Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж

Бхактиведанта Свами

В своём интервью индийскому журналу «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Бхактиведанта Свами сказал: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди оставались на уровне животных, и создают Организацию Объединенных ***… Просто собачьи бега… Собака бежит на четырех лапах, а вы мчитесь на четырёх колесах — вот и вся разница. И вы считаете, что четырёхколёсные бега свидетельствуют о прогрессе цивилизации!»

 

Интервьюер индийского журнала «Бхаван Джорнал»: Мой первый вопрос: ослабевает ли, по-Вашему, влияние религии? И если да, то можно ли этим объяснить рост коррупции и повсеместное разрушение нравственных ценностей?

Бхактиведанта Свами: Да, религия в мире ослабевает. Это было давно предсказано в «Шримад-Бхагаватам» (12.2.1):

таташ чанудинам дхармах
сатйам шаучам кшама дайа
калена балина раджан
нанкшйатй айур балам смритих

«В Кали-югу (нынешнюю железную эпоху раздоров и лицемерия) религия придет в упадок, постепенно в людях будут исчезать правдивость, чистота, милосердие, сократится продолжительность жизни, уменьшится телесная сила и ослабеет память».

Всё перечисленное — это ценные качества человека, отличающие его от животного. Но они будут постепенно исчезать. Не будет ни милосердия, ни правдивости, станет короткой память и сократится продолжительность жизни. Религия тоже придет в упадок. Это означает, что люди постепенно опустятся до уровня животных.

Интервьюер: Религия исчезнет?

Бхактиведанта Свами: Жизнь без религии — это и есть животное существование. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, что собака не имеет ни малейшего понятия о религии.

Собака — тоже живое существо, но её не интересует священное Писание – ни «Бхагавад-гита», ни «Шримад-Бхагаватам». Ей это неинтересно. Этим человек отличается от собаки: животному просто не интересно. Таким образом, люди, которых не интересует религия, ничуть не лучше животных. Но может ли идти речь о счастье или мире в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных ***. Разве это возможно? «Объединённые животные», общество, объединяющее животных?.. Именно так и обстоит дело.

Интервьюер: Видите ли Вы какие-нибудь обнадёживающие признаки?

Бхактиведанта Свами: По крайней мере люди заметили, что религия приходит в упадок. Это уже хорошо. «Приходит в упадок» значит, что люди становятся животными. Логика определяет человека как «разумное животное». Если у него нет разума, он животное, а не человек. В человеческом обществе вы должны стать либо христианином, либо мусульманином, либо индусом — кем из них, не так уж важно. Но должна существовать какая-либо система религии. Человеческое общество без религии — общество животных. Это очевидный факт. Почему сейчас люди так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ей.

Например, даже сейчас (в 1976 г.) в России правительство очень враждебно настроено по отношению к религии, к сознанию Бога, так как придерживается мнения, что религия отрицательно повлияла на развитие общества.

Интервьюер: В этом, может быть, есть доля истины.

Бхактиведанта Свами: Религию кто-то мог использовать во зло, но это ещё не значит, что теперь её надо избегать. Нужно исповедовать истинную религию. То, что многие так называемые священники сами не соблюдают принципов религии, как она того требует, ещё не значит, что религия должна быть отвергнута. Если у меня катаракта, и мой глаз причиняет мне беспокойство, это не значит, что его надо выколоть. Нужно удалить катаракту. В этом заключается Кришна-Бхакти.

Интервьюер: Я думаю, история показывает, что многие злоупотребляли религией. Вы согласны?

Бхактиведанта Свами: Многие люди не имеют понятия о Боге, но в то же время пытаются проповедовать религию. Что такое религия? В Писаниях сказано: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам — «Путь религии указан Самим Верховным Господом». Они не имеют понятия о Боге, не знают, что такое Бог, а учат религии. Долго ли может сохраняться такое неестественное положение? Это неминуемо ведёт к упадку религии.

Таково положение в современном мире. Люди не имеют представления о Боге, поэтому как они узнают волю Бога? Религия — это воля Бога. Закон, к примеру, — это, по сути дела, воля государства. Не будь государства, не было бы и этих законов. Мы очень четко представляем себе Бога — это Шри Кришна. Он повелевает, а мы исполняем Его волю, очень просто. Но если «нет Бога», нет повелений Бога, то откуда взяться религии? Если нет правительства, то откуда возьмется закон?

Интервьюер: Да, тогда не будет никаких законов. Это будет общество беззакония.

Бхактиведанта Свами: Именно беззакония. Все творят беззаконие, если проповедуют собственную, сфабрикованную ими религиозную систему. Это и происходит сейчас. Попробуйте спросить последователя любой современной так называемой религиозной системы, как он представляет себе Бога? Сможет ли он дать вразумительный ответ? На этот вопрос вам никто не ответит. Но мы немедленно скажем:

венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами

«Я поклоняюсь Всевышнему – Говинде, предвечному Господу, Который виртуозно играет на Своей флейте, Чьи цветущие глаза подобны лепесткам лотоса, а голова украшена павлиньим пером, Чье прекрасное тело имеет оттенок синих туч и Который Своим неповторимым очарованием пленяет миллионы Купидонов, богов любви» («Шри Брахма-Самхита», 5.30).

Мы сразу можем дать описание Образа Бога. Но, с другой стороны, можно ли назвать полной религией то, что не даёт ясных представлений о Боге как Личности?

Интервьюер: Я не знаю.

Бхактиведанта Свами: Это обман. Люди не имеют представления о Боге и потому не понимают, что такое религия. Это деградация, и поскольку религия приходит в упадок, люди всё более и более походят на животных. Животными называют тех, у кого нет памяти. Собака прибегает на запах съестного, человек отгоняет её, и она уходит. Но скоро она снова возвращается, потому что у неё нет памяти. Таким образом, если наша память о Боге ослабевает, значит, мы постепенно теряем свои человеческие качества. В Кали-югу (нынешний железный век) эти человеческие качества постепенно исчезают. Это значит, что люди уподобляются кошкам и собакам.

Интервьюер: Второй вопрос. Ведическую культуру часто обвиняют в том, что она фаталистична, то есть делает людей рабами, верящими в предопределение, и тем самым препятствует прогрессу. Насколько справедливы эти обвинения?

Бхактиведанта Свами: Что представляет собой этот прогресс? Собачьи бега — это прогресс? Это называется прогрессом? Собака бегает туда-сюда на четырёх лапах, а люди повсюду разъезжают на четырёхколёсных автомобилях… Это вы называете прогрессом? Ведическая традиция – это нечто иное. По ведической традиции человек обладает определённым количеством энергии, и поскольку его сознание более развито, чем сознание животных, то человеческая энергия ценнее энергии животных.

Интервьюер: Я думаю, никто не будет оспаривать то, что человек обладает большей свободой или, я бы сказал, большей ответственностью, чем животные.

Бхактиведанта Свами: Именно. Поэтому человеческую энергию и нужно использовать для духовного прогресса, а не тратить на состязания с собакой. Праведный человек не занимается тем, чем занимается собака. Сегодня люди думают, что в изощрённом виде уподобиться собаке — это и значит «жить». Однако истинная жизнь — это духовный прогресс. Поэтому ведические Писания гласят:

тасйаива хетох прайатэта ковидо
на лабхйатэ над бхраматам упарй адхах
тал лабхйатэ духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхира-рамхаса

«Истинно разумные и склонные к духовной философии люди должны прилагать усилия только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой вселенной, даже если обойти её всю — от высшей планеты (Брахмалоки) до низшей (Паталы). Что же касается счастья, которое дают чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам, как в положенный срок к нам, вопреки нашей воле, сами приходят страдания» («Шримад Бхагаватам», 1.5.18).

Интервьюер: Не могли бы вы объяснить это подробнее?

Бхактиведанта Свами: Человек должен использовать свою энергию для достижения того, чего он не получил в течение многих и многих жизней. За многие и многие жизни душа побывала в формах собак и полубогов, кошек, птиц, зверей и многих других. Существует 8 миллионов 400 тысяч различных типов тел. Так происходит переселение души. Но занятие в каждом случае одно — удовлетворение чувств.

Интервьюер: Что вы имеете в виду?

Бхактиведанта Свами: Например, собака озабочена удовлетворением своих чувств: где пища? где кров? где самка? и как защититься от врагов? Человек занят тем же самым, только методы у него несколько иные. Это продолжается из жизни в жизнь. Даже крошечное насекомое занято этим. Птицы, звери, рыбы — все ведут ту же борьбу: где пища, где секс, где кров и как защититься? В Ведических Писаниях говорится, что мы занимались этим в течение многих и многих жизней, и если мы не выйдем из этой борьбы за существование, то должны будем снова заниматься тем же самым в течение ещё многих жизней.

Интервьюер: Я начинаю понимать.

Бхактиведанта Свами: Да. И, следовательно, это нужно прекратить. Поэтому (великий святой древности) Прахлад Махарадж сказал:

сукхам аиндрийакам даитйа
дэха-йогена дэхинам
сарватра лабхйате даивад
йатха духкхам айатнатах

«Мои дорогие друзья, счастье, которое мы испытываем, когда объекты чувств вступают в контакт с органами чувств, доступно в любой форме жизни в соответствии с нашей прошлой кармической деятельностью. Такое счастье приходит само собой, без усилий с нашей стороны, точно так же как сами собой к нам приходят страдания» («Шримад Бхагаватам», 7.6.3).

У собаки есть тело, и у меня есть материальное тело. Таким образом, между тем сексуальным наслаждением, которое испытывают человеческие существа, и тем, которое испытывают собаки, нет разницы. И те, и другие получают от секса одинаковое наслаждение. Только собака не стесняется заниматься сексом на улице, у всех на виду, а люди прячутся. Вот и вся разница. Люди думают, что наслаждаться сексом в прекрасной оборудованной квартире — признак «более высокого уровня развития». Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что они более развиты. Сейчас люди устраивают собачьи бега, гоняясь за этим так называемым прогрессом. Они не знают, что их наслаждения уже предопределены типом полученного ими тела.

Интервьюер: Что вы имеете в виду, когда говорите «наслаждения уже предопределены»?

Бхактиведанта Свами: Это называют судьбой. Свинья имеет определённый тип тела, и ей в пищу предназначены испражнения, дерьмо. Этого нельзя изменить. Свинье не придётся по вкусу сладкая халва. Она уже обладает определённым типом тела и поэтому должна принимать соответствующую пищу. Способен ли какой-нибудь ученый изменить в лучшую сторону образ жизни свиньи?

Интервьюер: Сомневаюсь.

Бхактиведанта Свами: Поэтому Прахлад Махарадж и говорит, что наслаждение уже предопределено. Оно, по существу, одно и то же, хотя и может немного различаться в зависимости от типа тела. Нецивилизованный человек, живущий в глубокой чаще, по сути (на уровне чувств), имеет все те же самые наслаждения. Сейчас люди думают, что культура — это возведение небоскребов и тому подобное. Но по понятиям Ведической культуры это не имеет ничего общего с прогрессом. Истинный прогресс человеческой жизни есть самопознание: насколько вы осознали своё истинное «я». Это и является критерием прогресса, а вовсе не сооружение небоскребов и прочего.

Интервьюер: Но смогут ли простые люди понять то, о чём Вы говорите?

Бхактиведанта Свами: Верно, порой люди понимают нас неправильно. В суде судья спокойно сидит, и на первый взгляд может показаться, что он ничего не делает, хотя получает высокое жалование. Кто-то другой может подумать: «Я надрываюсь весь день в том же суде, пишу, ставлю печати, но не получаю даже десятой доли жалования судьи». Он думает: «Я так загружен, я тружусь не покладая рук, но не получаю такого же жалования, которое получает человек, просто сидящий в кресле». Это пример. Дело в том, что Ведическая цивилизация предназначена для духовного самопознания человека, а не для «собачьих бегов».

Интервьюер: И всё же, разве не принято считать почётным самоотверженный труд, борьбу и венчающий их «успех в жизни»?

Бхактиведанта Свами: «Бхагавад-гита» характеризует категорию людей, называемых «карми» (тех, кто трудится лишь ради корыстного наслаждения плодами своего труда), словом «мудхи», «ослы». Почему священные Писания сравнивают их с ослами? Потому что осёл надрывается целый день, таская на спине грузы, а хозяин даёт ему за это лишь небольшой пучок травы. Он стоит у дверей прачечной и жуёт траву, пока прачка снова не нагрузит его. Ему не хватает разума, чтобы подумать: «Если я уйду из прачечной, я найду траву везде. Зачем же я здесь таскаю эти тяжести?»

Интервьюер: Да, это напоминает некоторых моих знакомых.

Бхактиведанта Свами: Таков типичный «карми». Он очень занят в своём офисе, и если вы захотите с ним увидеться, он ответит: «Я страшно занят». И каков же результат этой его занятости? Он съедает два бутерброда и выпивает чашку чая. И ради этого он так занят? По сути, он не знает, ради чего он так занят. В бухгалтерии он обнаруживает, что на его счету раньше был один миллион долларов, а теперь два миллиона. Это его порадует, но он будет съедать всё те же два бутерброда с чашкой чая на обед и продолжать трудиться, не покладая рук. В этом смысл понятия «карми». Он работает как осёл, но без какой-либо высокой цели в жизни.

Однако Ведическая культура и цивилизация не такова. Обвинение несправедливо — люди Ведической культуры совсем не ленивы. Они очень заняты, постоянно трудятся, но трудятся они – ради более высокой цели, духовного осознания. Прахлад Махарадж подчёркивает, что эта деятельность так важна, что её следует начинать с самого раннего детства. Каумара ачарэт прагйах — нельзя терять ни секунды, надо делать это с самого детства. Такова Ведическая цивилизация. «Карми» видят: «Эти люди не работают, как я», — и потому они полагают, что мы уходим от жизни. Да, мы уходим от бесплодной деятельности. Ведическая цивилизация предназначена для самопознания, а не для работы подобно ослам.

Интервьюер: Не могли бы вы подробнее описать Ведическую цивилизацию?

Бхактиведанта Свами: Ведическая цивилизация начинается с института варнашрамы. Система варнашрамы устроена так: брахманы (интеллектуалы и священники), кшатрии (воины и администраторы), вайшьи (торговцы и фермеры), шудры (рабочие и мастеровые), затем, в другой категории, -  брахмачари (ученики, давшие обет безбрачия), грихастхи (семейные люди), ванапрастхи (удалившиеся от мирских дел пожилые люди, почти принявшие отречение) и санньяси (полностью отрекшиеся от мира монахи).

Конечная цель этого социального устройства — поклоняться Шри Кришне, Всевышнему Господу. Таким образом, поклоняясь Кришне, вы тем самым выполняете все предписанные вам обязанности, кем бы вы ни были — брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой, брахмачари и т.д. Человек может начать прямо сейчас, в каком бы положении он ни был — принять путь Кришна-Бхакти (развития Любви к Господу). Это очень важно.

Интервьюер: Если бы люди знали о более естественном и приносящем большее удовлетворение образе жизни, в чём была бы проблема? Они действительно, как вы говорите, приняли бы его.

Бхактиведанта Свами: Но они не знают, и поэтому религии, по сути, сейчас в мире нет — одни собачьи бега. Собака бежит на четырёх лапах, а вы мчитесь на четырёх колесах — вот и вся разница. И вы полагаете, что четырёхколёсные бега свидетельствуют о прогрессе цивилизации?

Поэтому о современной цивилизации мы говорим, что она фактически ничего не даёт. Всё, что вам суждено обрести (в смысле ощущения материального счастья), вы получите и так, где бы ни находились. Лучше обратитесь к духовной жизни, Кришна-Бхакти. Прахлад Махарадж приводит такой пример: вы не хотите неприятностей, но они приходят к вам. Аналогично этому, даже если вы не стремитесь к счастью, которое вам суждено, оно придёт к вам. Поэтому не следует ради достижения материального счастья впустую тратить свою энергию. Всё равно не удастся получить его больше, чем вам суждено.

Интервьюер: Откуда у вас такая уверенность?

Бхактиведанта Свами: Почему я верю в это? Потому что люди испытывают страдания, хотя и не желают этого. Президент Кеннеди, например, погиб от рук своего же соотечественника. Он, что, хотел этого? Почему же это произошло? Он был великим человеком, его окружало множество телохранителей, и, тем не менее, ему было суждено быть убитым. Кто же способен защитить нас, если что-то должно произойти?

Следовательно, если мои страдания предопределены, то счастье (противоположность страдания) — тоже приходит само. Тогда чего ради я должен тратить своё время, чрезмерно заботясь об улучшении своего материального положения? Лучше использовать энергию для осознания Бога. Это разумно. От судьбы не уйти. Каждому по карме выпадет положенная ему доля счастья и страданий. Никто не наслаждается непрерывным счастьем. Это невозможно. Как нельзя уйти от своих несчастий, так нельзя уйти и от своего счастья. Оно придет само. Поэтому не тратьте понапрасну время. Лучше используйте его для продвижения в осознании Бога.

Интервьюер: Будет ли сознающий Кришну человек трудиться ради прогресса?

Бхактиведанта Свами: Дело в том, что если изначально ваши усилия «ради прогресса» имеют характер тщетности, то какой в них толк? Если вы действительно не можете изменить свою судьбу, то зачем стараться? Нас вполне должна устраивать та доля счастья и несчастья, которая нам отпущена.

Ведическая цивилизация создана для осознания Бога. Смысл её в этом. В Индии вы сами до сих пор можете видеть, как во время больших праздников миллионы людей приходят совершить омовение в священной Ганге, потому что они думают об освобождении души и стремятся обрести его. Их нельзя назвать ленивыми. Они проходят тысячу или две тысячи миль, чтобы совершить омовение в Ганге. Они – не лентяи, но они не принимают участия в бесполезных собачьих бегах. Наоборот, с самого детства они прилагают все усилия, чтобы познать себя. Каумара ачарэт прагйо дхарман бхагаватам иха. Они так озабочены этим, что стараются приступить к процессу самопознания с самого детства. Таким образом, их никак нельзя считать ленивыми.

Интервьюер: Тогда встаёт вопрос: если от судьбы не уйти, то почему бы не позволить каждому новорожденному ребенку просто расти самому и бегать повсюду, как животному, и пусть с ним случится всё, чему «суждено случиться»?

Бхактиведанта Свами: Нет, зачем же так делать? Речь идёт вовсе не об этом, что же Вы говорите… Суть в том, что ребёнку можно дать духовное образование. Поэтому и сказано: тасйаива хетох прайатэта ковидах — нужно должны направлять свою энергию на самопознание. Ахаитуки апратихата – преданному служению Богу на пути Кришна-Бхакти ничто не может помешать. Материальной судьбе нельзя помешать [если нет Кришна-Бхакти], и так же ничто не может воспрепятствовать вашему продвижению в духовной жизни, если вы прилагаете к этому усилия.

На самом деле Господь Кришна может изменить судьбу — но только судьбу Своего Преданного. Он говорит: ахам твам сарва-папэбхйо мокшайишйами — «Я защищу тебя от всех последствий прошлых греховных поступков» («Бхагавад-гита», 18.66). Это подобно следующему. Если человек приговорён судом к повешению, никто не может отменить этот приговор. Даже судья, вынесший приговор, не может его отменить. Однако если защитник попросит о помиловании самого царя, который выше всех законов, то царь может отменить приговор.

Поэтому наш долг — предаться Кришне. Люди хотят стать счастливыми искусственно, развивая свою экономику, но это невозможно. Столько людей трудятся не покладая рук, но значит ли это, что каждый станет Генри Фордом или Рокфеллером? А многие выкладываются полностью, отдают работе всю энергию. Господину Форду было суждено стать богатым человеком, но значит ли это, что любой другой, который будет работать так же много, как Форд, станет таким же богатым, как он? Нет. Практика показывает, что, просто работая без устали, как осёл, ещё нельзя изменить свою судьбу. Но эту энергию можно употребить на осознание Бога.

Интервьюер: А что такое Кришна-Бхакти? Не могли бы вы рассказать подробнее?

Бхактиведанта Свами: Кришна-Бхакти — это Любовь к Богу. Если вы не научились любить Бога, какой тогда смысл в религии? Когда вы действительно достигли уровня Любви к Богу, вы понимаете свои взаимоотношения с Богом: «Я — неотъемлемая частица Бога». При этом ваша любовь будет распространяться и на животных. Если вы действительно любите Бога, то вы любите даже насекомое. Вы понимаете: «Это насекомое имеет другое тело, но оно — тоже неотъемлемая частица моего Отца и, следовательно, приходится мне меньшим братом». Поняв это, вы, тем более, не сможете убивать животных и содержать бойни. Если вы содержите бойни, нарушая заповедь Христа «не убий», и при этом объявляете себя христианином, это не религия. Это лишь пустая трата времени, потому что вы не познали Бога – ибо у вас нет любви к Богу, вы просто наклеиваете на себя ярлык какого-нибудь религиозного сообщества или традиционной принадлежности, но истинная религия заключается не в этом. И такое происходит во всём мире.

Интервьюер: Как можно исправить это положение?

Бхактиведанта Свами: Шри Кришна — Высшая Личность Бога. Если человек не признаёт Высшим Существом Шри Кришну, то по крайней мере пусть попытается понять это, что должен быть Некто высший, над всем. Образование заключается в следующем именно в этом. Кришна – не «индийский» и не какой-то другой. Он — Бог. Солнце восходит сначала в Индии, но это не значит, что оно индийское. Так и Кришна, хотя Он и явился когда-то на земле Индии, теперь Учение о Нём пришло в страны Запада, в виде этой традиции Кришна-Бхакти.