События в Чайтанйа Гоудия Матхе в Гоура-Пурниму весной 2010;
мысли об организациях, проповедниках, и что такое “Матх”

 

Прежняя статья о тех событиях была удалена за сроком давности. Оставлены только некоторые мысли на эту тему – выбор общения, проповедники религиозных организаций, что такое Матх и т.д. В ноябре 2012 года эта страница была обновлена.

__________________________________________________________________

Если в той истории кто-то считает все действия её главных участников “божественной лилой”, то почему он не считает “божественной лилой” слова и действия других старших учеников (причём большинства старших учеников!), которые не менее близки Ачарйе и которые были против тех решений? Чем замерить, чья “божественная лила” божественнее и правильнее? Кто ближе, а кто дальше от Гурудева? (Это касается и вообще всех, кто получил посвящение – как можно оценить, кто из учеников ближе, а кто дальше к Гурудеву? По критерию физического присутствия рядом? Сам Шрила Тиртха Госвами Махарадж не раз объяснял, что это далеко не критерий.) Это довольно деликатная тема, и необходимо духовное зрение, чтобы всё увидеть и правильно оценить, в то же время никого не оскорбляя.

Странно также, что некоторые, выступающие в качестве “старших от матха” в русскоязычном пространстве, пытаются навязывать всем общение с теми или иными проповедниками как “обязательное”, наподобие тому, что происходило в системе “зональных ачарйев” в неспокойные 80-е годы в обществе Исккон на Западе. У них это закончилось весьма печально, если вспомнить. В то время тысячи бхакт покинули организацию Исккон, когда узнали обо всех злоупотреблениях и перегибах некоторых “духовных” лидеров, которых им навязывали. Преданные уходили из организации, потому что любовь или веру навязать нельзя! У каждого всё-таки есть своя вера, свой разум и свои критерии, с кем общаться, а с кем нет. У каждого есть право оценивать, кто соответствует духовным идеалам, явленным нашими святыми Ачарйами прошлого, а кто не очень соответствует. Кто способен быть представителем Бога, а кто нет. И это право выбора каждой дживе дал Сам Господь. Поэтому не следует в духовной жизни строить всех в один ряд, как в армии, прикладывая ко всем линейку формализма, столь присущего религиозным организациям, или – ещё хуже – пытаться объяснять “божественной лилой” недостатки и ошибки не-трансцендентных (по всем признакам) личностей. Если происходит такая подмена (и измена высшим идеалам!) в угоду чему-либо временному или просто в силу чьей-то духовной лени, то как не считать это сахаджийством или попустительством сахаджийству? Не об этом ли так часто говорит Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, объясняя критерии выбора в общении?..

Шрила Тиртха Госвами Махарадж остаётся в положении Ачарйи, его здоровье более-менее стабильное, хотя физически он слаб и ему уже не так легко говорить. Однако время от времени проходят видеотрансляции с его участием. Нынешние его севаки (их состав сменился сразу после событий весны 2010 года) хорошо заботятся обо всём необходимом, прежде всего – помогают ученикам поддерживать отношения с Ачарйей.

Когда в таком прославленном и сильном Матхе как Шри Чайтанйа Гоудия Матх возникают проявления отклонений от идеалов, установленных Шрилой Бхакти Дайита Мадхавой Госвами Махараджем при основании этого Матха, то следует ожидать, что старые и почтенные Вайшнавы Матха, которые помнят те старые времена, совсем не будут с этим мириться. Протесты против определённых отклонений некоторых проповедников в этом Матхе в 2010 году исходили от старших почтенных Вайшнавов Матха. Не следует ни на кого нападать и обвинять. Разберутся те, кто имеет такие полномочия. Однако это не значит закрывать глаза на всё, что может происходить, не применяя разум и способность различать, которыми нас наделил Всевышний ради нашего духовного блага.

На этом тема закрыта. Приносим извинения всем, кто мог быть потревожен в то время в обсуждении этого непростого вопроса. В то время было написано и отправлено отдельное письмо Шриле Тиртхе Госвами Махараджу.

____________________

Шрила Б.В. Тиртха Госвами Махарадж время от времени говорит Хари-катху, примерно раз в 1-2 месяца. Как обычно, она транслируется в интернете. В отношении благословений кому-либо из проповедников, нужно заметить, что Ачарйа даёт одобрение на проповедь ВСЕМ своим ученикам-саннйаси (для этого саннйаса и принимается), однако, кроме Ачарйи другие Садху (возвышенные Вайшнавы) в Матхе признают не всех проповедников матха как приносящих другим духовное благо. Поэтому, если мнение о каком-либо проповеднике неоднозначное и нет полной ясности о нём, то Шастры рекомендуют относиться к этому осмотрительно. Своё мнение о ком-либо или о чём-либо мы должны основывать на трёх праманах (свидетельствах) – Шри Гуру, Садху и Шастры. Не следует кого-либо задевать или унижать, даже если кто-то действительно в чём-то допускает отклонения или ошибки, и есть факты, подтверждающие это. Но в выборе общения необходимо следовать своему внутреннему голосу – сердцу, основываясь на мнениях Шри Гуру, Садху и Шастры. Выбор общения всегда зависит от этих важных факторов, а не только от одного из них. Так объясняют Вайшнава-Ачарйи и Шастры. Шрила Тиртха Госвами Махарадж ясно сказал: “Если с кем-то из проповедников не хотите общаться или приглашать, не общайтесь. Но не критикуйте”. Особенность Шрилы Тиртхи Госвами Махараджа в том, что он, следуя своему Гурудеву, никогда никого не просит уйти из Матха, даже сильно провинившихся в чём-то. Он всегда даёт людям шанс на исправление.

Насчёт того, с кем же из проповедников общаться, кого слушать – “где душа чувствует Благо, туда она и стремится”. Все люди разные, нельзя всех вписывать в один трафарет. Вот что можно сказать по поводу ситуации в Ч.Г.Матхе в связи с некоторыми проповедниками, и вообще о религиозных организациях, где проповедники всегда могут встречаться весьма и весьма разные – от святых до не очень святых. Всегда для садхаков на пути Бхакти насущным остаётся вопрос: кто может несовершенным дживам, вступающим на путь Бхакти, принести вечное Благо? Кто может очистить душу, а не запутать её? Кто руководствуется лишь чистым желанием служить Шри Гуру и Бхагавану, а не личными мотивами? Шастра отвечает: только Сат-Гуру, Сат-Вайшнавы, то есть кристально чистые в своей жизни и отношениях способны принести вечное Благо душе. Все идеалы были показаны нашей Гуру-Варгой – святыми Вайшнавами прошлого. Поклоны таким Вайшнавам. Время, когда святой Ачарйа какого-либо Матха готовится уйти из этого мира, – всегда для Матха неспокойное, и тем более – время после этого. Так показывала история разных Матхов снова и снова. Такова природа этого мира. Хари-катха – вечна. Организации – временны. И никакие организации на бренной Земле не являются идеальными, а кто думает, что это не так, тот мыслит против законов Бога.  Прабхупад Сарасвати Тхакур называл Радха-кунду “нарака-кундой” (адским местом), поскольку там жили некоторые грешники и оскорбители, которые нарушали святость этого места. Прабхупад сказал так, несмотря на то, что он, конечно же, понимал высочайшее положение Радха-кунды и всегда преклонялся перед ней… “Матх – это Ваикунтха, Духовный Мир” – такое утверждение правильно в отношении тех, кто ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ Ваикунтху, живя в Матхе, то есть святых личностей. Если же в организации или в зданиях из кирпичей, которые через святых личностей связаны с идеальным неземным Матхом, происходит что-либо по своим признакам (Кали-стхан) совсем не относящееся к Ваикунтхе, а скорее к материальному миру, то это нельзя назвать ни Матхом, ни Ваикунтхой. Матх – это лишь то, что является чистым искренним поклонением Богу и ничего более, и потому ТАКОЙ Матх прекрасен, – тот идеал Матха, который явил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и его близкие спутники. Всё остальное не следует смешивать с Гоудия Матхом, чтобы не оскорбить Ваикунтху (Духовный Мир), где нет ничего другого, кроме  ч и с т о г о  поклонения Богу. Матх – это истинная Хари-катха из уст Шуддха-Вайшнавов, это их божественные слова в книгах и киртанах. В Матхе находится Господь – Шримурти на алтаре в мандире, поэтому Матх считается Ваикунтхой, Голока-Вриндаваном. Но возможный обман каких-то недобросовестных лидеров, политика или что-либо ещё, не относящееся к  ч и с т о м у  с л у ж е н и ю  Господу, Который в мандире, – это тоже Ваикунтха?!.. Господь, что, одобряет обман, политику и т.д., даже если они имеют место в  с в я т о м  Матхе? Люди, считающие, что всё и вся в Матхе совершенно духовно, и что этому “всему и вся” нужно слепо следовать и сломя голову бежать за кем угодно, называющим себя “представителем Матха”, – они, конечно, могут думать так на свой страх и риск, кто им может запретить это делать?.. Однако не надо вводить в заблуждение других. Ведь наши предыдущие Ачарйи призывают нас быть разборчивыми в общении, а иначе в духовной жизни и быть не может. Опять же, в связи с этой темой актуальна глава “Сознание Бога и сознание организации” из книги Шрилы Шридхарадева Госвами “Шри Гуру и Его Милость”, а также статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура “Что такое истинный Гоудия Матх?”

ноябрь 2012

__________________________________________________________________