Шрила Бхактиведанта Свами и его последователи

Краткая история Исккон после его ухода из этого мира в 1977 году 

Проповедь Гоудия-Вайшнавов в странах за пределами Индии

 

Бхактиведанта Свами  Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) – родился в Калькутте (Индия), в семье глубоко верующих людей, Вайшнавов. Его благочестивого отца звали Гоур Мохан Дэ, а их далёкие предки из Саптаграма происходили из династии аристократических вайшьев «суварна-ваник» и имели прямую родственную связь с Уддхаран Даттой Тхакуром, спутником Самого Шри Нитьянанды. С детства Абхай Чаран (как его назвали родители, «бесстрашный у Стоп Господа») воспитывался в духе служения и поклонения Богу – ещё ребёнком он проводил Праздники Шри Джаганнатха (Ратха-йатру и др.) и помогал в поклонении семейному Шримурти Радха-Говинды. Он учился в Шотландском Колледже в Калькутте и поэтому прекрасно знал английский язык (получил степень бакалавра гуманитарных наук). В студенческом возрасте, как и многие сверстники, Абхай Чаран Дэ присоединился к движению Махатмы Ганди за освобождение Индии от колониального правления британцев. В 1922 он встретил великого Вайшнава, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который убедил его в том, что самое важное – это освобождение души, а все остальные виды освобождения второстепенны и материальны. Шри Чайтанья Махапрабху, придя в 15 веке в Индию, дал людям мира новую возможность понять и принять Божественное Слово Вед, дающее высшее освобождение. Воодушевлённый примером святой жизни и словами Вайшнавов Гоудия Матха, Абхай Чаран принял Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати своим духовным Учителем и посвятил себя исполнению его наставлений, даже оставаясь ещё посреди своей мирской жизни. Он занимался фармацевтическим бизнесом – продавал в своём магазине и даже сам изготавливал ценные лекарства, признанные ведущими фармацевтами того времени. Вместе с этим он много читал и изучал священные Писания, общаясь с Вайшнавами. В 1933 году в храме Гоудия Матха в Прайаге он принял посвящение (дикшу) от своего духовного Учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Ещё в 1930-е годы он получил от Бхактисиддханты Сарасвати ясное наставление проповедовать Вайшнава-Дхарму в странах Запада. До времени ухода Учителя в 1937 г. он смог получить общение с ним несколько раз и воспринял его слова очень глубоко. Несколько лет потребовалось ему, чтобы осуществить желание своего духовного отца и выехать на Запад не для того, чтобы брать оттуда («технологии»), а чтобы давать (дивйа-гйану, Божественное Знание).

 

Со временем семейная жизнь и бизнес становились для него всё менее успешными, и это способствовало тому, что в начале 1950-х годов почтенный Абхай Чаран Дэ оставил всё и полностью посвятил себя только духовной деятельности, приняв статус ванапрастхи. Он попытался организовать «Лигу Преданных» в Джханси и стал издавать на английском языке журнал «Бэк ту Годхэд» («Обратно к Богу»). Это были нелёгкие годы, ему пришлось преодолеть множество испытаний. Затем он переехал в священный город Вриндаван и через несколько лет, в 1959 г., получил посвящение в монашество (санньясу) у прославленного Шрилы Бхакти Прагйаны Кешавы Госвами Махараджа, своего старшего духовного брата и одного из главных учёных проповедников Гоудия Матха. После этого Абхай Чарана стали называть Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж (впоследствии он стал называть себя А.Ч. Бхактиведанта Свами, а его западные ученики прибавили к этому имени тот же титул “Прабхупада”, что изначально принадлежит Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, духовному учителю Бхактиведанты Свами).

 

Вплоть до самого своего ухода из этого мира (в 1977 г.) он много общался с другим великим учёным и святым Вайшнавом, Шрилой Бхакти Ракшак Шридхаром Госвами Махараджем, считая его своим старшим духовным братом и наставником. Их всегда связывали узы прочной духовной дружбы. Впоследствии он советовал и некоторым своим ученикам принимать Шридхара Госвами Махараджа как святого наставника и слушать его советы. Шрила Шридхарадев Госвами Махарадж очень любил и уважал Бхактиведанту Свами, его проповедь на Западе он ценил как великое служение всей Гоудия-Сампрадайе.

 

В разные годы Бхактиведанта Свами встречался в разных городах Индии со многими высокопоставленными лицами, религиозными деятелями, известными писателями, учёными и людьми искусства. Премьер-министры Индии Лал Бахадур Шастри и Радхакришнан высоко ценили его учёность и сильное желание нести духовное послание Индии в страны Запада. От него в подарок они получали переведённые им на английский язык древние книги, содержащие в себе бриллианты индийского духовного наследия. Он действительно горел желанием поделиться этими сокровищами со всем миром.

 

Вопреки распространённому мнению недобросовестных западных и российских исследователей и журналистов, в 1960-х годах Бхактиведанта Свами поехал из Индии в западные страны не для того, чтобы «в престарелом возрасте сделать свой бизнес успешным». К тому времени он, во-первых, уже давно оставил фармацевтический бизнес, и, во-вторых, он никогда не смешивал религию и бизнес, ни в мирской жизни, ни после принятия отречения. Он поехал на Запад исключительно с тем, чтобы донести до безбожных и падших людей Запада вечное духовное послание Индии (Бхагавата-Дхарму, Вайшнава-Дхарму) – ведь он получил такое наставление от своего Гуру ещё в 30-х годах столетия, потом долго готовился к его исполнению, годами переводя древние книги на английский, и к тому же сам он был воспитан в этой традиции ещё с детства.

 

В 1965 году он с трудом смог получить возможность поехать на Запад (в США) как миссионер. Получив визу и место в каюте на грузовом судне «Джаладута», он входил на борт корабля почти без денег, зато полный веры, ведь у него были с собой драгоценные книги, содержащие духовное Знание о предвечном Боге, и пламенное сердце, которое источало Любовь к Богу. Пожилой (69-летний) индийский монах выехал из Индии в суровую, мрачную западную цивилизацию, всего лишь с 7 долларами в кармане и сундуком напечатанных им книг, надеясь только на своего духовного наставника, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, и на Милость Господа Шри Кришны. Переплывая через океан во время сильного шторма, пожилой Свами пережил два сердечных приступа, но продолжал молиться Господу и так смог достичь берегов Америки.

 

Прежде чем в его западной проповеди появились значительные успехи и признание, ему пришлось провести почти два года в довольно трудных и даже опасных условиях в Америке, тогда охваченной безумием наркотиков и «свободной любви» всевозможных хиппи (кроме того, как раз в тот период шла жестокая война во Вьетнаме, проявление американской агрессии). Даже несмотря на презрение и насмешки со стороны многих (до невозможности «свободных») американцев, Бхактиведанта Свами продолжал с состраданием объяснять им о ценности человеческой жизни и важности духовного самопознания. Он говорил им о необходимости повторять и петь святое Имя Бога, ведя внутренне и внешне чистый образ жизни.

 

Когда у него появились американские ученики, он основал «Международное общество сознания Кришны» (английская аббревиатура – ISKCON, ИСККОН). Затем стали строиться храмы, началась широкая публикация его переводов Ведических Писаний на разных языках. С помощью своих учеников он 11 раз обогнул земной шар, посетив множество стран на всех континентах. Если говорить о широком распространении на Западе традиции Вайшнавов (Бхакти), Шрила Бхактиведанта Свами был первопроходцем. Именно поэтому многие традиционные вещи он вынужден был приспосабливать к совершенно иной социо-культурной ситуации Запада (об этом много писали учёные-религиоведы, оценивая его динамичность и умение найти общий, духовный, язык с людьми другой цивилизации). Однако саму суть он никогда не изменял – преданность и служение Богу, познание души , познание Высшей Души – Шри Кришны, это всегда оставалось в центре его просветительской деятельности. Порой даже несколько резкая в выражениях, его проповедь никогда не была проявлением ненависти или недружелюбия к людям. Наоборот, даже называя современную западную цивилизацию «обществом животных» и ведя “агрессивные” атаки на духовное невежество мещанского общества, он очень любил всех людей – прежде всего «душу в человеке», ведь хотел встряхнуть западного человека от духовной спячки, спасти его от погребения души под «красивыми оболочками», вывести его из животного состояния. Он знал как это сделать – дав им духовное Знание о своём вечном «я», о Боге и вечных отношениях между ними, Знание, которое содержится в древних Ведах и в трудах предыдущих Вайшнавов.

 

После того, как Шрила Бхактиведанта Свами ушёл из этого мира в 1977 г., его западные последователи, ещё духовно незрелые, к сожалению, совершили много ошибок в деятельности духовного общества (ИСККОН), которое он создал на Западе. Поступки некоторых его последователей, после его ухода в 1977 г., в значительной степени дискредитировали в глазах общественности их общество, чем сразу же воспользовались (и пользуются до сих пор) недоброжелатели в прессе и научных кругах. Однако такие журналисты и исследователи чаще всего не знакомы с корнями традиции, которую представлял Бхактиведанта Свами, пытаясь с ней знакомить западный мир. Поэтому несведущие люди, услышав о каких-то неудачах организации ИСККОН, склонны делать выводы обо всей традиции как таковой. Но, глядя лишь на несовершенное проявление древнейшей традиции в лице западных последователей общества ИСККОН, невозможно составить о ней полное представление. Необходимо изучить корни и историю этой традиции, прежде чем бездумно или намеренно, из враждебности, перечёркивать её. Поэтому злопыхателям или невеждам стоит напомнить следующее. Помимо негативных проявлений, которые действительно были в истории общества ИСККОН, даже среди западных последователей Вайшнавов есть прекрасные духовные люди. Что и говорить о миллионах Вайшнавов, которые родились и живут в Индии, следуя высшим принципам гуманности и духовности. Другими словами, недобросовестные и неблагожелательные критики, руководствуясь некими политическими целями, показывают лишь негативные примеры Вайшнавизма, «забывая» о позитивных примерах, в лице настоящих Вайшнавов, и скрывая от несведущих масс высокие идеалы древнейшего Учения. Но с таким же успехом можно показывать негативные примеры и любой другой религиозной традиции, «забывая» показать в ней то, что позитивно и несёт людям благо. Существует множество рецензий как от индийских, так и от западных учёных и деятелей культуры, которые, оценивая духовно-философские труды Бхактиведанты Свами, признавали его самого как представителя настоящей индийской традиции Бхакти. Такие признанные в духовных кругах Индии учёные-ведантисты, в традиции Вайшнавов (Гоудия Матха и других индуистских направлений), как Шрила Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Кешава Госвами Махарадж, Хануман Прасад Поддар и другие, с большим почтением относились к Бхактиведанте Свами и ценили его духовные заслуги. Хотя никто из них никогда не одобрил бы то, что происходило в обществе ИСККОН после 1977 г.

 

Здесь нужно сделать небольшое пояснение по поводу «пост-‘77-периода». После того, как Шрила Бхактиведанта Свами в 1977 г. ушёл из этого мира, среди его главных западных учеников в обществе ИСККОН действительно имели место оплошности и большие неудачи. Идеалы были слишком высоки, а реальные духовные возможности вчерашних американских студентов или хиппи, с детства воспитанных в духе вседозволенности и ещё больше испорченные “лихими семидесятыми”, были не велики. Приведём факты (без упоминания имён, да будет им судьёй Господь). Пусть искренние люди примут это не как критику, а как правду, необходимую для поиска высших истин. За 30 лет существования общества ИСККОН более 40 западных учеников и «преемников» Бхактиведанты Свами, взявших на себя руководство этим обществом, отклонились от духовных принципов и оставили вверенное им духовное положение, таким образом обманув многих людей в этом обществе. Это реальный факт, и, как бы его ни скрывали от вновь приходящих в ИСККОН, рано или поздно люди об этом узнаЮт. Верующим людям, пострадавшим в прошлом от псевдоучителей, самим нужно было учитывать незрелость американских «гуру» и их неспособность жить святой жизнью Вайшнавов. Занимать высочайшее по уровню ответственности положение Гуру – это далеко не для каждого. Чтобы взять ответственность за духовную жизнь других людей, необходимо соответствовать характеристикам истинного Гуру, которые даны в Писаниях. Такое положение должно прийти по благословению Всевышнего и святых Вайшнавов, а не взято по своей прихоти. Кроме того, в обществе ИСККОН после ухода Шрилы Бхактиведанты Свами (в «пост-‘77-период») часто нарушались принципы правильных отношений между людьми, забывались реальные нужды тех, кто посвятил себя служению этому обществу, допускалось пренебрежение в служении Богу, к брахманам, коровам, старикам, женщинам и детям. В американских образовательных учреждениях ИСККОНа допускались серьёзные ошибки по отношению к детям, причём во многих случаях с участием самих же “духовных лидеров”, что в 90-х годах даже привело к публичным судебным разбирательствам в самой Америке, в результате которых ИСККОНу пришлось выплатить огромные суммы денег и всячески оправдываться в средствах массовой информации. Но следует хорошо отметить: основатель и наставник ИСККОНа, Шрила Бхактиведанта Свами, никогда не учил такому пренебрежительному отношению к Богу, к преданным, к тем, кого надо защищать, а не подавлять. Он всегда говорил об этом ученикам (хотя и при нём иногда ими допускались такие ошибки). Только когда человек находится в полном отчуждении (alienation) от своей души, от своего “я” (что и говорить о высшей духовной реальности), он способен делать такие грубые ошибки. Вайшнавы смотрят на это не иначе как с состраданием над духовной повреждённостью человека. Хорошо, что даже в самом ИСККОНе далеко не все оказались такими, и это общество так или иначе продолжает своё существование в разных странах мира.

Таким образом, даже узнав все эти факты «пост-‘77-периода», нельзя допускать огромную ошибку, обвиняя саму традицию Вайшнавов в этих нежелательных отклонениях некоторых западных неопытных её адептов – ведь в самом Учении этого нет (стоит лишь в этом убедиться, внимательно изучив древние книги Бхагавата-Дхармы). В Индии на протяжении тысячелетий были и сейчас есть тысячи настоящих, праведных Вайшнавов, например в Гоудия Матхе, имеющем множество монастырей и храмов по всей Индии. Вся суть в том, что в западных странах о них не очень хорошо известно. Вайшнава-Дхарма на Западе только начинает развиваться – 50 лет это не такой большой срок. И если образуются какие-то организации западных последователей Вайшнавизма, во главе которых стоят не совсем святые люди, то следует ожидать – и это вполне естественно, – что среди них будут встречаться и нечестные “лидеры”, которыми движет желание денег и власти. (Нужно отметить, что это касается вообще всех религиозных организаций и церквей, например в католичестве, православии и протестантизме, неважно в какой стране.) Вина за некоторые неудачи в последующем развитии западного общества ИСККОН лежит ни в коем случае не на традиции Вайшнавов и не на Бхактиведанте Свами, а на его отдельных западных недобросовестных «преемниках», поскольку именно они допустили духовную безответственность перед своим наставником и верующими людьми. И, опять-таки, следует повториться: речь идёт не обо всех последователях Бхактиведанты Свами, а об отдельных личностях, которые своими действиями дискредитировали всё его общество, сделав его лёгкой мишенью для едких высказываний журналистов. И хотя сама Вайшнава-Дхарма, имеющая глубокие корни в Индии, ничуть не страдает от неправильных форм её приложения на Западе, но всё же хотелось бы, чтоб у западных критиков не возникало путаницы с причинами и следствиями. Иначе – если рассуждать по такой логике, – то пришлось бы поднять на поверхность все религиозные отклонения и злоупотребления, например, христианских клириков за две тысячи лет существования христианской религии в западном мире. И тогда, что же, журналистам и исследователям оставалось бы перечеркнуть христианство как духовное Учение, указав лишь на дурные плоды, порождённые лидерами формальной церкви?!.. Поэтому для правильного анализа всегда необходимо чётко понимать: в чём состоит конкретное Учение, кто передаёт его наиболее чистым образом, кто его истинные последователи, и кто ложные (а стало быть неспособные представлять эту традицию, хотя и имеющие претензию на это).

К сожалению, большая проблема в ИСККОН заключается в том, что до сих пор продолжаются падения тех, кого в ИСККОН принимают в качестве нынешних гуру. В 1998 году отклонился Х** Свами, потом ещё несколько гуру ИСККОН, а в 2012 году произошёл отход  П** Свами  от духовных обетов, тоже вызвав потрясению и печаль у многих последователей этого общества, особенно у их учеников.  Таким образом, в Гуру-Таттве в ИСККОН очевиден большой провал. (См. подробнее статью “Ненадёжная Гуру-Таттва” на странице Блог-Авалок).

Нужно особо отметить ещё и тот факт, что общество западных последователей Шрилы Бхактиведанты Свами (ИСККОН) в своё время целенаправленно отделило себя от благотворного общения с традиционными (ортодоксальными) Вайшнавами Гоудия Матха, заявив о себе как о чуть ли не единственном носителе истинной Ведической традиции в мире. Однако такие заявления, может быть, и воспринимаются за истину несведущими людьми на Западе, но никак не в Индии, где даже простые люди знают об ИСККОН как о “западной” или даже “американской” организации, называя её «видеши», в отличие от Гоудия Матха и других сообществ Вайшнавов, которых называют «свадеши» (“родные”, “индийские”). (Например, во Вриндаване, духовной “столице всех Вайшнавов, все местные жители (враджабаси) – которые очень любят Кришну – неслучайно называют храм ИСККОНа как “ингредж мандир”, то есть “западный храм” или “храм иностранцев”). Некоторое отстранение ИСККОНа от индийской традиции и даже некоторое высокомерие к индийским ортодоксальным Вайшнавам со стороны отдельных американских лидеров тоже послужили причиной последующих духовных неудач в обществе ИСККОН, руководство которого состоит в основном как раз из американцев, которым не чужда «уверенность в своих деньгах» и чувство превосходства над другими нациями, особенно «третьего мира», к которых и относится Индия. Лидеры ИСККОНа оправдывали в «пост-’77-период» (и сейчас) такое своё отношение к Гоудия Матху, ссылаясь на отдельные негативные высказывания Бхактиведанты Свами в адрес некоторых его духовных братьев из Гоудия Матха, с которыми у него была полемика относительно стиля проповеди и легитимности уравнивания во всех правах совершенно новых для индийской духовности западных людей и ортодоксальных Вайшнавов. Однако перед своим уходом в 1977 году Бхактиведанта Свами искренне извинился перед всеми возвышенными Вайшнавами, которых он мог задеть в ходе своей широкомасштабной мировой проповеди ради высшей цели. Это извинение документально подтверждено, и оно даже иногда цитируется его последователями, однако многим из них до сих пор трудно изменить своё отношение к Вайшнавам Гоудия Матха. В ИСККОН поддерживается высокий культ поклонения Шриле Бхактиведанте Свами (Прабхупаде), что полностью оправдывается его действительным величием. Однако многие в ИСККОН, своеобразно понимая его величие, в силу этого фактора исключают святость и величие кого-либо из других современных Бхактиведанте Свами (и даже старших для него) Вайшнавов, а зачастую даже принижают величие и самого его духовного наставника, основателя Шри Гоудия Матха – Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. В связи с этим необходимо упомянуть и ещё одну существенную правду, без которой невозможно понимание духовных истин – ни в рамках общества ИСККОН, ни за его пределами. В период 80-х годов лидерами ИСККОН были совершены серьезнейшие оскорбления в адрес одного из святых Вайшнавов и главных преемников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати в Гоудия Матхе – Шрилы Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами, о чём документально свидетельствуется в книге его последователей «Наши любящие Хранители» (Our Affectionate Guardians). В Писаниях и в книгах Вайшнавов говорится, что оскорбления таких святых высокого уровня не приводят ни к каким хорошим последствиям, что и было доказано историей ИСККОНа в период 80-90-х годов.

Существует несколько исследовательских работ, посвящённых социальным и духовным неудачам ИСККОН, которые были написаны как религиоведами, давно изучающими это общество, так и учениками Бхактиведанты Свами, в 80-х годах покинувшими это общество (хотя и не оставившими духовный путь Бхакти, а, наоборот, укрепившихся на нём). Это такие книги, как: «Сила – в духовной чистоте» (“Purity is The Force”) Б.А. Парамадвайти Махараджа, «Что случилось по пути на небеса?» (“What’s Happened on the Way to Heaven?”) Дхриштадьюмны даса, статьи Бхакти Гоурав Нарасимхи Махараджа, Б.В. Трипурари Махараджа и других учеников Бхактиведанты Свами, не состоящих в ИСККОН.

Современное общество ИСККОН старается загладить ошибки прошлого и исправиться – время от времени (как правило, после очередного кризиса, связанного с уходом или падением кого-либо из лидеров) оно пытается проводить различные духовные реформы внутри своего общества, переоценивать положение гуру в рамках понимания ИСККОН, проводить образовательные и благотворительные программы, например “Пища жизни” (“Food for Life”) – бесплатная раздача пищи нуждающимся и др. Однако суть в том, что по-настоящему духовным, а не просто “нравственным”, может сделать то или иное вайшнавское общество только присутствие там воистину святых Вайшнавов, а это большая редкость. И дело не в том, как называется это общество или какова его история. Живая Бхакти, чистейшая Любовь к Богу, рождается только от Бхакти (от его носителей). Неверие в этот вечный принцип породило в среде последователей Бхактиведанты Свами теорию “ритвиков”, очень распространённую ныне. Эта теория гласит о том, что не нужно никаких присутствующих святых Гуру, потому что их “просто нет”. Они считают, что есть только один Бхактиведанта Свами, который, даже не присутствуя на Земле физически, будет занимать положение единственного Гуру следующие несколько тысяч лет. Однако подтверждения этому нет в священных Писаниях, ведь Писания повсюду утверждают, что существует цепь духовных Учителей (Гуру-Парампара), которые в любой исторический период или проявляются из самых достойных Вайшнавов и достигают уровня совершенства (садхана-сиддха), становясь для других Гуру, или же приходят из духовного мира уже вечно совершенные (нитйа-сиддха). И для тех, и для других существуют конкретные отличительные признаки. Поэтому сведущих людей не сбивает с толку тот факт, что в наше время (да и раньше, хоть и в меньшей степени) название “Гуру” и “Вайшнава” зачастую несправедливо относят к кому угодно, не взирая на его реальное состояние и отсутствие соответствующих качеств.

Теперь вернёмся снова в 70-е, когда Бхактиведанта Свами ещё был на этой планете и совершал здесь свою славную проповедь Кришна-Бхакти, Любви к Господу.

 

Посещая разные страны с лекциями, в 1971 г. Бхактиведанта Свами посетил и Советский Союз, куда был приглашён профессором-индологом Григорием Григорьевичем Котовским (сыном знаменитого полководца Гражданской войны Г. Котовского), заведующим отделом Индии и Южной Азии Института востоковедения Академии Наук СССР. Он планировал остаться здесь с двумя учениками немного дольше, но смог находиться в стране «за железным занавесом» всего лишь три дня. Он жил в гостинице, и за всеми его передвижениями по Москве и контактами строго следили советские спецслужбы, пресекающие любую религиозную проповедь. Были отменены даже его лекции по религиозной философии Индии в московском университете, организованные профессором Котовским. Бхактиведанта Свами вынужден был встречаться с видным советским индологом в частной обстановке. Их встреча в кабинете проф. Котовского была неофициальной, и между духовным просветителем и учёным-коммунистом завязалась дискуссия по вопросам, представлявшим обоюдный интерес. Профессору Котовскому было очень лестно, что его посетил живой носитель индийской духовной традиции, выдающий просветитель не только Индии, но и других стран. В ходе этой беседы Бхактиведанта Свами предложил людям Советского Союза путь духовного преобразования российского коммунизма. Больше в советскую Россию он не мог приехать, по понятным причинам, хотя русские люди ему очень понравились своей открытостью и жаждой духовного познания. Во время своего короткого трёхдневного визита в СССР ему удалось оставить несколько своих духовных изданий одному молодому человеку (студенту-востоковеду), который встретился ему почти случайно и заинтересовался, а вскоре эти книги были переведены на русский, стали печататься «самиздатом» и распространяться по всему Союзу. Так появились последователи Вайшнавов и в России. Впоследствии многие присоединились к официальной организации Исккон, но есть очень много людей, которые не относятся к этой организации, в то же время почитая Бхактиведанту Свами и следуя пути Кришна-Бхакти в традиции Гоудия-Вайшнавов.

На Западе ещё с 1930-х годов проповедовали Вайшнавы Гоудия Матха (то есть ещё до Шрилы Бхактиведанты Свами). Это была первая волна проповеди Гоудия Матха, она не была массовой, но был заложен серьёзный фундамент. Высокопоставленным и учёным лицам в западном обществе проповедовали Шрила Бхакти Хридой Бон Махарадж, Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж и другие Вайшнавы, близкие ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Затем в 1965 году на Запад выехал Шрила Бхактиведанта Свами, и его проповедь была крайне успешной. Вторая волна проповеди Гоудия Матха на Западе началась со Шрилы Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами в начале 80-х годов, причём сам он не выезжал на Запад – это к нему приезжали в Навадвипу тысячи западных бхакт, печатались его книги на разных языках, создавались центры Бхакти в разных странах. В середине 90-х годов проповедь Гоудия Матха зарубежом продолжилась – в страны Запада и в Россию стал приезжать Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, выдающийся и благословенный Ачарйа, в проповеди строго следующий традиции Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он приезжал до тех пор, пока позволяло здоровье, до 2003 года. (В России последний раз он был в 2003 году.)

 

За 11 лет своей проповеди на Западе Шрила Бхактиведанта Свами перевёл и прокомментировал такие священные Писания как «Бхагавад-Гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-Чаритамрита». Помимо этих главных его трудов он написал множество небольших книг о духовной философии Бхакти и о жизни в соответствии с ней, написал сотни писем, прочитал сотни лекций в самых разных аудиториях разных городов всего мира – от крестьян и рабочих до писателей и научных деятелей. Также сохранились записи и транскрипции сотен его «утренних прогулок». Зачастую строгий, он обладал удивительным обаянием и детской простотой. К своим ученикам он был взыскательным, но безмерно любящим отцом, и доверял им.

 

В 1977 г. Шрила Бхактиведанта Свами оставил этот мир, находясь во Вриндаване (Индия), в окружении учеников. Его Самадхи-мандир расположен там же, на территории храма “Кришна-Баларам Мандир”. В 1996 году в Индии и во всём мире широко отмечалось столетие со дня его явления. Правительство Индии выпустило юбилейную почтовую марку с его именем и изображением, некоторые государственные лица участвовали в торжествах. О нём было издано несколько книг воспоминаний.

 

Столь многие люди в странах Запада и в России благодарны Бхактиведанте Свами всем сердцем за то, что он первый раскрыл им (лично и через свои книги) древнейшее духовное Знание Вед и Упанишад. Даже не являясь последователями формального общества, основанного им на Западе, многие преклоняются перед ним за любовь и свет, которые он дал миру, и принимают его духовные наставления. Его книги до сих пор печатаются издательством “Бхактиведанта Бук Траст” на разных языках мира.

__________________________________________

 

Об отношении Вайшнавов Гоудия Матха к Бхактиведанте Свами и его последователям 

 

Шрила Бхактиведанта Свами по воле своих предшественников придал Гоудия-Вайшнавизму мировое значение. В силу широты своей проповеди и её «революционности», благодаря огромным тиражам своих книг Бхактиведанта Свами стал видной мишенью для многих критиков – как мирских, так и религиозных. Даже несмотря на некоторые последующие неудачи лидеров организации Исккон, созданной им на Западе, слава Шрилы Бхактиведанты Свами никогда и ничем не затмится.

Положение Шрилы Бхактиведанты Свами, а также правильное отношение к последователям Исккон замечательно объяснил один из выдающихся Ачарйев Гоудия Матха, Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, в 1999-м году во время своего приезда в Россию. Он дал ученикам такое наставление: «Я уже говорил об этом в других странах, которые я недавно посетил. Обращаюсь теперь с этой просьбой и к вам. Парам-Пуджйапад Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж является дорогим учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Он не был обыкновенным человеком. Да, он провёл свою жизнь в положении грихастхи, до того как принял саннйасу. Но он был полностью предан Шриле Сарасвати Тхакуру и по его личному указанию поехал в западные страны, чтобы там проповедовать послание Божественной Любви, Учение Шри Кришны Чайтанйи Махапрабху. Вы должны глубоко задуматься над этим. Понимание того, что он сделал, должно пробуждать огромное почтение к нему. Он проповедовал по воле своего духовного Учителя. Впоследствии, после Ухода Шрилы Бхактиведанты Свами, его ученики, из-за недостатка прямого духовного руководства Вайшнавов и в силу своих собственных прежних слабостей, могли допускать какие-то ошибки, заблуждаться, не понимать чего-то. Но мы обязаны с чувством любви и заботы стараться помочь им понять какие-то важные вещи, а не обвинять их в чём-то, оскорблять или удручать их. Это моя убедительная просьба к вам, потому что в противном случае Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж в своём сердце будет испытывать боль. Его истинные ученики и последователи имеют с ним связь, вы должны всегда помнить об этом. Наш Гуру Махарадж (Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами) всегда просил нас относиться к его духовным братьям с почтением, ведь иначе можно допустить апарадху. Он говорил, что «каждый духовный брат достоин поклонения, поскольку связан с моим Гурудевом». Он приглашал их всех в свой Матх, и когда они приходили в гости к нему, он лично служил им. Не думайте как-то иначе, но всегда помните об этих словах. Не обижайте последователей Шрилы Бхактиведанты Свами, не говорите им что-то удручающее, а наоборот – старайтесь вдохновлять их, ведь они связаны со Шрилой Бхактиведантой Свами и Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Когда у них возникают какие-то сомнения или непонимание чего-то, старайтесь помочь им устранить это. Такова моя убедительная просьба ко всем вам».

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, как и другие Вайшнавы советуют не ругать последователей Исккон, если возникают ошибки, не обижать их, а помогать и поправлять, когда необходимо – ведь они имеют связь со Шрилой Бхактиведантой Свами. Он говорит в этом письме: “…мы обязаны с чувством любви и заботы стараться помочь им понять какие-то важные вещи, а не обвинять их в чём-то, оскорблять или удручать их”. Как и всем другим людям нужно желать духовного Блага – всем, кто хочет предаться Богу, в ИСККОН или вне его. Прежде всего нужно понять, что есть истинная сиддханта, которую дали наши предыдущие Ачарйи. Исходя из этого можно видеть отклонения. Заблуждения могут быть устранены только Таттва-гйаной, Самбандха-гйаной, обретаемой по милости Шастры и святых Вайшнавов в истинной Парампаре.

 

(с) “Парамартха”. www.paramartha.info