Шримад Бхакти Гоурав Нарасимха Махарадж

 

«Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур упоминает,

что вначале необходимо прийти на уровень

анартха-нивритти (избавления от анартх),

прежде чем пытаться слушать на темы Раса-Лилы».

(Шрила Бхакти Ракшак Шридхарадэв Госвами)

 

Вопрос читателя: Правда ли, что для продвижения в Бхакти мы должны слушать от «расика-ачарйи», который находится на уровне не ниже Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура?

 

Ответ Бхакти Гоурав Нарасимхи Махараджа: Тот, кто жил во Вриндаване или в Навадвипе в течение какого-то времени, знает, что сахаджии весьма любят подобные «аргументы». Однако такое акцентирование не является истинным. АчАрйеро мот джеи сэи мот сАр, тА’р АгйА ло~Нгхи’ чоле сэи то осАр, «Указание истинного духовного Учителя (Ачарйи) является самым важным принципом в духовной жизни. Всякий, кто пренебрегает его указаниями, сразу же становится бесполезным». (ЧЧ, Ади 12.10).

                Вайшнавы, знающие науку Кришна-Бхакти, принимают этот стих как свидетельство. В нём говорится о самом важном принципе духовной жизни. Именно это – ключ к духовному продвижению. Если духовный Учитель доволен учеником, он будет быстро продвигаться в Бхакти, но если он недоволен, то ученик становится бесполезным (асара). Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур, в своём комментарии на стих «Гиты» (2.41) вйавасАйАтмикА буддхир, говорит, что ученик обязан строго следовать указаниям своего духовного Учителя: «Наставления о Шраванам, Киртанам, Смаранам, Пада-Сэванам Шри Бхагавану, которые дал мне мой Гурудев, являются самой сутью моей садханы, исполнение их – это моя садхйа (Цель) и сама моя жизнь. Я не могу оставить их ни на стадии Садханы, ни по достижении Садхйи. Моё единственное желание и единственное занятие – следовать им. Помимо этого у меня нет другого желания или занятия, даже во сне или помыслах. Мне совершенно всё равно, получу я счастье или страдание, следуя этим наставлениям, завершится моя материальная жизнь, полная страданий, или нет».  

                Такова «открытая тайна» успеха для продвижения в духовной жизни. Нужно иметь твёрдую веру в указания духовного Учителя и следовать им всем сердцем. Веды подтверждают это: йасйа дэве парА бхактир йатхА дэве татхА гурау / тасйаитэ катхитА хй артхАХ пракАшантэ махАтманаХ, «Только тому, кто имеет непоколебимую веру в Господа и не меньшую веру в истинного Гуру, открывается понимание сути Ведического Знания». (Шветашватара Упанишад 6.23)

                Похоже, что в наши дни очень многие преданные просто сбиты с толку. Они не имеют ясного представления о процессе продвижения в Кришна-Бхакти, если считают, что просто слушание о «раса-лиле» от так называемого «расика-гуру» избавит их от всех проблем. Возможно, это привлекательное предложение для тех, кто просто сентименталисты, но серьёзные преданные должны понимать, что такие обсуждения «раса-лилы» в аудиториях людей, явно не имеющих адхикара, в конце концов, обязательно приведёт именно к сахаджии, расцветающей пышным цветом.

                Чтобы подкрепить свои спекулятивные заявления насчёт обоснованности слушания о «раса-лиле», так называемые «расика-гуру», наставники сентименталистов, любят цитировать стих из «Бхагаватам» викридитам враджа-вадхубхир (10.33.39), где говорится: «Если дхира (терпеливый и умеющий полностью контролировать свои чувства человек) с любовью и истинной верой (шраддханвита) непрерывно слушает от великой, осознавшей себя души о Раса-Танце Шри Кришны с Гопи, а потом повествует об этом, может обрести полное трансцендентное преданное Служение лотосным Стопам Господа. Он быстро и полностью освобождается от вожделения, болезни сердца (хрид-рогам)». Здесь говорится о том, что человек, имеющий полную Веру (шраддханвита), обретёт чистое преданное Служение Господу через слушание и воспевание Его Игр с юными Гопи. В комментарии к этому стиху Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур упоминает, что вначале нужно прийти на уровень анартха-нивритти, прежде чем пытаться слушать о Раса-Лиле. Считается, что шраддханвита или «полная вера» и означает анартха-нивритти, когда садхака уже избавился от заблуждений и нежелательных помыслов в сердце. На этой стадии он достигает бхактим парам бхагавати, чистого преданного Служения, а болезнь сердца (хрид-рогам) навсегда исчезает.

                Когда Шри Кришна убивает демона, этот демон получает освобождение, а когда Кришна совершает Свою Лилу Любви, уничтожается вожделение, то есть материально искажённая любовь. Однако слушание о Раса-Лиле Кришны, о Его интимных любовных Играх с Гопи, никогда и никем из знающих науку о Бхакти не рекомендовалось в качестве садханы (практики).    

                Шри Кришна убил множество демонов прежде чем проявил Свои Игры с Гопи. Согласно Шри Бхактивиноду Тхакуру, демоны, убитые Кришной, олицетворяют различные демонические склонности в сердцах живых существ этого мира. Например, Тринаварта олицетворяет гордость материальной учёностью и склонность к сухим спорам; Ватсасура – ребяческую психологию, порождающую определённую жадность, последствием которой становится склонность к шалостям негативного рода; Бакасура – двуличие и лицемерие, а также псевдорелигиозность; Агхасура – склонность к насилию и жестокости; Дхенукасура – грубый материалистичный разум, невежество в отношении духовного Знания; Калийа – враждебность к другим, наглость и вероломство; Праламбасура – имперсонализм, вожделение и желание собственной выгоды или почёта. Все эти демоны были убиты Господом, и поэтому вначале нужно очистить своё сердце от всех этих демонических склонностей, прежде чем пытаться слушать о Любовных Играх Радха-Кришны. Это вполне логично и последовательно.

                Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами говорит в своём комментарии к стиху «Бхагаватам» 2.2.12, что если человек ещё не свободен от полового влечения, он не должен читать или слушать «Бхагаватам» после второй Песни. Первая и вторая Песни – это Стопы Господа, а Десятая Песнь – Его улыбающееся Лицо. Не следует поднимать свой взор со Стоп Господа на Его Лицо, если ты ещё не свободен от половых устремлений. «Есть много выскочек, которые сразу хотят взяться за 10-ю Песнь, причём особенно за те 5 глав, которые описывают Раса-Лилу. Это недопустимое заблуждение. Таким неподобающим чтением или слушанием «Бхагаватам» беспринципные материалистичные оппортунисты посеяли хаос в мире религии, оправдывая этим Писанием своё пристрастие к половой жизни. Поступки таких псевдопреданных только порочат «Бхагаватам». Нужно освободиться от полового желания во всех его проявлениях, прежде чем играть в публичное чтение и объяснение «Бхагаватам». Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур ясно говорит, что очищение сознания/сердца означает всякое прекращение половых утех и разврата – йатхА йатхА дхИш ча шудхйати вишайа-лАмпатйам тйаджати, татхА татхА дхАрайед ити читта-шуддхи-тАратамйенаива дхйАна-тАратамйам уктам (его комм. к Бха 2.2.13). По мере того, как душа, очищая свой разум, избавляется от опьянения половой жизнью, она переходит к следующим медитациям; иначе говоря, медитация на различные части Тела Господа должна возрастать соразмерно очищению сердца. Из этого следует, что те, кто продолжают оставаться в плену половой жизни, ни в коем случае не должны подниматься в своей медитации выше Стоп Господа. Чтение и публичное объяснение «Шримад-Бхагаватам» должны быть ограничены Первой и Второй Песнями этого великого Писания. Следует вначале достичь полной чистоты, усвоив содержание первых девяти Песен. Только тогда будет открыт доступ в Царство Десятой Песни». 

                Мы лично слышали от Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был крайне строг даже в отношении чтения и слушания о детских Играх Кришны, не говоря уже о Его Любовных Играх с Гопи. Шрила Сарасвати Тхакур никогда не рекомендовал это в качестве «духовной практики». Поэтому, как мы видим, и все его ученики никогда не использовали темы «расика» в своей проповеди. Высшие темы всегда предназначались только для личного Бхаджана самых достойных Преданных Господа. Игры Радха-Кришны никогда не выносились на публику и не рассказывались открыто перед преданными-неофитами.

                В действительности, нет никакой разницы между чистым воспеванием Шри Намы и Радха-Кришна-Лилой, кроме той, что воспевание Святого Имени Господа – это более безопасное положение. Поэтому всегда рекомендуется повторять и слушать Шри Наму. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур любил говорить так: «Просто примите полное прибежище в Святом Имени Господе, в Харинаме, и будет меньше суеты и беспокойств, больше пользы».

                Просто задумайтесь о таком моменте. Если человек, всё ещё подверженный плотскому вожделению, пытается слушать об Играх Радха-Кришны, но в это время оказывается неспособным контролировать свой ум и позволяет нечистым мыслям о сексе входить в своё сознание, тем самым он совершает великое оскорбление. Мы слышали от Шрилы Шридхарадэва Госвами, что когда совершается такое оскорбление против Лилы Господа, Хранители той Сферы Бытия непременно заметят это, и оскорбитель может навсегда оказаться под запретом – ему будет запрещено войти Туда. И это наставление должно быть воспринято нами с полной серьёзностью. Именно по этой причине, чтобы спасти нас от такого печального удела, рекомендованный для нас процесс очищения – это Кришна-Киртан, воспевание Святого Имени Господа, а не Смаранам (памятование Его сокровенных Лил).

                «Шримад-Бхагаватам», Шри Джива Госвами, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактиведанта Свами и многие другие великие Ачарйи – все они указывают на Киртан как на самый действенный процесс для нынешней эпохи.

 

калер доШа-нидхе рАджанн асти хй эко махАн гуНаХ  /

кИртанАд эва кр.иШНасйа мукта-са~НгаХ параМ враджет  //

«О царь, хотя Кали-йуга – океан пороков, но есть у этой эпохи одно хорошее качество. Просто совершая Кришна-Киртан, можно спастись от материального рабства и достичь Верховного Господа» (Бха 12.3.51)

 

нАма-са.нкИртанаМ йасйа сарва-пАпа-праНАшанам  /

праНАмО дУХкха-шаманас таМ намАми хариМ параМ  //

«Поклоны Всевышнему Господу, воспевание Святого Имени Которого может спасти от всех грехов и всех страданий». (Бха 12.13.23, это самый последний стих «Бхагаватам»)

 

тА’ро модхйе сорвво-шреШТхо нАмо-со.нкИрттон  /

ниропорАдхе нАм лоиле пАй премо-дхон  //

«Из девяти слагающих Бхакти наивысшая – Нама-Санкиртан. Воспевая без апарадх, обретают Сокровище Премы». (ЧЧ, Антйа 4.71)

 

нАмо-со.нкИрттоно калоу поромо упАй – «Нама-Санкиртан – высочайший Путь для этой эпохи Кали». (Из «Чайтанйа-Чаритамриты», Махапрабху сказал это Шри Рамананде Раю и Шри Сварупе Дамодару.)

 

Священные Писания не только рекомендуют Киртан в качестве главного процесса, но также утверждают, что все остальные формы преданного Служения подчинены Киртану. Йадйапи анйа бхактих калау карттавйа тада киртан-акхйа-бхакти-самйогенайва, «Несомненно, в Кали-йугу все другие формы преданного Служения тоже необходимо практиковать, но они должны быть подчинены Киртану». (Шри Джива Госвами, «Бхакти-Сандарбха», 273)

                Кто-то может высказать такое возражение: «Если Святое Имя не воспевать чистым образом, то такое воспевание не возымеет действия, тогда как во время слушания об Играх Господа мы можем сразу же ощутить Их и таким образом очиститься». Но это ложный аргумент. Даже до того, как приходит чистое воспевание Имени, Имя всё равно приносит очищающий результат. Намабхаса – это стадия воспевания перед Шуддха-Намой (чистым вопеванием). Постоянное воспевание/повторение на стадии намабхасы постепенно возвышает нас до Шуддха-Намы. Игры Господа – надмирны и их не могут воспринять

материальные ум и чувства, покрытые вожделением. «Медитировать на Радха-Кришну» – это нечто подобное миражу в пустыне для того, кто ещё является обусловленной душой, а тем более страдающей от плотской болезни вожделения. Такая псевдомедитация, которую пытается совершать неофит, не имеет никакой реальной связи с тем планом Реальности, где пребывают Шри Радха и Кришна. Другими словами, прийти в соприкосновение с Лилой Радха-Кришны значит превзойти этот бренный мир. Нужно вначале пересечь множество более низких планов бытия, прежде чем достичь действительно трансцендентного уровня: уподжийА бАРэ лотА ‘брохмАНДо’ бхеди’ джАй («Росток Преданности Господу тянется вверх и пробивает оболочки вселенной. Он пересекает реку Вираджа и сферу Брахмана, достигая Вайкунтхи. Затем он растёт дальше, до Голока Вриндавана, в конце концов, достигая Древа лотосных Стоп Шри Кришны, исполняющих все желания, и обвивается вокруг Них» (ЧЧ Мадхйа 19.153-154). Это смертельный удар по всяким вздорным суждениям сентименталистов. Они «жаждут» Раса-Лилы, которая происходит на высочайшем уровне Божественного Мира, но вся проблема в том, что они намереваются обрести это с помощью своих умственных усилий, а не заплатив за Это настоящую цену. По словам Шри Бхактивинода Тхакура, таких людей нужно считать пукур-чоривале, «воришками пруда» (хотя пруд и невозможно украсть).

                Известно, что Шри Чайтанйа Махапрабху становился полностью погружённым в размышления о Кришна-Лиле, забывая обо всём внешнем. В это время Он проявлял такие саттвика-викары как дрожь в теле, прерывающийся голос, потеря сознания, обильное потение и др.; иногда Его руки и ноги могли входить в тело… Однако всё это происходило с Ним потому, что Он на самом деле соприкасался с высшей Божественной Реальностью.

Шрила Шридхарадэв обычно говорил: «Мы можем лишь представлять себе этот существующий Идеал, думать о нём. Но если мы считаем, что уже обрели это, то всё на этом будет закончено…». Если мы хотим двигаться по направлению к Тому Миру, абсолютно необходимо очищение ума и чувств. Это очищение самым реальным образом достигается принятием прибежища у Святого Имени Кришны. Таково мнение Самого Махапрабху: чето-дарпаНа-мАрджанаМ бхава-махА-дАвАгни-нирвАпаНам («Шикшаштака», 1).

                В недавней публикации кто-то из последователей «расика-гуру» написал: «Всякий, кто говорит, что мы не должны слушать рассказы о Лилах Кришны и Гопи, несомненно является атеистом». Однако если последовать такому пониманию и таким заявлениям, то придётся считать атеистами даже Махаджан (великих Преданных прошлого)! А правда заключается в том, что они-то как раз обращаются с темами Божественного Мира с величайшей осторожностью, ибо относятся к этому с необычайным Чувством преклонения. Поэтому и дают наставление начинающим преданным, что гораздо полезнее посвящать себя Святому Имени Кришны, а не рассказам о Лилах Кришны. Превыше всего – предание Шри Наме. И если человек является учеником истинного духовного Учителя, то он должен посвящать всего себя выполнению его наставлений. Таков путь продвижения в Бхакти.

 

 

Из статьи Шримад Б.Г. Нарасимхи Махараджа «Необходимость анартха-нивритти»:

 

Несколько месяцев назад нами была опубликована статья «По поводу слушания от “расика-ачарйи”», где был сделан акцент прежде всего на необходимости оценки личного адхикара человека, прежде чем слушать Хари-катху самого сокровенного содержания (о Лилах Кришны и Гопи). Мы подчёркивали именно анартха-нивритти, преодоление препятствий в сердце. «Вначале заслужи, потом желай».

                Наш оппонент (последователь одного «расика-гуру») написал в ответ довольно длинную статью, где всячески пытался ослабить вопрос о необходимости анартха-нивритти. Однако все 30 страниц его «объяснений» только вызывают сомнения и вопросы. В ответ нами была написана ещё одна статья «Кто за кем следует?» Давайте же разберёмся. Онортхо тхАкАр кАле лИлА-гАн корэ нА «Покуда есть анартхи, преданный не должен воспевать о Лиле и о Расе», так говорил Шрила Сарасвати Тхакур, разоблачая сто дефектов сахаджии. Когда два ученика одного Гуру имеют разногласие по поводу какого-то вопроса, они обращаются к своему Парам-Гуру за дальнейшим разъяснением. А наш Парам-Гуру, Шрила Сарасвати Тхакур, ясно говорит: «Покуда есть анартхи, преданный не должен воспевать о Лиле и о Расе». Хотя многие хотели бы предложить, что очищением (анартха-нивритти) якобы можно пренебречь ради «раса-вичара» (слушания о Раса-Лиле), но уже само это предложение Шрила Сарасвати Тхакур считает признаком сахаджийской практики. До сих пор никто из наших предшествующих Ачарйев не вводил для обусловленных джив слушание Лила-катхи в качестве основной практики. Все Ачарйи, начиная со Шрилы Рупы Госвами, всегда учили садхаков почтению к процессу постепенной практики Бхакти, а не поощряли перепрыгивание через какие-либо стадии. 

                Самое практическое свидетельство о том, кому и где может рассказываться высшая Лила Господа, это просто посмотреть и оценить в связи с этим положение во всех Матхах Гоудия-Миссии в Шри Навадвипа-Дхаме (в том числе и общество Исккон). Несомненно, это поможет разумным читателям самим прийти к истинным выводам. Прежде всего, это Шридхам Майапур с Ади-Матхом и множеством Матхов по обеим сторонам Бхактисиддханта Роуд, а также в Коладвипе – Шри Чайтанйа Сарасват Матх и Шри Дэвананда Гоудия Матх (под началом Шримад Ваманы Госвами Махараджа), и все Гоудия Матхи в других частях Навадвипы, которые изначально создавались Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и затем его учениками. Почти сто лет существуют некоторые из этих Матхов, и ни в одном из них никогда не поощрялось широкое обсуждение Раса-Лилы, Манджари-Бхавы и т.д. В присутствии преданных, не имеющих адхикара, и в открытых аудиториях Гоудия Матха это никогда не допускалось. Только с недавних пор такие обсуждения стали модой среди некоторых групп «бхакти», преимущественно в западных странах, однако следует понимать, что всё это очень далеко от той практики, которую установил в Гоудия Матхе Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

                Действия говорят громче, чем слова. Миссии учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, таких как

Шрила Бхактиведанта Свами, Шрила Шридхарадэв Госвами, Шрила Пури Госвами, Шрила Мадхава Госвами, Шрила Бхакти Саранга Госвами,  Шрила Кешава Госвами (вместе со следующим Ачарйей его миссии, Шримад Ваманой Госвами Махараджем) и другие выдающиеся святые этой Шри Чайтанйа-Сарасват-Парампары, всегда следовали этой концепции Шрилы Сарасвати Тхакура ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’ и учили этому в своих Матхах: Рага-марг, спонтанная Любовь к Господу, должна быть всегда у нас над головой; мы всегда должны соблюдать почтительную дистанцию к Рага-маргу, самому Сокровенному. Шрила Шридхарадэв Госвами однажды сказал по поводу этого стиха: «Всё истинное существование Бхактисиддханты именно здесь!» И он сделал этот стих главным лозунгом своего Матха, эти слова выгравированы на мраморе при входе в Натйа-мандир (зал для киртанов).

                Где-то с 1981 года те из западных преданных, которые были крайне удачливы, начали слушать Хари-катху из уст Шрилы Шридхарадэва Госвами, узнавая множество тончайших аспектов чистой Преданности и спонтанной Любви (истинного Рагануга/Рупануга-Бхаджана) в линии Шри Рупы-Рагхунатха. В 80-е годы Шрила Шридхарадэв явил западному миру величайшее сокровище Гоудия-Вайшнавов, написав к Брахма-Гайатри свой комментарий «Нигудартха». В нём он раскрыл вершину Преданности, которая наиболее ярко проявилась в личности нашего Прайоджана-Ачарйи, Шри Рагхунатха Даса Госвами, то есть его внутреннее Чувство Радха-Дасйи, Радха-пада-Сэвы. Именно Шрила Шридхарадэв давал нам почувствовать эти тончайшие эмоции   в прекрасном стремлении к чистой Преданности. Но при этом каждый раз из его уст исходило: ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’. Каждый раз он говорил нам: «Не лезьте туда, не пробивайтесь сами! Туда лезут сами только дураки, ведь даже ангелы там ступить боятся. Не будьте же глупцами, следуйте за ангелами…» И когда его спрашивали о Рагануга-Бхакти, он отвечал именно так: ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’… Процесс Рагануга-Бхакти Шрила Шридхарадэв Госвами не объяснял никак иначе. «Выполняй свои обязанности того уровня, на котором ты находишься, согласно тому, чего заслуживаешь, согласно своему адхикару, и тогда То придёт само собой, естественным образом. Такое наставление дано для всех времён, а не только на какое-то время. Оно для всех времён. По-другому действовать не следует, иначе ты получишь Майю вместо Йога-Майи (внутренней духовной Энергии Господа)».

                Те, кто утверждает что-то иное, просто не знакомы с наставлениями Шрилы Шридхарадэва Госвами и Шрилы Сарасвати Тхакура. А кто-то вообще осмеливается заявлять, будто «Шридхар Махарадж был всего лишь философом, а мы тут расика-бхакты». Такие утверждения или намёки ещё больше раскрывают амбиции человека, но не укрепляют его в положении «истинного Ачарйи», «Сад-Гуру».

Слова ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’ это не просто «предупреждение о том, что не следует делать ошибки, преждевременно берясь за сокровенные темы», хотя сказать так было бы тоже верным. Но ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’ – это направление сердца и ума, которое предполагает признание внутреннего качества дживы, её фундаментальной характеристики. Это раскрывает положение души (татастха-дживы) – что она не Спутник (Паришад) Кришны и Радхарани, но вечный слуга, чьё положение всегда ниже Паришадов и на некотором расстоянии. Именно поэтому Шрила Сарасвати Тхакур объяснял, что джива, достигающая освобождения в Гоудия-Сампрадайе, обретает положение не на Радха-кунде, а на Говардхане. И служение освобождённая джива определяет не сама себе, а оно определяется ей согласно необходимости Самих Шри Радхи и Кришны. Именно поэтому практика ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’ в этой земной жизни приносит величайшую удачу всем обусловленным дживам и подготавливает (в смысле – делает их пригодными) к вечному служению в Духовном Мире. Шрила Шридхарадэв пояснял, что эту концепцию (‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’) необходимо проповедовать в каждом уголке мира, постоянно, всё время. Это не что-то, чем можно легко пренебречь. Если мы пренебрегаем этим наставлением, то сами оказываемся в проигрыше, во всех отношениях.

                Однажды вечером мы сидели в Бхаджан-кутире Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа в Шридхам Майапуре, и вдруг он сказал нечто шокирующее для нас. Он упомянул, что те саннйаси, которые стремятся слушать о Раса-Лиле, но не имеют для этого необходимого адхикара, будут вынуждены в следующей жизни родиться в телах мирских, безбожных женщин. Шрила Пури Госвами Махарадж сказал, что они ни в коем случае не обретут апракрита-гопи-сварупу (нематериальные тела Гопи), но получат прямо противоположное – чувственные тела мирских женщин. Саннйаса означает жизнь, посвящённая чистой Преданности, жизнь в служении Шри Гуру и Кришне, 24 часа в день. Это и есть Ашта-калийа-Лила. Но иногда наблюдается прямо противоположное – человек принимает саннйасу, потом оставляет её, наслаждается семейной жизнью несколько лет, тем временем критикуя чистых Вайшнавов и их преданных, а затем появляется на сцене через десяток-другой лет, на этот раз уже как «рагануга-бхакта» (так называемый). Это отнюдь не впечатляет, это позорно…

                Весь вопрос в том, почему «жаждущие лилы» сердятся, когда им напоминают о необходимости обретения адхикара, чистоты; когда им говорят «вначале заслужи, потом желай»? Это, что, какое-то фантастическое предписание? Нет, говорится, что вначале нужно заплатить цену. Цена за Лилуобретение чистоты. Полное предание Шри Гуру – вот цена за вечную жизнь в Лиле Господа! ПросАнно хоиле гуру сорвво-сиддхи хой / гоура-кр.иШНа-кр.ипа тА’рэ хой сунишчой – «Если Гурудев доволен учеником, для него становятся возможны все совершенства. Вне всяких сомнений, Господь Гоура-Кришна дарует такому ученику Свою Милость» (Шрила Пури Госвами Махарадж, «О Любви и Разлуке», стр.131).

                Последователи «расика-гуру» на все лады прославляют его, даже цитируя что-то из таких Ачарйев, как Шрила Вишванатх Чакраварти, якобы в подтверждение своих дифирамбов. Но вот что объяснял нам Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж в 1996 году: «У вас на Западе сейчас появилась одна группа пракрита-сахаджий (апнадэр дэше экти пракрита-сахаджийа-дол сришто хоэччхе). И это не то, чтобы они выдумывали что-то. То, что они говорят, есть в 10-й Песни «Бхагаватам», в книгах Госвами, в книгах Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура. Но сам факт того, что они публично говорят о таких высоких сокровенных темах в аудиториях людей, не имеющих адхикара, пренебрегая славой Святого Имени Господа, Которое есть единственный истинный путь к таким Высшим Лилам, является намапарадхой (оскорблением Святого Имени). Махапрабху никогда не одобрял этого. Он обсуждал эти сокровенные темы лишь с несколькими Своими Антаранга-Бхактами (ближайшими Преданными), а всех остальных Он призывал совершать Нама-Санкиртан, и в больших собраниях людей Сам совершал Нама-Санкиртан. Прачар означает Нама-прачар (проповедь Святого Имени Господа). Я не люблю псевдо-вайшнавизм! Я не люблю псевдо-вайшнавизм! Я не люблю псевдо-вайшнавизм…» (Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами – из беседы 7 февраля 1996 г., Шридхам Майапур, Гопинатх Гоудия Матх)   

                Достаточно будет только добавить к этому, что настоящие последователи Шрилы Шридхарадэва Госвами и Шрилы Пури Госвами никогда не ходят в те места, где в кругу неквалифицированных людей рассказываются или обсуждаются сокровенные Лилы Господа. И в этом важнейшем вопросе стандарты моего Гуру Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами, не отличались от стандартов Шрилы Шридхарадэва

Госвами, Шрилы Пури Госвами и всех остальных учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, столпов Гоудия Матха. У тех же, кто цитирует Вишванатха Чакраварти Тхакура, пытаясь оправдать свой «раса-вичар», взгляд на всё через призму «расы», и свои обсуждения «раса-лилы» – у них слишком заметен главный, громаднейший дефект, а именно то, что они перепрыгивают через голову Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, Основателя Шри Гоудия Матха. Это не первый и не последний случай в истории. Уже были подобные прецеденты, например, в случае с Харивамшей (которого во Вриндаване называют Хит Харивамша), учеником Шри Гопал Бхатты Госвами, который якобы получил одобрение своего «раса-вичара» от Шри Прабодхананды Сарасвати, но не следовал Гопалу Бхатте Госвами. Шрила Шридхарадэв объяснял в этой связи: «Подобное отклонение в нашей преемственности наблюдалось не раз. К примеру, был один такой Харивамша, ученик Гопала Бхатты Госвами. Этот человек фактически был отклонившимся. Есть мнение, будто бы его поддерживал Прабодхананда Сарасвати, духовный Учитель Гопала Бхатты, который был великим Преданным, написавшим много книг – «Радха-Раса-судханидхи» и другие, на очень высокие темы. До определённой степени он поддержал Харивамшу, потому что тот получил посвящение у Гопала Бхатты. Но у Харивамши возникла своя собственная преемственность. Сам же Гопал Бхатта Госвами, Гуру Харивамши, совершенно не признавал Харивамшу, от которого пошла отдельная линия его последователей, их называют «харивамшини». Теоретически они имеют связь с Гопалом Бхаттой, но на практике они действительно отклонились. Последователи Харивамши крайне склонны к «раса-вичару»  (обсуждениям самых сокровенных Лил Господа), но Гопал Бхатта Госвами, представляющий главную, прямую ветвь преемственности, как и другие в ней, очень осторожно относились к обсуждению этой возвышенной Расы (Мадхурйи). И наш Гуру Махарадж (Шрила Сарасвати Тхакур) всегда был очень осторожен по отношению к высшей Расе – ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’. Эта Раса всегда должна быть над нашей головой. И мы говорим об этой высшей Расе лишь в очень общих чертах, всегда выражая Этому огромное почтение».

                Итак, Шрила Сарасвати Тхакур дал нам такой стандарт – как относиться к высшей Субъективной Сфере Реальности. Он пришёл из вечной Лилы Шри Гоуранги, чтобы показать нам, как установить отношения с Абсолютной Истиной, с Тем Миром – ‘пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге’. И нет проигравших среди тех, кто следует Пути Шрилы Сарасвати Тхакура. Когда преданный становится достойным этого, его принимают в Ту Высшую Обитель. Он идёт Домой к Богу, обратно к Богу. Однако если человек недостоин (не имеет адхикара), но упорно настаивает на том, что ему обязательно нужно заниматься обсуждением самых высших тем Бхакти, то таким образом он лишь привносит беспокойства в сокровенные Лилы Господа. И тогда, увы, в следующей жизни он получит соответствующее тело, созданное материальной природой.

                Мы не говорим, что никогда нельзя слушать об Играх Шри Кришны. Мы говорим о том, что вначале нужно волноваться о том, как обрести необходимую квалификацию для вхождения в такие высочайшие сферы. К этому недопустимо относиться словно к какой-то дёшевке. Поэтому весьма странно, что оппоненты так жёстко противятся тезису о достижении адхикара прежде чем затрагивать такие высокие темы.

________________

Шримад Бхакти Гоурав Нарасимха Махарадж за последние несколько лет опубликовал и другие статьи на эту тему: «Кто за кем следует?», «Стандарты для Высшей Лилы», «Расика или сахаджийа?», а также статьи в книге «Пракрита-раса-аранйа-чедини» («Вырубание джунглей псевдо-расы»).

Парамартха 2008