Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Парамахамса-кула-чурамани
Намакришта-Расагйа-Широмани Аштоттара-шата

Шри Шримад Бхакти Прамод Пуридев Госвами Тхакур

Шри Гоурахари пришел в этот мир, чтобы очистить людей Кали-юги. После Его Ухода в Апракат-Лилу, проповедь Его Религии Любви почти не прерывалась вплоть до ухода Шри Баладэва Видьябхушана Прабху. Но потом, несмотря на то, что на Земле было много возвышенных Вайшнавов, для Бхакти-Дхармы, которую дал Махапрабху, наступил тёмный период. Появилось множество псевдонаправлений Бхакти, представители которых выдавали себя за последователей Махапрабху и, прикрываясь Его Именем, проповедовали всякие ложные теории. Искажения в Учении Гоудия-Вайшнавов стали нетерпимы для Господа. Неправильное толкование Его Божественных отношений со Своими Преданными доставляет Ему нестерпимую боль. Поэтому, исполняя Желание Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Сварупа Дамодар и Шрила Рупа Госвами снова проявились в этом мире через Шрилу Бхактивинода Тхакура и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, пришедших защитить Учение Шрилы Рупы Госвами. Проповедь чистой Преданности этими двумя великими душами доставила огромную радость Самому Господу и всем Гоудия-Вайшнавам.

Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Прабхупад (Бхактисиддханта Сарасвати) написали более ста книг о Бхакти, в числе которых переводы и комментарии на «Бхагавад-гиту», «Шримад Бхагаватам», «Чайтанья-Чаритамриту» и «Чайтанья-Бхагавату». Тем самым они совершили такое огромное служение сообществу Гоудия-Вайшнавов, которое невозможно описать словами. И сегодня те, кто не имеет предвзятости, кто умеет видеть истину и лучшие качества в других, глубоко переживают Разлуку с этими двумя великими Ачарьями. Но тех, кто по-настоящему чувствуют эту Разлуку, крайне мало, ведь это чувство недоступно тем, кто, пытаясь «понять» вклад этих великих Ачарьев, приравнивает к материальной деятельности их духовные деяния, их проповедь и дар чистой Преданности, доставляющей удовольствие Шри Кришне и свободной от желания освобождения и наслаждения своих чувств.

Мне не довелось лично общаться со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром, но зато мне посчастливилось слушать о его беспримерной славе непосредственно от Шрилы Прабхупады (Бхактисиддханты Сарасвати) — из его уст или читая его книги. В то же время, мои ограниченные способности не позволяют мне в полной мере описать всё то удивительное о Шриле Прабхупаде, чему я был свидетелем, когда общался с ним лично, и что я слышал о его славе.

Те, кто безгранично любят своего духовного Учителя, связаны с ним глубокими личными отношениями. Сейчас, когда его нет рядом, они безмерно страдают в Разлуке с ним. Эта боль вырывается из их сердец и льётся потоками слёз на их грудь — словно потоки дождя в месяц Шравана. Их сердце мучает желание, которому уже никогда в этой жизни не суждено сбыться, — слушать из уст Гурудэва нектарные повествования о Шри Кришне. Они снова и снова поют строки, написанные Нароттамом Тхакуром, в которых он раскрывает, как невыносимо больно ему без общения с великими Вайшнавами.

дже анило прэма-дхон коруна прочур

хено прабху котха гело ачарджйа тхакур

«Мой Господин и Учитель, исполненный безграничного милосердия, принёс мне сокровище Божественной Любви к Кришне – куда же ушёл этот Ачарья Тхакур?»

В том сердце, где пробудилась привязанность к Шри Гуру, вечному Спутнику Шримати Радхарани, нет места для привязанности или отвращения к материальным объектам. В нём есть только неугасающее стремление достичь высшей Цели жизни — любовного Служения Шри Кришне. В этом смысл жизни каждого существа. Шрила Прабхупад говорил: «Высшая цель наших устремлений – стать пылинками на лотосных Стопах последователей Шрилы Рупы Госвами. Оставайтесь в единстве, служа Ашрайа-Виграхе и стремясь этим удовлетворить трансцендентные Чувства единой и неделимой Высшей Истины… Пусть ни при каких обстоятельствах мы не станем равнодушны к семи огням жертвенного пламени Святого Имени Господа. Постоянно углубляя нашу привязанность к Святому Имени, мы достигнем всего совершенства».

Мы молимся о том, чтобы неуклонно следовать этим наставлениям Шрилы Прабхупады, которые он дал в конце своей проявленной Лилы в этом мире. Пусть мы никогда не истолкуем эти слова в угоду чувственным наслаждениям, но целеустремленно и сообща посвятим все наши силы для удовольствия «Чувств единой и неделимой Высшей Истины». Пусть только это будет целью нашей жизни. Следование этим наставлениям и будет доказательством нашей любви к духовному Учителю и веры в него.

Но часто бывает так: вместо того, чтобы посвятить всего себя исполнению желаний духовного Учителя, мы служим только его телу или продолжению его тела в виде построенных храмов и матхов (монастырей). В этом случае мы никогда не избавимся от мирского взгляда на Гуру (мартйасад-дхих). Увидеть Господа можно лишь слушая трансцендентный звук (шрутэкшита-патхах). Духовный Учитель – это Проявление Господа, поэтому и его можно воспринять только через Божественный Звук.

Выражение шрутэкшита-патхах (Бхаг. 3.9.11) состоит из трёх слов: шрута, что означает «через слушание» или «откровение», икшита — «видеть» или «воспринимать» и патхах — «путь». Смысл всей фразы такой: «тот, кто видит Путь благодаря слушанию Богооткровенных Истин». Поэтому мы оказываем почтение Шри Гуру, произнося слова: тат-падам даршитам йена тасмай шри-гуравэ намаха, «я приношу смиренные поклоны духовному Учителю, который явил мне Высшую Истину». В своём комментарии «Сарартха-даршини» Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур даёт следующее объяснение выражению  шрутэкшита-патхах: Адоу гуру-мукхат шрутах… — «Господь! О Пути, ведущем к Тебе, нужно вначале услышать от Гуру, тогда его можно будет увидеть и в полной мере понять. И затем Ты взойдешь на лотос сердца того, кто идёт этим Путём». Здесь говорится о том, что чистые Преданные в совершенстве знают все тонкости Пути преданного Служения. И далее объясняется, что если мы хотим достичь Верховного Господа, то должны стремиться обрести знание этого Пути. Всегда помните слова великого Ачарьи, Шрилы Нароттама Тхакура:

гуру-мукха-падма-вакйа, читтэтэ корийа аикйа,

аро на корихо монэ аша

шри гуру-чоронэ роти, эи сэ уттомо готи,

дже просадэ пурэ сарва аша

«Сосредоточь свой ум и своё сердце на словах, исходящих из лотосных Уст Шри Гурудэва. Возлагай свои надежды только на них. Любовная привязанность (рати) к его лотосным Стопам — это высшая цель жизни, ведь по милости Шри Гуру исполняются все духовные желания». (Из «Према-Бхакти-чандрики»)

Вера в слова духовного Учителя усиливает желание служить ему. Тот, кто становится влиятельным проповедником или учёным писателем, но не пытается следовать тому, что говорит духовный Учитель, не любит его по-настоящему. Духовный Учитель прекрасно видит тех, кто лишь только внешне изображают привязанность к нему, но всегда делает успешными искренние усилия учеников воистину следующих ему. Шри Гуру – олицетворение великодушия Господа Гоуранги, поэтому он милостиво наделяет своего искреннего ученика силой. Господь благословляет человека вслед за благословениями духовного Учителя. Милость Господа приходит через Его близких спутников — йасйа прасадад бхагават-прасадах.

Без благословений духовного Учителя мы не удовлетворим Господа, даже если будем поклоняться Ему миллионы жизней. Представ в образе духовного Учителя, Кришна Сам раздает Свою Милость живым существам. Поэтому Ведические Шастры гласят, что невозможно обрести благословения Кришны, не следуя духовному Учителю. В «Шветашватара Упанишад» (6.23) говорится:

йасйа дэве пара бхактир

йатха дэве татха гуроу

тасйаите катхита хй артхах

пракашантэ махатманах

«Всё Ведическое Божественное Знание раскрывается только тем великим душам, у которых есть полная вера как в Господа, так и в духовного Учителя, который является Его проявлением, неотличным от Него».

Мой всепочитаемый Гурудэв, Шрила Прабхупад, не видел ни в ком недостатков, и его сострадание было безгранично. Мы хотим стать слугами его Слуг и вкушать остатки его трапезы. Мы всем сердцем молим его, чтобы он, по своей беспричинной Милости, сделал нас достойными служить ему. Мы молим его, чтобы в сердце своём мы стали просты и бесхитростны, освободившись от лицемерия. Пусть он простит нам наши оскорбления и считает нас слугами его Слуг, жизнь за жизнью. Пусть он освободит нас от привязанности и отвращения к материальному миру и утвердит в служении его лотосным стопам.

Скорбь Шри Рагхунатха Даса Госвами в разлуке со Шрилой Рупой Госвами была столь велика, что даже камни могли расплавиться от этого. В отсутствие Шри Рупы весь Врадж казался ему пустым. Говардхан казался ему огромным питоном, а Радха-кунда — разинутой пастью тигра. Ему казалось, что жизнь покинула его. Способны ли мы, простые смертные, испытывать то же Чувство Разлуки, которое испытывают вечные Спутники Господа?..

Шрила Нароттам Тхакур со слезами на глазах молил своего Дикша-Гуру, Шрилу Локанатху Даса Госвами, о том, чтобы обрести лотосные стопы Шри Рупы Госвами, который исполнил на этой земле сокровенные желания Шримана Махапрабху. Нароттам Тхакур поёт, что Шри Рупа — это само средоточие его Преданности и Поклонения, само сокровище его жизни и её источник, его драгоценное украшение, его высшее устремление, океан его восторженных переживаний, его Ведическая дхарма, его обеты и аскезы, его молитва и долг. Шрила Рупа Госвами – всё для Нароттама Тхакура. Поэтому в разлуке с ним Нароттам почти лишается рассудка, он плачет день и ночь в надежде обрести его Милость. Если бы мы чувствовали хотя бы миллионную часть того, что чувствует Нароттам Тхакур, наша жизнь была бы совершенной. Это было бы величайшей удачей. Я не знаю, сколько ещё жизней мне ждать такой удачи…

Единственный способ достичь нашего Господа это Преданность духовному Учителю. Он лично сопровождает Господа Кришну или Шри Гоурангу, и для Господа нет никого дороже, чем он. Шрила Кришнадас Кавирадж пишет:

дикша-кале бхакта-корэ атма-самарпан

сэи кале кришна тарэ корэ атма-сам

сэи дехо корэ тар чид-ананда-мой

апракрита дэхе та’р чороно бхаджой

«Когда ученик полностью предаётся всей душой Шри Гуру и Господу, получая от Гурудэва посвящение в дикшу, тогда Шри Кришна делает его подобным Себе, то есть одухотворяет тело Преданного так, чтобы тот мог служить Его лотосным Стопам, на Его плане бытия». (Чч. Антйа 4.192-193)

Насколько в своих поступках, мыслях и словах мы преданы духовному Учителю, настолько Кришна принимает нас в Своё Окружение, настолько Он нашим Господином. Он превращает наши материальные тела в духовные, чтобы мы могли лично служить Ему.

Когда одноклассники Прахлада Махараджа спросили его о том, как приходит Любовь к Богу, он ответил: гуру-шушрушайа бхактйа сарва-лабдхарпанэна ча –

«она приходит благодаря служению Шри Гуру, Преданности ему и вручению ему всего, что мы имеем». (Бхаг. 7.7.30)

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур так комментирует этот стих: «Служение Шри Гурудэву включает в себя следующее: поклоняться ему, омывать его тело, массировать его, предлагать ему всё, что мы имеем, и т.д. И это следует делать с Преданностью, а не из личного интереса, например, ради личного прославления и пр.». В «Бхагавате» приводятся слова Шри Нарады Махараджу Йудхиштхире о том, как избавиться от недостатков. Шри Нарада говорит о сути этого: этат сарвам гуроу бхактйа пурушо хйанджаса джайет – «с Преданностью служа духовному Учителю, можно избавиться от всех недостатков». (Бхаг. 7.15.25)

Таким образом, только предание духовному Учителю избавит нас от вожделения, гнева, жадности, страха, скорби, иллюзии, гордости, зависти, тройственных страданий и трёх гун материальной природы. Но если ученик считает духовного Учителя простым человеком, тогда его садхана и поклонение Господу окажутся напрасными. В этой связи в «Шри Хари-Бхакти-вилас» цитируется два стиха из «Вишну-смрити», в назидание нам:

на гурор априйам курйат

тадитах пидито ‘пи ва

наваманйета тад-вакйам

наприйам хи самачарэт

«Если духовный Учитель ругает ученика за нерадивость или даже ударяет, всё равно не следует говорить или делать то, что не понравилось бы ему. Никогда не стоит пренебрегать его словами и вести себя наперекор ему». («Шри Хари-Бхакти-вилас» 1.99)

ачарйасйа прийам курйат

пранайр апи дханайр апи

кармана манаса вача

са йати парамам гатим

«Своей жизнью, своим богатством, своим трудом, своими мыслями и словами делай то, что доставляет твоему духовному Учителю удовольствие. Так ты достигнешь высшей Цели жизни». («Шри Хари-Бхакти-вилас» 1.100)

Никогда нельзя критиковать слова или поступки истинного духовного Учителя. Никогда не следует говорить: «Мой Гурудэв не должен был говорить это…» или «Он поступил неправильно…». Такое отношение говорит о том, что наше понимание Шри Гуру материально. В конце концов это приведёт к непочтению и мы станем оскорбителями Шри Гурудэва. Такое оскорбление называется Гуру-авагйа (Гурвавагйа).

Указания истинного духовного Наставника следует исполнять с усердием, без сомнений и промедления — агйа гурунам хй авичаранийа. Если ученик не способен следовать наставлениям Гуру, он должен пасть к его стопам и настойчиво молить его, чтобы тот дал ему силы исполнять его указания. Если духовный Учитель ругает или осуждает ученика, тот не должен оправдываться, даже если молчать и смиренно слушать будет больно. Спорить с духовным Учителем означает выказывать ему неуважение и, значит, оскорблять его. Учить такого ученика становится невозможно и такой несчастный, потеряв опеку, сбивается с пути и пускается в распутство, что делает его жизнь полной страданий.

В священных Писаниях перечисляются шесть видов никчёмных учеников:

алир бано джйотишаках

стабдхибхутах кимэкаках

прэшита-прэшакаш чайва

шад этэ сэвакадхамах

«Тот, кто непостоянен, как шмель (али); тот, кто говорит за спиной своего господина, вонзая в него свои слова, подобно стрелам (бана); тот, кто откладывает [служение] со дня на день (джйотишака); тот, кто лентяй и лодырь (стабдхибхута); тот, кто отказывается делать что-либо самостоятельно (кимэкака) и тот, кто сваливает ответственность на других (прэшита-прэшака)».

Все эти «ученики» не хотят служить духовному Учителю, показывая, таким образом, своё неведение его Божественной природы. В итоге они становятся оскорбителями духовного Учителя и Святого Имени. Ученик, который стремится к совершенству в садхане, данной ему Гурудэвом, должен старательно избегать этих оскорблений.

Никто не в состоянии вернуть свой долг духовному Учителю, даже если отдаст всё, что имеет. Богатый грихастха (ученик- домохозяин) может напоказ приносить дорогие подарки, но это не истинная Гуру-дакшина. В «Бхагавате» (11.19.39) Шри Кришна говорит Уддхаве: дакшина гйана-сандэшах — учить других тому, чему мы научились от духовного Учителя — вот истинное пожертвование (дакшина) ему. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур комментирует: «Слово гйана означает, что, испытав переживания духовного блаженства Киртана и других видов Служения Господу, Преданный делится этим опытом со своими друзьями и людьми, которых он встречает. Это и является истинным даром духовному Учителю, а не какие-то подношения денег, одежды или чего-либо ещё».

Поэтому истинная Гуру-дакшина — наставлять других в знании Самбандхи, Абхидхейи и Прайоджаны [Отношений с Господом, Пути к Нему и достижения Цели – чистой Любви, Премы] согласно их уровню и в соответствии с тем, как это дано духовным Учителем. Прежде всего, это означает, что ученик должен строго следовать соответствующей его уровню садхане, стараясь серьёзно совершать  поклонение Господу. До тех пор, пока поведение ученика не безупречно, он не может быть проповедником и действительно нести послание духовного Учителя другим. То есть, до этого ученик не сможет преподнести духовному учителю то подношение, которое следует делать, получив посвящение или наставление от Гурудэва. Духовный Учитель – это олицетворение послания Шри Гоуранги Махапрабху, который сказал:

джарэ дэкхо, тарэ кохо кришна-упадэш

амар агйай гуру хоийа таро эи дэш

«Передавай каждому, кого ты встречаешь, наставления о Преданности Кришне. Я велю тебе стать наставником для других и таким образом спасать людей этих земель». (Чч. Мадхйа 7.128)

бхарата-бхумитэ хойло манушйа-джанма джар

джанма сартхок кори’ коро пара-упакар

«Тот, кто родился на земле Бхараты (Индии), должен сам сделать свою жизнь успешной и потом посвятить себя Благу для других». (Чч. Ади 9.41)

Если мы со всей серьезностью принимаем эти наставления и изо всех сил стараемся следовать им, то настанет день, когда мы сможем преподнести духовному Учителю тот дар, которого он от нас хочет больше всего. Духовный Учитель будет доволен нами и наделит нас безграничной силой.

Чем больше, чем искреннее мы служим словам духовного Учителя, донося до других его слова, тем сильнее будет разгораться в нашем сердце желание общаться с ним лично, видеть его, быть рядом с ним, служить ему. Только тогда мы поймём, что такое истинная Разлука. Только тогда нам откроется, что он — личный Спутник Шримати Радхарани. В своём духовном облике Шри Найанамани Манджари он, Шрила Прабхупад, вошёл в вечные Лилы Божественной Четы, Шри Радхи и Говинды, и там погружён в Служение Им. Когда мы ощутим такую Разлуку с ним, в нас пробудится желание когда-нибудь достичь такого Служения.

«Духовный Учитель дал мне глаза, чтобы видеть истинную Цель жизни. Поэтому он – мой Господин из жизни в жизнь». Чокху-дан дило джеи, джонме джонме прабху сэи. Он – наш Хозяин и Господин жизнь за жизнью. Мы молим его, чтобы он, по милости своей, преобразил нас, жалких созданий, даровав нам силу следовать его учению и проповедовать его. И мы молим его о том, чтобы в конце жизни он забрал нас обратно, к своим лотосным стопам, приняв нас своими вечными слугами.

Разлука с духовным Учителем – это величайшая боль. Мы недостойные слуги Слуг Шрилы Прабхупады, но мы молим его, чтобы он даровал нам прибежище у его лотосных стоп и способность (адхикар) служить Божественной Чете под его началом, следуя его примеру. Мы осмеливаемся просить об этом только потому, что вкушаем остатки трапезы его Слуг. Мы знаем, что не имеем права просить об Этом, но к кому нам обращаться кроме тебя, о Гурудэв?!.. То, что кажется невозможным, может стать возможным твоей Милостью в одно мгновение. Все наши усилия сейчас просто смехотворны, словно попытки карлика дотянуться до Луны. Но твои благословения способны творить чудеса, разве нет?! Ведь ты можешь благословить нас Любовью к чистому Святому Имени! Ведь Шрила Бхактивинод Тхакур пел о могуществе Святого Имени, способном открыть нам сварупу, вечный облик души!

ишат викаши пунах, декхай ниджа-рупа-гуна

читта хари лоийа кришна паш

пурна викашита хоийа, бродже мор джай лоийа

декхай ниджа шшорупо вилас

«Лишь только слегка проявится Шри Нама (истинное Святое Имя), Он откроет мне мой духовный облик и качества. Он завладеет моим умом и устремит его к Кришне. А когда Шри Нама проявится во всей полноте, Он приведёт меня прямо во Врадж, где покажет мне мою роль в вечных Играх Господа». («Шри Нама-махима», из сборника Бхактивинода Тхакура «Шаранагати»)

Благословениями духовного Учителя мы можем обрести Милость Святого Имени. А благодаря Святому Имени мы достигнем всего духовного совершенства, как обещает Сам Шриман Махапрабху: иха хойтэ сарва-сиддхи хоибе сабар.

Служение духовному Учителю с привязанностью и любовью совершается как в этой жизни, так и в следующей. Духовный Учитель всегда пребывает в вечной духовной Обители, на него не влияют законы рождения и смерти этого мира. Никогда нельзя считать его простым смертным. Когда духовный Учитель становится недоступен нашему внешнему взору [уходя в Апраката-Лилу], мы можем видеть его трансцендентный облик через служение его наставлениям (Вани). Как и Верховный Господь, духовный Учитель знает всё, в том числе и обо всех нас. В то же время его не знает никто из обычных людей (са ветти ведйам на ча тасйасти ветта). Мы не можем узнать его сами. Только если он милостиво явит себя нам, тогда на нас снизойдёт величайшая удача — видеть его. Отсюда известное изречение: гуру-крипа хи кевалам. Лишь Милость Шри Гурудэва – наше спасение.

О Гурудэв! Пусть же мой ум всегда пребывает в сени твоих лотосных стоп —мама матир астам тава пада-камале…

(Этот перевод из книги «О Любви и Разлуке, размышления о моём Божественном Учителе» посвящается 7-й годовщине со Дня Божественного Ухода Шрилы Бхакти Прамод Пуридэва Госвами Тхакура.)

 

Yd «Парамартха», номер 1 (октябрь 2006)