё лицо другим показывать? Чем же мне здесь тогда заниматься?» В этот день в матхе проходил Махотсав, и Гуру Махарадж, прежде чем принять Прасад, пригласил к себе в комнату всех матхабаси, усадил их и попросил почтить Прасад. Только после этого Гуру Махарадж сам принял Прасад, совсем немного. Однажды в калькуттском Шри Чайтанья Гоудия Матхе после Прасада-Севы Гуру Махарадж обратился ко мне: «Посмотри, сколько Прасада я сегодня принял! Какая радость – почитать Прасад, полученный из рук Вайшнавов, с которыми связывает близкая дружба».

В Шридхам Майапуре, вечером накануне первой Вйаса-Пуджи (его Дня Явления) он сказал ученикам: «Если в отношении Вайшнавов, прибывших в наш матх на праздник, будет допущено какое-нибудь неуважение, то пусть лучше мы все умрём, прежде чем это случится».

Накануне каждого Махотсава Гуру Махараджа спрашивал о том, какие блюда будут готовиться к празднику. Узнав, он говорил: «А такое-то подношение, что, готовить не будете? А такое?» Гуру Махарадж сам заботился о том, чтобы были разосланы приглашения на Махотсав. Узнав, как устроены прибывшие Бхакты, он давал указания, чтобы устранить все неудобства, с которыми они могли столкнуться. В 1997 году, во время Шри Навадвипа-Дхама Парикрамы, планировалось провести большой Махотсав в дни Экадаши и Двадаши. Когда приглашение на праздник передали Ачарье Шри Чайтанья Гоудия Матха Шримад Бхакти Валлабха Тиртхе Госвами Махараджу, то пригласили только самого Махараджа и всех матхабаси, но не пригласили гостей, приехавших в тот матх для Парикрамы. Узнав об этом, я рассказал Гуру Махараджу. Тогда он велел мне: «Ты сам пойди к Пуджйападу Тиртхе Махараджу и скажи ему, что Пури Махарадж просит, чтобы Вы вместе со всеми матхабаси и со всеми гостями пришли и приняли у нас Прасад». А потом добавил: «Хоийаччено хоибено Пробхур джото Дас… («Кланяюсь и возношу хвалу всем Слугам Господа прошлого и настоящего, а также всем, кто станет ими в будущем…»). По просьбе Гуру Махараджа, на следующий день на праздник пришли все. Узнав об этом, Гуру Махарадж был несказанно счастлив.

Немногим более года назад в Шри Гопинатх Гоудия Матхе в Пури Дхаме должно было начаться строительство Мандира для Шримурти. Шрила Гуру Махарадж очень беспокоился об этом. Вдохновив на эту Севу Шрипада Рамдаса Прабху, Гуру Махарадж с его помощью начал строительство Шри Мандира. Через некоторое время Гуру Махарадж явил Лилу болезни (я предполагаю – для того, чтобы дать свой Даршан старым бенгальским Преданным, которых он знал, а также всем Бхактам, желающим получить общение с ним). Незадолго до этой Лилы болезни, утром 23 апреля, в пятницу, Гуру Махарадж попросил Шрипада Динабандху Прабху дать мне книгу о жизни Пуджйапада Бхакти Хридой Бон Дэв-Госвами Махараджа, чтобы я читал её для Гурудэва. А 26 апреля он попросил меня почитать ему о Шри Радха-Таттве из «Чайтанья-Чаритамриты». Он внимательно слушал моё чтение. Это был последний раз, когда я читал для Гуру Махараджа.

Примерно за месяц до своего Ухода Шрила Гуру Махарадж явил Лилу улучшения здоровья. Господь (в Образе Шримурти) и Шастры – это его жизнь. Куда бы он ни ехал, он всегда был вместе со Шри Гиридхари. Намачарья Шрила Харидас Тхакур (в свои последние минуты), попросив Махапрабху сесть рядом, поставил на своё сердце Его лотосные Стопы. Неотрывно глядя на Его неземной красоты Лик и произнося Его Святое Имя, Шрила Харидас Тхакур по своему желанию ушёл из этого мира. Подобным же образом, наш Гурупад-падма глубокой ночью 21 ноября 1999 г., в своём Бхаджан-кутире в Шри Гопинатх Гоудия Матхе, в Чакра-Тиртхе, в Шри Кшетра Дхаме (Пури) явил Лилу своего Ухода. Той ночью, в 1.30 у Гуру Махараджа начались сильные приступы болезни. Тогда, по милостивому благословению Гуру Махараджа, мы, восемь учеников, которые присутствовали в тот момент в матхе, сразу пришли к нему в комнату и поставили рядом с его головой Шримати Вринда-Дэви (Туласи). Шрипад Расешвара Прабху поставил на грудь Гуру Махараджа Шри Гиридхари, а я громко начал петь киртан: «Джай Прабхупад! Джай Нрисимхадэв! Джай Ананта-Васудэв! Джай Джаганнатх! Джай Баладэв! Джай Субхадра!» Ровно в 2.10 (бхавани-накшатра, вайкунтха-чатурдаши-титхи) Гуру Махарадж, памятуя о стихе «ниджа-никата-нивасам дэхи говардхана твам» («О Шри Говардхан, пожалуйста, дай мне прибежище, позволь жить рядом с Тобой!»), держа на своём сердце лотосные Стопы Шри Гирираджа, неотличного от Шри Гопинатха и неотрывно глядя на Его несравенно прекрасный, сладостный Лик, вошёл в Аштама-йама-Према-Бхаджана-Самбхога-Лилу Шри Шри Радха-Кришны, вознёсся к Их лотосным Стопам.

Теперь, разлучённый со Шрилой Гуру Махараджем, я чувствую себя совершенно беспомощным… Я не знаю, сколько апарадх (оскорблений) я допустил осознанно или неосознанно. Пусть же Гуру Махарадж милостиво простит мне все эти апарадхи. Пусть из вечного мира Голоки он одарит меня своими сердечными благословениями. Я молю о том, чтобы всегда иметь возможность исполнять наставление Гуру Махараджа – воспевать Харинам, Святое Имя Господа.

Неудачливый, низкий слуга –

Гопинатх дас Брахмачари

(перевод из номера «Бхагавата-Дхармы» на бенгали,

выпущенного в конце 1999 г.)

Yd «Парамартха», номер 1 (октябрь 2006)