Прежде всего см. Где ангелы ступить не смеют… Шрилы Шридхарадэва, в этом же разделе Хари-катха

Кроме того, рекомендуем на эту тему прочитать на сайте следующие страницы:

Враджа-Бхава?..

По поводу слушания от «расика-ачарйи

(Статьи Шримад Бхакти Гоурав Нарасимхи Махараджа с развёрнутыми объяснениями по поводу имитации Бхакти)

А здесь мы приводим материалы, содержащие важнейшие слова предыдущих Гоудия-Вайшнава-Ачарйев на тему Рагануги и её подделок.

Рагануга: истинная и притворная

Снова и снова об этом: пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге

«Всегда нести сияющий Рага-Марг высоко над своей головой…»

(Шрила Шридхарадэв Госвами)

Предисловие

Основатель Шри Гоудия Матха, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, довольно много внимания уделял обсуждению майавады и сахаджии, не просто для того, чтобы «вырубить что-то и подготовить почву для чего-то». Противодействие именно этим двум вещам неслучайно занимало в его проповеди наибольшее место, ибо они, наряду с апарадхой, наиболее губительны для Бхакти. Данные темы не утратили актуальности и в наши дни. Великий Хранитель Бхакти, поставленный самим Шрилой Сарасвати Тхакуром у Врат Царства Чистой Преданности, Шрила Бхакти Ракшак Шридхарадев Госвами Махарадж, пишет именно об этом: «Гуру Махарадж (Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур) не проповедовал ничего, кроме этой Мадхурйа-Расы, но проповедовал он это с величайшей осторожностью! «Это не есть Мадхурйа-Раса!» – пожалуй, девяносто процентов своей энергии он направлял на то, чтобы указать эту негативную сторону и устранить её. Ему пришлось потратить, по его собственным словам, «литры и литры крови», чтобы утвердить: чем Мадхурйа-Раса никогда не является». [Прежде всего Шрила Сарасвати Тхакур посвятил этому вопросу свой труд «Пракрита-раса-шата-душини» («Сто заблуждений псевдо-расы»), который был полностью опубликован в пятом номере «Путь Рупы и Рагхунатхи», в 2000-м году.]

Рагануга-Бхакти, спонтанное любовное Служение Господу, является заветной целью Гоудия-Вайшнавов. Эта тема важна для всех последователей Шри Чайтанйи Махапрабху, поэтому необходимо говорить об этом и знать. Ведь среди многих, кто называет себя последователями Махапрабху, даже в современном Гоудия Матхе, среди последователей Шри Бхактивинода и Шрилы Сарасвати Тхакура, порой возникают разные заблуждения относительно Рагануга-Бхакти (Расика-Бхакти) и вообще последовательности садханы. Подобные заблуждения были весьма распространены в Бенгалии и во Вриндаване в 18-19 веках, против чего как раз и выступили Шри Бхактивинод Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, основав Гоудия Матх – сообщество Вайшнавов, следующих истинному процессу Шуддха-Бхакти, вопреки засилию имитации вокруг. Шри Тотарам Дас Бабаджи перечислил и охарактеризовал тринадцать неавторитетных «гоудия-вайшнавских» течений. В 20-м веке их стало гораздо больше, о чём не раз говорил Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, нынешний Хранитель Шуддха-Бхакти в Гоудия-Сампрадайе и продолжатель традиций Шри Гуру-варги Гоудия-Матха. В западном мире количество последователей псевдо-рагануги значительно увеличилось с конца 90-х годов, и не только благодаря проповеди разных бабаджи, но даже внутри самого Гоудия Матха. Некоторые из нео-сахаджий утверждают, что «строгости», введённые Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати в отношении практики и проповеди Рагануга-Бхакти, имели временный характер, «потому что в то время было много сахаджий, а теперь нам можно свободно читать, слушать и говорить Раса-катху». Но так ли это в действительности? На каком основании утверждается, что раньше сахаджий было больше, чем теперь? Склонность к сахаджии (легковесному, сентиментальному отношению вообще к процессу Бхакти и к Радха-Кришна-Лиле, Расика-Бхакти/Рагануга-Бхакти в частности) определяется не только по каким-то внешним атрибутам, но прежде всего по наличию изначальной причины сахаджии, которая кроется в сердце материально обусловленной дживы. Эта причина – желание использовать Господа в своих корыстных целях (в диапазоне от грубого до тонкого приложения), вместо того, чтобы полностью посвятить себя Служению Ему в Шаранагати, в следовании предыдущим Ачарйев. Рассмотрев это, нельзя будет сказать, что людей, склонных к сахаджии в наши дни стало меньше. Скорее всего, их стало даже больше, ведь по мере распространения Вайшнавизма по всей планете (которая по размерам явно больше, чем Бенгалия) появляются и сорняки, которые вырастают вокруг растения Шуддха-Бхакти-прачара и тоже хотят претендовать на это название «Бхакти». Склонность к сахаджии – это крайне серьёзная  анартха (нечто нежелательное), вредный сорняк, требующий выпалывания, это болезнь, требующая излечения. Поскольку существуют различные «проповедники бхакти», которые могут утверждать самые разные вещи, необходимо знать слова Ачарйев в преемственности Шрилы  Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, чтобы не оказаться сбитым с толку и, незаметно для себя, не оставить истинный Путь. Поэтому мы считаем необходимым опубликовать важнейшие высказывания Ачарйев Шри Гуру-варги нашей традиции Гоудия Матха по этому вопросу. Зная эти все эти наставления, искренний и глубокомысленный читатель сможет сам разобраться, где правда, а где ложь.

Позиция, выраженная словами «всё равно, что говорят, лишь бы говорили о Бхакти, о Кришне», не находит подтверждения в наставлениях Шри Гуру-варги. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж не раз наставлял: «Вначале заслужи, а потом желай. Где твоя Ништха в повторении Святого Имени? Где авикшепена сататйам (неуклонное внимание к Шри Наме, без всякого отвлечения на мирские наслаждения и пр.)? Какое у тебя сейчас право соваться в столь высокую Расу?» Поэтому Гоудия-Ачарйи и не старались популяризировать Раса-катху. Естественно, это не сама Рагануга-Бхакти вызывает возражения, а именно её популяризация, широкое распространение этих глубинных, эзотерических тайн, которые материалисты и псевдо-преданные всё равно исказят и опошлят, сколько ни пытайся их возвысить «расой». Кроме того, Шрила Сарасвати Тхакур объяснял, что популяризация Раса-катхи указывает лишь на желание пратиштхи – стремление обрести славу «великого расика-вайшнава», ведь широким распространением этих сокровенных тем можно привлечь к себе множество наивных последователей, получить богатства,  известность и войти в «историю». «Какая грусть и досада охватывает всю душу, когда великую идею подхватывают неумелые и тащат к таким же, как и сами, на улицу, и вдруг вы встречаете её уже на толкучке, неузнаваемую, в грязи…» (Ф.М.Достоевский)

Сахаджии всегда любят цитировать такие слова из Писаний и Ачарйев, которые, на самом деле, относятся к высшему адхикару Преданных, а не к начальному или серединному. Например, они любят повторять, при каждом удобном случае, такие слова Шри Нароттама Тхакура, из одной его возвышенной песни, о том, что он не хочет видеть тех, кто «не желает слушать о Раса-Лиле Радха-Кришны». Но Нароттам Тхакур – это Нароттам Тхакур, и он говорит эти слова в своей вечной Бхаве сокровенной Служанки Шримати Радхарани, с высочайшего уровня Манджари, который и представить себе трудно «полноценному жителю» этого мира, не забывающему про свои собственные «лилы» здесь. Поэтому, когда такие высокие, абсолютно иного адхикара слова всем вокруг («в укор» или «в назидание») повторяет заражённый духом сахаджии человек, даже не усвоивший ещё и самих основ садханы в традиции Шрилы Сарасвати Тхакура, Бхактивинода и Дживы Госвами, то это выглядит грустно. Суть проповеди сахаджий, в отличие от Шуддха-Ачарйев, таким образом, сводится к следующему: слушайте о «раса-лиле» как можно больше и стремитесь обрести «гопи-бхаву» как можно быстрее, ведь только это принесёт вам «благо».

Но позицию Шри Дживы Госвами и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – Хранителей и Защитников Гоудия-Сиддханты – можно определить таким выражением: «Вначале маранам (смерть материального эго), потом смаранам». То есть, вначале – избавься от анартх, плотских желаний, ложного эго, и только тогда придёт способность настоящего слушания и памятования об Ашта-калийа-Лиле Шри Радха-Кришны. Успех такой, самой возвышенной, практики Смаранам для начинающих садхаков представляется крайне сомнительным, именно поэтому всегда отдаётся приоритет практике Шраванам и Киртанам Имени Господа, а не слушания/воспевания Мадхурйа-Лилы и соответствующего смаранам. Кроме того, Санкиртана-Лила Шри Гоуры Махапрабху и есть Раса-Лила (поэтому Шривасанган, где проходила и вечно проходит Киртан Махапрабху, называется Раса-стхали). В этом определении акцентов проповеди и крама-садханы (последовательной садханы) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не является каким-то «временным реформатором», как его оценивают сахаджии, а следует Шри Дживе Госвами и другим своим Предшественникам. Кришна-Лила – кульминация, апогей Бхакти, Она не может явиться продуктом нашей умственной деятельности. Она нисходит в сердце, которое стало совершенно чистым благодаря Нама-Бхаджану, поклонению Святому Имени. Сиддха-дэха (вечное духовное тело) начинает постепенно проявляться для садхаки только с уровня Асакти, то есть после анартха-нивритти и Ништхи (избавления от материальных, греховных желаний и обретения твёрдой Веры). Шри Бхактивинод Тхакур в «Бхаджана-Рахасйе» ясно говорит, что разум того, кто пытается «медитировать на сиддха-дэху» и думать о сокровенных положениях Расика-Бхакти, ещё не достигнув необходимого адхикара, замутняется и воспринимает всё неправильно. Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур тоже говорит в «Бхакти-сара-прадаршини»: для того, чтобы  практиковать Рагануга-Бхакти, нужно подняться как минимум до уровня Ништхи, пройдя анартха-нивритти. А это довольно высокий уровень, вопреки сентиментальным представлениям старых или новоявленных сахаджий (т.н. «нава-расиков»). Если нижеприведённые цитаты Шуддха-Ачарйев напомнят кому-то об известных «расика-миссионерах», то это не наша вина.

Вначале мы приведём ясные и убедительные слова предыдущих Ачарйев Шри Гоудия-Сарасват-Гуру-варги, тщательно подобранные из найденных нами за последние семь лет, а затем две статьи Шримад Бхакти Гоурав Нарасимхи Махараджа на эту важнейшую тему «Рагануга: истинная и притворная».

Гоудия-Ачарйи о Рагануга-Бхакти

 

Кр.иШНо-нАм корэ опорАдхеро вичАр  / кр.иШНо болиле опорАдхир нА хоийа викАр, «При воспевании Имени Шри Кришны учитываются оскорбления. Поэтому у тех, кто воспевает Кришна-Наму с оскорблениями, не проявляются истинные признаки духовного Блаженства». (Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, ЧЧ Ади 8.24)

 

Чоитонйо нитйАнондэ нАхи э соб вичАр  / нАм лоитэ прэмо дэнэ бАхе ошрудхАр, «Но при воспевании Святых Имён Шри Чайтанйи и Нитйананды оскорбления не принимаются в расчёт. Тот, кто принимает у Них прибежище и с верой воспевает Их Святые Имена, очень быстро очищается от всех предыдущих оскорблений. Когда такой человек, очистившись, повторяет Имя Кришны, Шри Чайтанйа и Нитйананда даруют ему Прему, и из его глаз начинают литься слезы Любви». (Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, Чч Ади 8.31)

 

Хэно нитай бинэ бхАи рАдхА-кр.иШНа пАйте нАй / дриДха корИ’ дхоро нитаир пАй, «Не приняв в сердце Нитая (Шри Нитйананду Прабху), невозможно обрести Шри Радха-Кришну. Поэтому крепко держись за лотосные стопы Нитая!». (Шри Нароттам Тхакур, молитва «Нитай-пада-камала»)

 

Гоура-прэма-росАрнове сэ тАро~Нге джеба дубе / сэ рАдхА-мАдхово онторо~Нго, «Гоура-Према, Любовь к Шри Гоуре, – это Океан Расы, и тот, кто глубоко погружается в волны этого Океана, становится сокровенным спутником Шри Радха-Мадхавы». (Шри Нароттам Тхакур, молитва «Гоурангеро дути-пада»)

 

              йатхА йатхА гоура-падАравиндэ виндэта бхактиМ кр.ита-пуНйа-рАшиХ  / 

              татхА татхотсарпати хр.идй акасмАт рАдхА-падАмбходжа-судхАмбу-рАшиХ  //

«Насколько джива, имеющая огромное сукрити, обретает чистое желание вечно служить лотосным Стопам Шри Гоурасундара, настолько в её сердце, без отдельных на то усилий, поднимается океан вечной сладости Премы к лотосным Стопам Шри Радхики». (Шри Прабходананда Сарасватипад, «Шри Чайтанйа-Чандрамрита», 88)

 

Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж (во время Хари-катхи в месяц Пурушоттам, 1999 г., Москва): «Кришна-Лила… Наш Гуру Махарадж (Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж) в день Джанмаштами обычно говорил о Явлении Кришны, и иногда он рассказывал истории из 10-й Песни «Бхагаватам», связанные с Ватсалйа-Расой (Родительскими отношениями с Кришной), а также Сакхйа-Расой (Дружескими отношениями). Он затрагивал определённые аспекты этих Лил в Ватсалйа- и Сакхйа-Расе. Но я никогда не видел, чтобы он рассказывал о Гопи-Преме. Это самое Высшее, но я никогда не видел, чтобы наш Гуру Махарадж говорил об этом в открытых собраниях, публично! Такого никогда не было. Гурудев объяснял это так: рассказав о Гопи-Преме в «Шримад-Бхагаватам» (10-я Песнь), Ведавйаса Муни дал такое предупреждение: наитат самАчарэдж джАту манасАпй хй анИшвараХ  / винашйатй Ачаран мауДхйАд йатхАрудро ‘бдхи-джам виШам (Бха 10.33.30). Эта Лила Кришны, которую Он проводил вместе с Гопи, является Высшей, но крайне редко встречается такой человек, который был бы достоин этого. Очень редко можно найти такого человека! Те, кто не способны контролировать свои чувства, кто не обуздал своё вожделение, не должны читать и слушать об Играх Кришны с Гопи! Наитат самАчарэдж джАту, даже думать не следует об этом… Такие люди не должны слушать или петь об этом. И даже думать об этом не следует! Ведавйаса Муни оставил такое предупреждение после того, как рассказал об Играх Кришны с Гопи. Те, кто не контролирует чувства, кто рабы своих чувств, не должны даже касаться этого! Если прикоснутся, они погибнут. В связи с этим приводится такой пример. Однажды, во время пахтания молочного океана, появился очень сильный яд, и вся вселенная могла погибнуть от него. По наставлению Бхагавана Шри Вишну все отправились к Махадэву (Шиве): «Пожалуйста, спаси нас!», и Махадэв тут же выпил этот яд. С тех пор шею Махадэва украшает синия полоса на шее, это след от того яда. Яд не причинил ему никакого вреда, а только украсил его. Но если кто-то не является Рудрой (Шивой), и отправится в то место, он умрёт уже от одного запаха яда. Также и эти высочайшие Лилы Кришны. Смысл в том, что нужно вначале обрести адхикар. Одно из значений слова анишвара – тот, кто не способен контролировать свои чувства, другое – тот, кто не имеет твёрдой, непоколебимой Веры в Верховного Господа Шри Кришну, кто считает Кришну одним из обычных людей (только более могущественным, чем остальные). Неверующий думает: «У Кришны было множество Гопи, у меня тоже пусть будет какое-то количество. Я тоже должен наслаждаться. Ладно, у Кришны – 95% наслаждения, но у меня-то хоть 5% должно быть!» Если человек считает себя «пайщиком» в наслаждении Кришны, он не имеет права вообще касаться «Шримад-Бхагаватам»! Кришна – единственный Владелец всего и единственный Наслаждающийся! Всё предназначено только для Его удовольствия. Кришна говорит в «Гите»: маттаХ паратараМ нАнйат ки~нчид асти джана~нджайа, «О Арджуна, нет ничего выше Меня» (7.7); ахаМ хи сарва-йаг~йАнАМ бхоктА ча прабхур эва ча, «Я единственный Наслаждающийся и Властитель» (9.24). Нет другого Наслаждающего и Господа выше Его – так гласит «Гита». Если кто-то мыслит себя «пайщиком» рядом с Кришной, то он не имеет права даже касаться «Шримад-Бхагаватам», не говоря уже о том, чтобы читать или слушать об Играх Кришны с Гопи! Поэтому только тот, кто достиг необходимого адхикара, получил такое право, может слушать об этом – о Гопи-Преме, о Раса-Лиле и т.д. Только он может слушать обо всём этом. Кроме того, следует сказать, что истинный Гурудев даёт своему квалифицированному ученику наставления об этом только наедине, в личных беседах, а не публично! Об этом недопустимо говорить в открытую, публично! Недостойные люди, не имеющие адхикара, неправильно поймут всё это. Они будут считать эти отношения Кришны с Гопи подобными отношениям мужчин и женщин этого мира. От такого «слушания» их вожделение будет усиливаться, и они просто покатятся в ад за подобные оскорбления Господа. Именно поэтому Ведавйаса Муни дал нам такое предупреждение в «Бхагаватам». Мы имеем право читать и слушать о Лиле Явления Господа, о других Его Лилах, например, о том, как Кришну любят Его Спутники в Ватсалйа-Расе (Родительской Любви). Но не об Играх Кришны и Гопи, не о Раса-Лиле

 

Шри Бхактивинод Тхакур говорит в «Калйана-Калпатару» (раздел 3, «Уччхаваса», вторая песня «Гуна-Киртана»): видхи-марга-рото джонэ, свадхината-ротно-данэ, рага-марге корайа правеш, «Тот, кто старательно и с верой следует Ваидхи-Бхакти, постепенно обретает сокровище духовной свободы и вступает на путь Рага-Марга».

 

Из «Джайва-Дхармы» Шри Бхактивинода Тхакура (гл.22): «Когда преданный достигает уровня чистого и непрерывного Бхакти, все его греховные реакции уничтожаются, поэтому следует понимать, что те, кто постоянно занимается греховной деятельностью, ещё не развили в себе такое чистое Бхакти. Постоянно и сознательно совершать грехи, в то же время практикуя Бхакти-йогу, является намапарадхой, которая полностью искореняет росток Бхакти. Бхакты должны держаться подальше от таких оскорблений».

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, из его комментария «Анувритти» к 8-му стиху «Упадешамриты»: «Когда преданный, следующий пути Ваидхи-Бхакти, оставляет все свои многочисленные материальные желания и совершает Бхаджан строго в соответствии с наставлениями Шастр, Сад-Гуру и Вайшнавов, в его Бхаджане появляется Ручи (глубокий вкус).  При появлении такого Ручи он оставляет путь Ваидхи и вступает на путь Рагануга-Бхакти». [Прим. ред.: Не раньше этого. Следует заметить, что это комментарий именно к 8-му стиху Упадешамриты, а не к первым стихам. То есть, имеется в виду, что вступающий на путь Рагануга-Бхакти уже научился следовать тому, что предписывается в первых 7-ми стихах «Упадешамриты».]

  

Шрила Сарасвати Тхакур (из «Упадешавали» «Сборника наставлений»): «Правильный Шраванам

осуществляется  через Киртанам, и это впоследствии сделает человека способным практиковать Смаранам. Только тогда возможно будет совершать непосредственное служение Ашта-калийа-Лиле Шри Радха-Кришны в каждом из восьми частей дня».

 

В своей песне «Вайшнав ке» Шрила Сарасвати Тхакур говорит: кИрттоно пробхАвэ смороНо хоибе / сэ кАле бхаджоно нирджджоно сомбхав, «Внутреннее памятование (Смаранам) приходит благодаря силе Киртана, и только после достаточного совершения Киртана будет возможно уединенное служение, Нирджан-Бхаджан». Шрила Сарасвати Тхакур подчёркивал, что практика уединенного Бхаджана (Смарана или Нирджан-Бхаджан), в отрыве от всего окружающего, совершенно невозможна для начинающих садхаков.  

 

Шрила Сарасвати Тхакур (из Хари-катхи в Бакхрабаде 5 апреля 1926 г.): «В этом мире Рупа-Гуна-Лила Бхагавана стали недостижимы для отвернувшихся от Него джив, по их собственной вине. Как же можно достичь Его, легко и радостно? Об этом говорит Шри Рупа Госвами Прабху: только предавшись Шри Наме. Живя в полной зависимости от Святого Имени, джива постепенно получает откровение Рупы-Гуны-Лилы Бхагавана. Возлюбленный Слуга Шри Рупы, Шрила Джива Госвами Прабхупад, говорит [в «Крама-Сандарбхе», комм. к Бха 7.5.18]: пратхамаМ нАмнаХ шраваНам антаХкараНа-шуддхй-артхам апекшйам... Бутон Премы – Шри Нама. Постепенно распускаясь, Он показывает, что Он и есть Рупа, Гуна, Парикара-ваишиштхйа [Его Спутники] и Лила. Открывшись полностью, Он показывает душе, достигшей васту-сиддхи, Свой Cварупа-Вилас – непредсказуемую, вечную Игру Своего Очарования. Нет другого пути, нет другой садханы, кроме принятия Святого Имени.  …В повторении Намы – но не намапарадхи – анартхи уходят. Когда анартхи ушли, Рупа, Гуна, Парикара-ваишиштхйа и Лила Бхагавана сами являют себя в чистом сердце. Только тогда, всем своим сердцем взмолившись о высокой сияющей Расе, мы становимся действительно и безусловно достойными читать (вторую половину) «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджвала-ниламани».  …Часто, считая Гопиджана-Валлабху – Шри Радха-Говинду, Господа Шри Рупы Прабху, – ограниченной вещью материального мира, мы совершаем апарадху. Из-за намапарадхи Нама не приходит; нет Намы – не восходит Према, и мы не видим эту четырежды сладостную улыбку Шри Кришны (мадху-гандхи мриду-смитам). Чтобы не совершать апарадху, мы должны выслушать о десяти апарадхах от Шри Гурупада-падмы (Гурудева). Пренебрежительность, этот оскаленный демон, топит нас в гибельном океане принижения  личности Гуру, и поэтому повторение Намы превращается просто в химеру. Те, кто имеет материальные представления о Шри Наме, не способны старательно повторять Святое Имя.  …Кроме служения Шри Наме, у нас нет иного дела. Покуда есть анартхи, воспевать Наму не получается. Получается едва ли не сплошная намапарадха, и только изредка, по счастливой случайности, может произнестись намабхаса (отражение Имени). Прежде всего надо освободиться от анартх, направить на это свои силы. Анартхи проходят, когда джива нелицемерно взывает к Бхагавану, и другого выхода нет. Харер нАма харер нАма харер нАмаива кевалам / калау нАстй эва нАстй эва нАстй эва гатир анйатхА («Вне всяких сомнений – нет, нет, нет другого пути в эпоху Кали, кроме воспевания Имени Хари». Кали-сантарана Упанишад). …Будьте милостивы: чтобы однажды, видя, с какой жаждой вы совершаете Сэву, я благодарил бы Бога за свою удачу». 

 

Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами так говорил о последовательности в серьезном духовном образовании: «Бхагавад-Гита» – это азбука духовного Знания. И это «выпускной экзамен школы». А «Бхагаватам» – это университет. Когда вы закончите этот «университет», вы сможете по-настоящему понимать «Бхагаватам». А после окончания «университета», вы сможете учиться в «аспирантуре», и это – «Шри Чайтанья-Чаритамрита». (Объяснения стиха из «Гиты», 25.06.1974)

 

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур любил повторять: «Просто примите полное прибежище в Святом Имени Господе, в Харинаме, и будет меньше суеты и беспокойств, больше пользы» (there will be less commotion and more promotion).

 

Шрила Сарасвати Тхакур ответил на вопрос о последовательности в Бхаджане (из Хари-катхи в Бакхрабаде, 5 апреля 1926): «Шри Гоурасундар – это Господь, которому поклоняется садхака, ещё пока имеющий анартхи; а Шри Кришна – это Господь, которому поклоняется Преданный, уже достигший совершенства (сиддхи) и свободный от анартх. Садхака обретает служение Шри Кришне как служение Гоуре и в служении Гоуре, а для Преданного-Сиддхи служение Гоуре и есть поклонение Шри Кришне. Садхака, ещё не достигший совершенства и полный анартх, не в состоянии приблизиться к Кришне, а если он изображает такую близость, то Кришна, руками Господа Вишну, уничтожает его до времени, как уничтожил Агху, Баку и Путану. Но Шри Гоурасундар, Господь Бесконечной Милости, даже такого, как Пратапарудра, погрязшего в роскоши мирянина, даже таких майавади, как Пракашананда и Сарвабхаума Бхаттачарйа, даже таких грешников и мерзавцев, как Джагай и Мадхай, и тех Он избавил от анартх и сделал угодными в служении Шри Кришне».    

 

Шримад Бхакти Прагйана Кешава Госвами Махарадж (из «Упадешавали»): «Совершать Гоура-Бхаджан,  следуя по стопам Рупануг, – это и есть настоящий Випраламбха-Бхаджан Шри Шри Радха-Кришне».

 

Шрила Бхактиведанта Свами в своём изложении «Бхакти-Расамрита-синдху» («Нектар Преданности», гл.16) пишет: «Преданному, действительно достигшему высот в Бхакти и занятому преданным Служением Господу, не следует демонстрировать этого, даже если он уже достиг совершенства. Имеется в виду, что до тех пор, пока человек остаётся в материальном теле, ему следует продолжать действовать как преданному-неофиту. Даже чистый Преданный должен придерживаться всех принципов Ваидхи-Бхакти. Однако когда он осознаёт свои истинные отношения с Господом, он может, продолжая выполнять обязанности преданного Служения в Ваидхи-Бхакти, начать думать о Кришне в следовании руководству одного из вечных Спутников Господа и внутри развивать трансцендентные эмоции, следуя примеру такого вечного Преданного.  Принимая это во внимание, нужно с осторожностью относиться к так называемому сиддха-пранали. (Имитационное) сиддха-пранали – это путь, избираемый определенным типом не очень компетентных людей, придумавших свою форму преданного служения. По их мнению, чтобы войти в число ближайших спутников Господа, достаточно просто вообразить себя таковым. Однако это в корне противоречит регулирующим принципам. Путём «сиддха-пранали» следуют пракрита-сахаджии, псевдо-вайшнавы. По мнению Шри Рупы Госвами, подобная деятельность – не более чем помеха на пути к настоящему преданному Служению. Шри Рупа Госвами говорит, что авторитетные Ачарйи рекомендовали не отступать от регулирующих принципов преданного Служения даже после того, как мы разовьём в себе спонтанную Любовь к Кришне».

 

[Прим.ред.: В нашей Гоудия-Сарасват-Сампрадайе истинное Сиддха-пранали и Рагануга-Бхакти существуют, в этом никогда не следует сомневаться. Шри Гоуракишор Дас Бабаджи Махарадж говорил Шриле Сарасвати Тхакуру (они оба являются Нитйа-Сиддхами, вечно совершенными душами), что его Сварупа раскроется в слогах Харинама-Маха-мантры. Харинама, состоящая из Святых Имён Кришны, дарует доступ к Враджа-Лиле, когда садхака достигает совершенства (сиддхи) повторения своих Дикша-мантр и Намы. Отсюда – первостепенное значение воспевания Харинамы в Санкиртане и повторения Нама-джапы. Махапрабху объяснил весь процесс Сиддха-пранали в Своей «Шикшаштаке» (см. «Бхаджана-Рахасйа» – комментарии Шри Бхактивинода на «Шри Шикшаштаку»). В дополнение к Харинаме Шрила Сарасвати Тхакур давал ученикам посвящение в Дикшу, сокровенные Сиддха-мантры, такие как Гопала-мантра и Кама-гайатри. Смысл этих могущественных мантр необычайно эзотеричен и глубок – они способны даровать освобождение от самсары и укрепить Враджа-Бхакти-самбандху с Господом. Гопа-кумар (из «Брихат-бхагаватамриты»), Муни-чари садхана-сиддха-Гопи (из Рама-Лилы), Риши (из «Гопала-тапани Упанишад») и многие другие достигли совершенства благодаря практике повторения священной Гопала-мантры, которая особенно могущественна вместе с Нама-Санкиртаном. Шри Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» говорит, что возвышенные Преданные, повторяя Гопала-мантру, созерцают Лилу Кришны, а начинающие практикуют её повторение для того, чтобы когда-нибудь обрести такое видение. В процессе духовной садханы и постоянного служения, для дживы в должный срок раскрывается её вечная сварупа. Таким образом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и его Паришады не отвергали Рагануга-Бхакти, а указывали на её правильное развитие.]

 

Шрила Бхактиведанта Свами: «Науку о Радха-Кришне способна понять только освобождённая душа (мукта-джива), а не обусловленная душа (баддха-джива). Поэтому мы будем ожидать того счастливого момента, когда обретём освобождение. Вот тогда мы и сможем понять Радха-Кришна-пранайа-викрити (науку о сокровенных тайнах Любви Шри Радха-Кришны). Ведь Радха и Кришна не находятся на материальном уровне…» (Из Хари-катхи 30.08.1968)

 

Господь Шри Чайтанйа Махапрабху, переживая Махабхаву, величайшую Любовь к Кришне, говорил о Себе: на прэма-гандхо ‘сти дарапи мэ харо – «Во Мне нет и самого ничтожного намёка на Прему».

 

Непрестанно ощущая Расу в сердце, Бхакта-расика-радж («лучший из Расика-Бхакт»), Шри Кришнадас Кавирадж Госвами в полном смирении говорит о себе в «Чайтанйа-Чаритамрите»: пуришеро кит хоитэ муйи сэ лагхишта/ джагаи-мадхаи хоитэ муйи сэ папишта, «Я ниже червя в испражнениях, я греховнее Джагая и Мадхая… Любой, кто назовет моё имя, осквернится…»

 

ШраваНот кИртанАдИни ваидха-бхактй-удитАни ту / йАнй а~НгАни ча тАнй атра виг~йейАни манИШибхиХ, «Тем, кто сведущ в трансцендентном Знании, хорошо известно, что все различные анги Ваидхи-Бхакти, такие как Шраванам и Киртанам, должны практиковаться и в Рагануга-Бхакти». (Шри Рупа Госвами «Бхакти-Расамрита-Синдху» 1.2.296). 

 

Определение Расы таково: вйатИтйа бхАвАнА-вартма джаш чаматкАра-бхАра-бхУХ/ хр.иди саттводжджвале вАДхаМ свадатэ са расо матаХ, «Расой называют ощущение или переживание сердца, превосходящее всё, что только можно вообразить, – сердца, которое стало полностью чистым от всего материального осквернения и утвердилось в состоянии сияющей чистейшей трансцендентной Благости (шуддха-саттва-вишеша).  Эта трансцендентная Раса вызывает необычайное изумление и приносит неописуемое Блаженство». («Бхакти-Расамрита-синдху», 2.5.132)

 

Определение Бхавы (Рати) таково: шуддха-саттва-вишеШАтма прэма сУрйА.мШу-сАмйабхАк / ручибхиШ-читта мАшр.иНйа кр.ид-асау бхАва учйате, «После стадии РучиАсакти), сердце Преданного размягчается божественной Любовью, и приходит Бхава-Бхакти. Это трансцендентный уровень, за пределами влияния гун материальной природы. Шуддха-саттва-вишеша – сердце такого Преданного наполняется качествами Шуддха-Саттвы, чистейшей трансцендентной Благости. Оно начинает светиться, как солнце, поскольку Бхава – этот луч солнца Према-Бхакти». («Бхакти-Расамрита-синдху» 1.3.1) 

 

Шрила Бхакти Прагйана Кешава Госвами Махарадж (из «Упадешавали»): «Киртанам является наилучшей и самой полной ангой (составляющей) Бхакти». …«Нама-Бхаджан без оскорблений, то есть громкий Киртан чистого Святого Имени, неотличен от Лила-Смаранам (памятования Лилы)».

 

Из «Джайва-Дхармы» Шри Бхактивинода (гл.22): «Когда Враджанатх и Виджай-кумар услышали эти объяснения Бхава-Ббхакти [от Рагхунатха Даса Бабаджи], они были совершенно поражены и какое-то время ничего не могли сказать, погружённые в размышления о Бхаве. Через некоторое время они сказали Бабаджи Махараджу: «О Прабху, могучий ливень Ваших, подобных нектару, наставлений наводнил Премой наши иссохшиеся сердца. Что нам теперь делать? Куда нам идти? Мы ничего не можем понять… Нам очень трудно будет обрести эту Бхаву, ведь в нашем сердце нет смирения. Мы очень гордимся своим брахманским происхождением, и единственное что может нас спасти – это Ваша щедрая любовь, милость. Если Вы даруете нам хоть каплю Премы, мы несомненно достигнем цели. Наша единственная надежда – то, что мы смогли установить с Вами эти духовные отношения. Мы несчастные, грешные и бесполезные люди, а Вы – дорогой Бхакта Кришны, такой необыкновенно милостивый… Будьте сострадательны к нам и скажите, что нам делать».

 

В своих беседах и книгах Шрила Шридхарадэв Госвами так глубоко определял Сиддханту о Рагануга-Бхакти: «Мы можем лишь представлять себе этот существующий Идеал, думать о нём. Но если мы считаем, что уже обрели это, то всё на этом будет закончено. Мы будем стремиться к чему-то другому. Это Нечто такое… Адхокшаджа. Никакими усилиями ума или разума мы никогда не сможем «схватить» это. Аван манаса гочара. Это находится за пределами наший умственных измышлений и вне нашей рассудительности. Но все же Это существует…»

 

В своей Хари-катхе 13 марта 1981 г., которая называется «Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют», Шрила Шридхарадэв Госвами предупреждает нас о непозволительности легковесного отношения к Радха-Кришна-Лиле. Вот несколько цитат из его Хари-катхи: «Мы не должны выносить такие темы на публику. В этом и заключается разница между Гоудия Матхом и всякого рода сахаджиями.  Сахаджии пытаются всё подделать, но мы не верим в подделки. Высшая Лила придет в личном откровении и заявит о Себе непреодолимо, завладевая всем существом души. Когда все ступени садханы останутся позади, Лила придёт спонтанно, Сама собой. Мы верим, верим, что Она придёт, а не пытаемся сначала узнать о том как Она выглядит, чтобы достичь Её. Не в этом линия нашего Гуру Махараджа, линия Прабхупады (Сарасвати Тхакура). …Об этом же сказал и Шрила Бхактивинод Тхакур: «Держитесь правил того уровня, которому соответствуете, и вы увидите – всё произойдет само собой». Неотступно держитесь Гоура-Лилы, Махапрабху, и без отдельных на то усилий вы обнаружите в своём сердце поток Радха-Раса-судханидхи. …Наше дело поливать семечко, а плоды придут спонтанно, сами собой. Поток высшего рода Бхакти придёт сам собой. Не старайтесь взять это своим интеллектом, ибо это породит в вас опасные предрассудки.  …Не становитесь неверующим, изнемогающим от нетерпения посмотреть на конечный результат. Не поступайте так, иначе вместо Йога-Майи вы получите Майю (иллюзию). Он прекрасно знает, и Она прекрасно знает, когда доверить вам Свою тайну, и этого не достичь иначе, как по Его святой и свободной Воле, – на волне Его сладкой Воли, Её сладкой Воли. Старайтесь обрести Настоящее, Естественное, а не подделку или отражение. Вам могут попасться отражение и тень, два вида заблуждений. Отражение опасней. То же говорится и о Харинаме. Отражение и тень – и то, и другое уводит в сторону, сбивает с пути. Их надо преодолеть. Такие соблазны могут возникнуть на нашем пути, но мы не должны допустить и мысли о том, что можем заключить Безграничное в узкие рамки своего интеллекта. …Не пытайтесь затащить эту высшую Реальность в зону своего рассудка. …Постоянно готовьте себя. Надо жаждать этого. Но не превращать Лилу в предмет своего опыта. …Не пытайтесь. Лила придёт сама. Просто продолжайте следовать постепенному пути, указанному Шастрами и Гуру, и всё придет. Если ваша удача позволит, всё придет. Это не физические ощущения, чтобы ими можно было так запросто поделиться с кем попало. В таком духе мы не должны браться за Лилу. …Когда та Реальность будет довольна вами, Она низойдёт на какое-то время, чтобы дать нам пережить Её, и вы будете просто изумлены: «Что это?..» Затем, даже когда всё уйдет, вам не о чем будет жалеть. Живое откровение. Старайтесь обрести Целое. Мы не можем распоряжаться Целым, как объектом. Это настолько высоко, настолько высоко…»*

____________________

Прим.ред.: Полностью текст этой Хари-катхи «Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют» Шрилы Шридхарадэва Госвами можно прочитать на веб-странице:

http://paramartha.info/hari-katha/shridharadev/angels1/   Она опубликована там без изменений и сокращений, перевод был сделан непосредственно с аудио-записи 1981 г.

——————————

 

Шрила Сарасвати Тхакур (из «Упадешавали»): «Даршан Кришны можно получить только через слух, то есть слушая Хари-катху от чистых Вайшнавов, и по-другому никак нельзя».

 

Шрила Бхактиведанта Свами говорит о том, что мы никогда не должны принимать Лилы Радха-Кришны легковесно: «У Господа Чайтанйи были тысячи последователей. Он не обсуждал Радха-Кришна-Лилу даже в кругу Пятерых… Шри-Кришна-Чайтанйа Прабху-Нитйананда Шри-Адвайта Гададхар Шривасади… Нитйананда, Адвайта, Гададхар, Шривас и Он Сам – Пятеро (Панча-Таттва)… Когда Он жил в Навадвипе, Он не обсуждал Это даже с Ними, что и говорить об остальных. Он Сам показал пример, чтобы в будущем люди были очень осторожны с этим. Ведь если человек не понимает, кто такой Кришна, как он сможет понять Лилы Кришны? Обсуждения Раса-Лилы – это высшее в Бхакти. Это не что-то заурядное. В этом нет ничего материального. Но поскольку мы ещё не до конца освободились от материальной концепции жизни, мы можем подумать, что Кришна-Лила – это нечто подобное материальным взаимоотношениям. Так мы совершаем оскорбление. Осознание Раса-Лилы – это высшая Цель, но чтобы действительно понять Это, вам придётся подождать; вам нужно постараться стать более совершенными в Бхакти». 

 

Шрила Сарасвати Тхакур: «Не пытайтесь увидеть Господа этими материальными глазами или воспринять Его материальными чувствами. Вместо этого постарайтесь обрести необходимые качества чистой Преданности, чтобы, в ответ на это, Господь Сам явился нам. Такое понимание и отношение гораздо выше».

 

Однажды на Праздник, который устраивали преданные Шри Чайтанйа Матха в Годрума-двипе, пришёл некий известный певец киртанов, С***, который умел виртуозно играть на разных инструментах и выводить голосом сложные раги. Он старательно пел в течение целого часа, и когда закончил, Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур сказал своему ученику, Винод-бихари Прабху (впоследствии Шримад Кешаве Махараджу): «Ты слышал этот «киртан»? Те, кто не имеют вкуса к Шри Наме и поклонению Иштадэву, Господу, привязаны лишь к мелодичному пению на разные мотивы, и всё это они делают ради удовлетворения своих собственных чувств. Я называю таких людей «тал-тхока сампрадайа» (те, кого интересуют только красивые мелодии и ритм, но не внутреннее духовное Чувство). Однако когда мы с верой совершаем громкое воспевание Харинамы, мы отбрасываем свою апатию, лень и всяческие анартхи. Если мы погружены в такой Киртан, все наши духовные желания будут исполнены. А люди «тал-тхока» желают лишь материальной выгоды, славы и почёта. Шуддха-Вайшнавы всегда держатся как можно дальше от этого и совершают садхану воспевания Кришна-Намы, с верой погрузившись в Киртан. Трансцендентные Образ, Качества и Игры Шри Нами Прабху проявляются в сердцах тех, кто поёт Нама-Киртан именно таким образом. Бхагават-Према разовьётся в нас только через воспевание такой Шуддха-Намы».

 

В другой раз тот же С*** как-то на рассвете сидел недалеко от Йогапитха в Майапуре и слащавым голосом пел «Раи джаго, Раи джаго…», подыгрывая себе на фисгармони. («Раи джаго» означает «Проснись, Радхарани!») Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур услышал это сентиментальное пение, подошел к разомлевшему певцу и строго сказал ему: «Сначала ты проснись сам, а потом уже сможешь “будить Радхарани”!» Он имел в виду, что сначала нужно достичь духовной зрелости, преодолеть анартхи, утвердиться в своей вечной сварупе, осознав её по милости Шри Гурудева, и только потом можно быть способным «будить Радхарани» в Апракрита-Лиле, трансцендентных Играх Господа. Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур говорил своим ученикам, что слишком эзотерические киртаны, описывающие Унната-удджвала-Расу  (отношения Радхи и Кришны), не позволяется петь где угодно – на улице, на площадях, в собраниях, другими словами, вообще в присутствии неквалифицированных людей.

 

Шрила Шридхарадэв Госвами, ради нашего Блага, часто повторял эти слова: пУджоло РАго-потхо гоурово бхо~Нге… ПУджоло рАго-потхо означает «нести Рага-Марг высоко над своей головой, поклоняться ему». Он объяснял: «Это высоко, Это так высоко… И снизу мы должны преклоняться перед Этим. Во всём мире мы должны утвердить такое отношение: перед высочайшей Лилой нужно преклоняться, поскольку это необычайно высоко… Настолько упоительно. Рага-Патх – над нашей головой. Мы – слуги этого Пути. Мы – на Ваидхи-марге, под управлением Шастр. Мы должны жить и двигаться под управлением Шастр и всегда держать Рага-Патх над своей головой».  

 

Шрила Бхактиведанта Свами: «Как, например, сахаджии… Они считают Радха-Кришна-Прему чем-то вроде обычных любовных отношений этого материального мира. Но это не так. В «Бхагаватам» есть стих, где объясняется, что любовные отношения Гопи и Кришны (Вишну) – это не что-то заурядное.  …Ачарйи не одобряют того, чтобы незрелые преданные хватались за Раса-Лилу. Искренний преданный должен читать каждую главу, каждое слово «Шримад-Бхагаватам», ведь в начальных стихах говорится, что это произведение – зрелый плод на древе Ведических Писаний. Преданные должны стараться не пропускать ни одного слова «Бхагаватам».  …Сахаджии думают, что Раса-Лила Кришны – это очень хорошо, но когда Кришна сражается с демонами и убивает их, это уже «не так хорошо». Но они не знают Абсолютной Истины. Всё, что делает Кришна – хорошо, в любых обстоятельствах, наслаждается ли Он с Гопи или расправляется с демонами. Такова Абсолютная Истина. Нужно понять это».

 

Шрила Сарасвати Тхакур: «Те, кто действительно испытывают Враджа-Бхаву, не могут ни секунды тратить на обычные денежные отношения просто ради улучшения своих материальных удобств».            

 

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж (преемник Шрилы Кешавы Госвами Махараджа, Ачарйа его Матха после 1968 г.) сказал однажды в Хари-катхе, что если начинающий садхака не поливает корень растения (не создает основу для своей Бхакти-садханы), то он не сможет увидеть на нём цветы. А если какие-то цветы каким-то образом случайно и появятся, то ненадолго, они быстро засохнут. Таким образом, человек придёт к выводу, что Шри Радха-Кришна и Враджа-Дхама – это всё выдумки, и что, на самом деле, «нет ничего, кроме материальной, плотской любви». Виноват в такой «прайоджане» будет лишь он сам. У растения или дерева должен быть корень, у здания должен быть фундамент, и в Бхакти тоже существует крепкая основа.  

 

Шрила Бхактиведанта Свами: «Раса-Лилу Кришны  не следует обсуждать публично. Это самое сокровенное. Господь Чайтанйа Махапрабху никогда не обсуждал Это в открытых собраниях. Он говорил о Лилах Кришны с Гопи только со своими самыми ближайшими Спутниками». (15.11.1968)   

 

Из комментария Шрилы Бхактиведанты Свами к «Гите» (4.16): «Поэтому необходимо следовать по стопам предыдущих Ачарйев в линии ученической Преемственности, иначе даже самые разумные люди могут оказаться сбиты с толку относительно того, как правильно действовать в Бхакти».

 

Шрила Сарасвати Тхакур в 1932 г. на Радха-кунде дал своим последователям такое наставление о Раса-катхе: «Начинающим преданным нет необходимости слушать об этих темах – они всё исказят в своём понимании. Об этих темах могут слушать только уважаемые (вишишта), возвышенные Преданные, в которых есть сильный дух служения (сэвонмукха). Это не для всех. И также говорится: апоно бхаджоно котха на кохибе джотхатотха, «Не раскрывайте другим свой Бхаджан». Если вы пренебрегаете эти указанием наших предыдущих Ачарйев, вы можете навсегда упасть из царства преданного Служения (Бхаджана). …А последнее наставление, которое я услышал от своего Гурудева (Шрилы Гоуракишора Даса Бабаджи), было такое: «Жить на Радха-кунде было бы замечательным делом, если б ты смог очистить её от одиннадцати распутников, поселившихся там…» Теперь же это число греховодников увеличилось, наверное, до ста восьми…»

 

Слушая сахаджий, невозможно почувствовать глубокие внутренние эмоции. Вначале человек может удивляться: «Наверное, перед нами великий преданный, ведь он так много рассказывает о Рагануга-Бхакти, о Радхарани, о Гопи и Манджари». Однако, послушав такую катху, внутри не ощущаешь того, что сердце очистилось. Но когда слушаешь настоящего Вайшнава, его Хари-катха оставляет глубокое духовное впечатление в сердце. Квалификацией для Рагануга-Бхакти является наличие Лаулйам, сильного стремления к спонтанному Служению Шри Кришне, следуя по стопам вечных Враджабаси, Его Спутников во Врадже. Но как отличить истинную Лаулйам от ложной? Ведь Лаулйам внешне можно имитировать, и у многих это получается. Шри Бхактивинод Тхакур предельно ясно, недвусмысленно отвечает на этот вопрос в «Джайва-Дхарме» (гл.21): «Когда преданный принимает духовную концепцию следования по стопам какого-либо вечного Жителя Враджа, вечного Возлюбленного Кришны, в нём пробуждается Рага, которая всегда подразумевает следование процессу Шраванам, Киртанам, Смаранам, Пада-сэванам, Арчанам, Ванданам и Атма-ниведанам. Но такое Ручи (Вкус) к следованию по стопам одного из Враджабаси пробуждается только у тех, чьё сердце стало ниргуна (совершенно чистым, свободным от материальной скверны). Вот почему такое настоящее стремление (Лаулйам) к Рагануга-Бхакти встречается крайне редко». («Джайва-Дхарма», ответ Рагхунатха Даса Бабаджи на вопрос Враджанатха о Лаулйам)

 

Из «Джайва-Дхармы» (гл.22): «Бабаджи: Джива, относящаяся к пограничной энергии, может познать Сварупу Кришны только благодаря действию Сварупа-Шакти Господа, а не с помощью своего ума. Когда Сварупа-Шакти, по милости Кришны или Его чистого Бхакты, сама проявляется в сердце дживы, тогда она, в функции Самвит-вритти (энергия Знания), начинает действовать в её сердце. Когда это происходит, раскрывается знание о духовной Реальности (чид-джагат). Духовный мир состоит из Шуддха-Саттвы, а материальный мир состоит из сочетания трёх гун материальной природы. Сочетание Хладини- и Самвит-Шакти (раскрывающей духовный Мир) позволяет ощутить сладость высшей Обители Господа, и когда такой вкус становится полным, это называется Премой. Бхава (Рати) является лучом (киран) Премы. …Уникальная особенность (вишешата) Бхавы – в том, что она очищает сердце дживы и делает его совершенно мягким, словно расплавленным (машринйа). Понятие Ручи указывает на три желания: 1) желание обрести служение Шри Радха-Кришне (прапти-абхилаша), 2) желание делать то, что доставит удовольствие Кришне (анукулйа-абхилаша), и 3) желание служить Кришне с сердечной Любовью и Преданностью (саухрида-абхилаша). …Естественная функция Бхавы – раскрывать Сварупу Кришны и Его сладостные Игры. …Существует два вида Бхавы, и они возникают по двум различным причинам. Бхава одного вида возникает в результате интенсивной духовной практики (садхана-абхинивеша-джа-бхава), а Бхава другого вида возникает по Милости Кришны или Его чистого Бхакты (прасада-джа-бхава). Бхава, которая возникает благодаря садхане, наиболее распространена, в то время как Бхава, возникающая благодаря особой Милости, очень редка. Бхава первого вида делится ещё на две категории: это  Бхава, возникающая из практики Ваидхи-марга, и бхава, приходящая на пути Рагануга-марга». <...>     

 

 

Каковы признаки появления Бхавы (Рати)?

 

Кшанти – такой Преданный всегда остаётся умиротворенным, даже когда возникают причины для гнева и возбуждения ума. Это также означает кшама (умение прощать, терпеть);

Авйартха-калатва – он не позволяет и мгновению пройти впустую, он непрерывно погружен в Хари-Бхаджан;

Виракти – он совершенно равнодушен к чувственным наслаждениям; интерес к материальному миру у него сведён практически к нулю;

Мана-шунйата – он никогда ничем не гордится, даже если есть причины для такой гордости (хорошее рождение, образование, знание, богатство, аскетизм и т.д.);

Аша-бандха – он всегда совершает Бхаджан с непоколебимой верой, что Кришна несомненно дарует ему Свою Милость;

Самуткантха – у него сильнейшее стремление к тому, чтобы сокровенное желание сердца исполнилось;

Нама-ганэ-сада-ручи (Нама-Киртана-ручи) – он постоянно занят повторением/пением Харинамы с верой в то, что Шри Нама-Бхаджан, поклонение Шри Наме, это высший из всех видов Бхаджана;

Асактис-тад-гунакхйанэ – неважно, как долго он слушает о качествах Кришны, он никогда не пресыщается таким слушанием; чем больше он слушает, тем больше ему хочется продолжать слушать;

Тад-васати-стхале-прити – у него огромная любовь и привязанность к Местам (тиртхам), где проходили Лилы Шри Кришны и Махапрабху. («Джайва-Дхарма», гл.22, по стиху Шри Рупы Госвами кшантир авйартха-калатва из «Бхакти-Расамрита-синдху»)

 

Шрила Сарасвати Тхакур подчёркивал, что в большинстве случаев такого настоящего Лаулйам будет в значительной мере не доставать у тех, кто ещё не прошел уровень анартха-нивритти и не обрёл Ништху. Именно поэтому Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур не одобрял преждевременную практику Рагануга-садханы для тех, кто ещё не достиг этого уровня, в силу того, что для них велик риск имитации Рагануги.

 

Шрила Сарасвати Тхакур, ближайший Слуга Шри Радха-Говинды, в самом конце «Вайшнава ке» пишет:

 

    рАдхА-дАсйе рохи чхАРо бхого-охи  /

    пратиШТхАшА нохе кИрттоно-гоурово  //

    рАдхА-нитйАджон тАхА чхАРи мон  /

    кено бА нирджджоно-бхаджоно коитов  //

    броджобАси-гон прочароко-дхон  /

    протиШТхА-бхикхук тА’рА нохе шоб  //

    прАН Аччхе та’р сэ хету прочАр  /

    протиШТхАшА-хИн кр.иШНо-гАтхА соб  //

«О несчастный ум! Всегда совершай служение Шри Радхе и держись подальше от вишойи, чувственных наслаждений, подобных яду. Нет ничего славного в «киртане» ради почёта и признания. Киртан – не для собственного прославления. Почему ты оставляешь служение Шримати Радхарани и Её вечным Спутникам, пытаясь совершать уединенный «бхаджан», псевдо-бхаджан? Настоящие проповедники – Рупануги. Те, кто стремятся к пратиштхе, подобны мертвецам. Но духовно живой проповедует послание Господа – воспевает Шри Кришну, не стремясь к славе и почету».  

 

     шрИ-дойито-дАс кИрттонэтэ Аш  /

     коро уччхоиХ-сворэ харинАма-ров  //

     кИрттоно-пробхАвэ смороно хоибе  /

     сэ кАле бхаджоно-нирджджоно сомбхов  //

«Шри Дайита Дас (Сарасвати Тхакур), смиренный слуга Шри Радхи, всегда жаждущий Киртана, просит: “Громко воспевайте святое имя Хари!” Благодаря такому Киртану постепенно придет адхикар совершать возвышенный Смаранам, постоянно памятовать о Лилах Господа. Только тогда будет возможен Нирджан-Бхаджан, Служение Господу в полном уединении».   

 

 

 

«Кто может слушать и воспевать о Радха-Кришна-Лиле

 

Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Начало Шри Картик-враты, Шарадийа Раса Пурнима, Нью-Дели, 26 октября 2007 г.

 

«Картик – месяц Шримати Радхарани. В этот месяц проходит много Игр Шри Шри Радха-Кришны. Но у меня нет адхикара говорить о Радха-Кришне. Мой Гурудев (Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж) сказал мне говорить о святой жизни великих Вайшнавов, об их качествах и наставлениях. Шрила Вйасадев в некоторых местах описывает Радха-Кришна-Лилу, однако, тот, кто является рабом своих плотских чувств, не должен даже думать о Радха-Кришна-Лиле. Эту самую возвышенную Лилу можно помнить только трансцендентным, полностью чистым умом. В противном случае вы получите противоположный результат, вы разрушите свою духовную жизнь, вместо того, чтобы продвигаться. Человек, не преодолевший побуждения своих материальных чувств (см. первый стих «Упадешамриты»), слушая и думая о Радха-Кришна-Лиле, подсознательно будет считать, что отношения Радхарани и Кришны мало чем отличаются от чувственных отношений мужчин и женщин этого мира. Непременно это будет у него так. И тогда его начальные попытки жить духовной жизнью будут уничтожены. Для слушания об Играх и отношениях Радха-Кришны нужно иметь адхикар, нужно стать достойным этого. Иначе духовная гибель неизбежна.

Некоторые проповедники Раса-катхи любят цитировать один стих из «Бхагаватам» (викридитам враджа-вадхубхир, Бха 10.33.39), где говориться, что необходимо слушать о Лилах Господа. Этим стихом они пытаются оправдать свою проповедь сокровенных тем, посвящённых самой высокой Расе. Но в том стихе говорится о Лилах Господа Вишну, а не обязательно о Мадхурйа-Лилах Кришны, то есть об Играх Кришны и Гопи. В стихе упоминается Имя Вишну (идам ча вишнох). А что касается Мадхурйа-Лил Кришны, то о них можно слушать только тогда, когда для вас придёт должное время, и только от чистого Преданного Господа. Слушать об этом нужно будет лично от него, и только в то время, когда такой истинный Гурудев скажет непосредственно тебе, что именно ты готов слушать об этих самых возвышенных Лилах. И при том должна быть такая Шраддха, непоколебимая Вера, что совершая Бхакти, тем самым ты выполняешь все прочие обязанности. [В стихе «Бхагаватам» 10.33.39 говорится: «Слушать можно только при условии наличия у садхаки такой настоящей, неподдельной Шраддхи». См. более подробные объяснения Шрилы Пури Госвами Махараджа чуть ниже.]

В определённое время года проводится Джхулан-йатра, Праздник Игр Шри Радха-Кришны на качелях. Но качать Их на качелях могут только Гопи, Их ближайшие Спутницы. Можем ли это делать мы?!.. Наше дело – смиренно служить Шримурти Господа в храме. Мы должны всегда действовать согласно своему адхикару.

В этих киртанах, которые мы поём в месяц Картик, Шри Бхактивинод Тхакур лишь в общих чертах описывает вечные Лилы Шри Кришны во Врадже. В Картик мы поём их, следуя наставлению Гуру-варги для обетов Картика, чтобы получить об этих Лилах некоторое общее представление и постепенно, со временем, обрести стремление (Лаулйам) служить в этих вечных Играх в духовном Мире. Мы должны быть крайне осторожны в отношении самых возвышенных тем, то есть описаний Лилы Шри Радха-Кришны. Как-то раз один наш духовный брат пришёл к Гурудеву (Шриле Мадхаве Госвами Махараджу) и сказал, что сейчас, после нескольких лет служения, он живёт отдельно от Гоудия Матха и изучает сокровенные труды Госвами: «Удджвала-Ниламани», «Говинда-Лиламриту», «Кришна-Бхаванамриту», «Гита-Говинду» и другие книги, описывающие подробности Радха-Кришна-Лилы. Наш Гурудев пришёл в страшный гнев, услышав об этом: «Кто тебе разрешил касаться этих самых сокровенных книг?! Кто тебе дал указание читать их?!» Он был действительно в гневе, так что нам, присутствующим там, даже стало боязно. Гурудев был очень недоволен тем учеником. [Прим. ред.: Шрила Мадхава Госвами Махарадж говорил тому преданному: «Ты всё равно что полузрелый плод кантхал, который никуда не годится! (Кантхал используют только в зелёном виде, для сабджи, или в зрелом виде как фрукт, а если он сорван полузрелым, то его выкидывают). Начинающий садхака, который читает книги для Сиддх (совершенных Преданных), ничего не достигает. Он не может совершать садхану своего уровня, и также не может достичь уровня Сиддх. Он словно полузрелый кантхал, который просто выкидывают!» Преданные, которые находились там и вначале завидовали тому духовному брату, слыша, что он имеет время и возможность изучать такие сокровенные книги Госвами, теперь, после такой гневной отповеди Гурудева, думали наоборот: «Как хорошо, что мы не читаем эти книги, а то бы Гурудев гневался вот так на нас!» Шрила Мадхава Госвами Махарадж, как и Шрила Шридхарадэв Госвами, Шрила Кешава Госвами, Шрила Пури Госвами, всегда строго следовал настроению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в воспитании своих учеников. Эту историю, которую здесь упомянул Шрила Тиртха Госвами Махарадж, подробно рассказывал его старший ученик, Шрипад Бхакти Вичар Вишну Махарадж, во время своего приезда в Россию в сентябре 2007 г.  В этот раз Вишну Махарадж также передал наставление Гурудева всем ученикам: «Если вы где-либо слышите, что кто-то, не имеющий адхикара, говорит о Радха-Кришна-Лиле, или видите, что рассказчика Раса-катхи слушают люди, не имеющие адхикара, то не вступайте с ними ни в какие споры и не пытайтесь что-то доказать. Сразу вставайте и уходите с того места, берите свою Малу (чётки) и повторяйте Святое Имя Господа в другом месте. Шри Нама даст вам Всё». Шрипад Вишну Махарадж также повторил наставление Гурудева о том, что при отсутствии адхикара и без личного позволения Гурудева (Шримад Тиртхи Госвами Махараджа) ученик не должен читать никакие книги о Расика-Бхакти, о Радха-Кришна-Лиле. Это вызывает сильное недовольство Гурудева, что ещё больше повредит духовной жизни неопытного ученика.] 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад:

«Быть способным увидеть и понять столь возвышенное положение Шримати Радхарани и Её приближённых Спутниц – это не находится в сфере восприятия обычных людей. Исключительно те, кто непрерывно занят сокровенным, доверительным, вечным, любовным служением Ей, понимают эту святую истину. И наоборот – никто другой не может измерить глубины этих тайн и понять эзотерические аспекты таких Игр (Лил), кроме Её ближайших Спутниц.

В тот день, когда наша связь с материальным миром будет ограничена лишь минимальными нуждами; и, более того, когда мы начнём считать свои мирские суждения, вымышленные аскезы, благочестивые дела, так называемое «знание» и мистические способности не более ценными, чем сухая трава; когда для нас уже будет совсем не привлекательно поклонение Шри Нарайане (поклонение в духе Вайкунтхи); и когда мы совершенно не будем склонны к открытому обсуждению сокровенных тем – таких, как Божественные Игры Раса-Танца, – тогда и только тогда мы будем подходящими кандидатами на получение такого заветного, тайного Знания.

Служение Господу Шри Шри Радха-Говинде невозможно выразить обычным языком. К таким словам, как свакийа и паракийа, когда мы их произносим, обычно примешиваются наши сильные желания чувственного наслаждениями, которые остались в нас. Именно поэтому, и также по той причине, что существует столь мало достойных для этого людей, Божественные Лилы Шри Радхи-Кришны не могут обсуждаться, слушаться или правильно пониматься обычными людьми этого мира. Когда мы говорим, что существует очень немного действительно достойных для этого людей, – здесь нет никакого преувеличения».

«Такие книги, как «Гита-говинда» (Шри Джайадэва Госвами), «Джаганнатха-Валлабха-натака» (Шри Райа Рамананды), «Видагдха-Мадхава» (Шрилы Рупы Госвами), «Падйавали» (Шри Чандидаса и Шри Видьяпати), «Радха-Раса-судханидхи» (Шри Прабодхананды Сарасвати), «Вилапа-кусуманджали» (Шрилы Рагхунатха Даса Госвами), «Говинда-Лиламрита» (Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами), «Кришна-Бхаванамрита» (Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура) и др. – такие книги вы сможете читать и обсуждать только тогда, когда у вас появится адхикар, который даст доступ в Мадхура-Раса-катху (беседы о Мадхура-Расе). Этот адхикар появится у вас тогда, когда вы сможете стать полностью освобождёнными от того бхога-буддхи, духа чувственного наслаждения, который несёт этот мир. Сокровищница этих высших Шастр Гоудия-Вайшнавов ждёт вас – она открыта для вас, вы будете её наследниками, но в том случае, если вы искренне, без притворства, сделаете Служение Господу Кришне единственной целью своей жизни. Тогда и откроется ваш адхикар к какой-то одной из пяти чистейших Рас, соответствующих вашей вечной сущности. Никто не имеет адхикара действительно служить Кришне, покуда не стал освобождённым (мукта). Кришна принадлежит только Шримати Радхарани. И никто не может обрести адхикар для служения Кришне иначе как в служении Шримати Радхарани [т.е. служа Шри Гуру как Слуге Шримати Радхарани]. Пусть в вашем сердце появится глубокое волнение о том, как обрести естественное и настоящее стремление (нитья-ручи-вишишта) к Мадхура-Расе, как стать вечной служанкой Шримати Радхарани».

(Из Хари-катхи Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати перед Шри Навадвипа-Дхама-парикрамой, в собрании учеников и последователей)

________________

«Чтобы показать склонность к чувственным наслаждениям и эгоистические суждения пракрита-сахаджиев, Шримад Б.П. Кешава Госвами Махарадж издал книгу под названием «Сахаджия-далана»(означает «разгром, сокрушение сахаджии»), в основе которой лежали статьи, написанные Шрилой Прабхупадой Бхактисиддхантой Сарасвати и Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Он сам продемонстрировал идеал безупречной жизни, проповедуя наставления из этой книги и неукоснительно следуя им. Он был идеальным Ачарьей, глубоким знатоком Кришна-таттвы. Он запрещал тем своим последователям, которые ещё имели анартхи, пытаться памятовать об Аштакалия-Лиле и воображать свою сиддха-дэху (духовное тело). Он особо обращал внимание каждого на такие необычайно важные слова Джагад-Гуру Шрилы Прабхупады: киртана-прабхавэ смарана хоибе, сэ кале бхаджоно-нирджоно самбхав, «Смаранам придёт благодаря Киртанам, и только тогда будет возможен нирджан-бхаджан (уединённый Бхаджан)». Шрила Кешава Госвами Махарадж подчёркивал, что слепое подражание Шри Гуру и Вайшнавам – это не Сэва и не Бхаджан, а скорее лицемерие.

Однажды, заметив, что какой-то преданный изучает комментарии к Раса-Лиле, «Бхрамар-гиту» (из 10-й Песни «Бхагаваты») и пр., Шрила Кешава Госвами Махарадж сказал: «Квалификация слушать о таких темах, как Раса-Лила, придёт, когда Шри Нама-Санкиртан очистит сердце от анартх (нежелательного, греховного), и там проявится шуддха-саттва (трансцендентная благость). В противном случае человек будет считать, что трансцендентные Лилы Шри Радха-Говинды это нечто подобное отношениям мирских любовников, и это породит в нём ложные представления. Концепцию Расы правильно воспринимать можно только достигнув духовного совершенства, в сиддха-дэхе. Находясь в материальном теле, воспринять Шрингара-Расу (Мадхурья-Расу) нельзя. Обсуждать Самбхога-Расу [близкие Встречи Шри Радха-Кришны] достоин только тот, кто свободен от мирских наслаждений и достиг уровня Бхавы». (Из статьи Шрилы Б.В. Ваманы Госвами Махараджа, избранного преемника Шрилы Б.П. Кешавы Госвами Махараджа)

_________________

«Вриндаван-Дхама – это полностью духовная Обитель, где дни и ночи, деревья, цветы, вода и всё остальное полностью чисто и трансцендентно. Там нет и следа материальной скверны. Шри Кришна (Парабрахман и Параматма) не заинтересован ни в чём материальном. Его отношения с Гопи абсолютно духовны и имеют место в духовном Мире. Они никак не соприкасаются с этим бренным миром. Любовные желания Шри Кришны и Его Развлечения с Гопи относятся к духовному бытию. Вначале необходимо достичь уровня трансцендентного осознания прежде чем даже думать о том, чтобы ощутить Расу Развлечений Кришны и Гопи (Раса-Лилу). Тот, кто сейчас находится на уровне материального существования, вначале должен очиститься, приняв процесс следования видхи, регулирующих принципов духовной жизни».

(Из комм. Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами к Чч М.14.158)

Yd «Парамартха», номер 1 (октябрь 2006)

____________

Шрила Бхакти Прамод Пуридэв Госвами Тхакур говорил, что пытаться вникнуть в детали Рагануга-Бхакти, пытаться влезть в личную жизнь Господа (в Его сокровенные Лилы), без Его воли и позволения, без нисхождения Этого свыше, – означает унижение достоинства Святого Имени Господа и пренебрежение милостью Имени. Ведь Рагануга-Бхакти, Лила Кришны приходит только по милости Его Святого Имени. Таково Учение Махапрабху, в отличие от его имитации. Всё есть в Наме, Шри Нама всё раскрывает садхаке со временем. Тот, кто пренебрегает этим и выбирает другие методы, сходит с пути Бхакти. Он также несколько раз говорил, что в западных странах во второй половине 90-х поднялась волна неосахаджии – в виде широкого, неразборчивого распространения «рагануга-бхакти», «лилы». Такое подражательство под вывеской якобы “Гоудия Матха”, такие попытки во что бы то ни стало “внедриться” со своими анартхами в сокровенные Игры Господа не имеют никакого отношения к Чистому Бхакти, к Нама-бхаджану, к преемственности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. “Пуджала рага-патха гоурава-бханге…” – говорил об этом Шрила Шридхарадэв Госвами (см. подробнее – “Где ангелы ступить не смеют”).

Парамартха 2008                        —- см. продолжение на следующей странице