Шри Мандир в Пури и Шри Арча-Аватара

Перевод главы из книги «Шри Кшетра» на бенгали, составленной Шри Сундаранандой Видьявинодом, учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура

 

Некоторые говорят, что Храм Шри Шри Джаганнатхадэва, который когда-то построил махарадж Индрадйумна Дэв, с течением времени обветшал, и раджа династии Ганги Чодаганга Дэв (1078 г. от Р.Х.) решил построить новый Храм на месте старого. В действительности же он успел построить лишь некоторую часть Храма, тогда как всё строительство было осуществлено раджой Анангабхимой. Говорят также, что строительство Храма производилось им в период с 1189 по 1223 год н.э.

С западной стороны от главного Храма Шри Шри Джаганнатхадэва находится храм Шри Бимала Дэви, а с северо-западной стороны от него стоит храм Шри Лакшми Дэви, которые были также построены во времена правления раджи Шри Анангабхимы. Во времена правления раджи Пурушоттама Дэва (1470-1497 г. от Р.Х.) [даты – из «Истории Ориссы» Ракхалдаса Бандопадхйай] был построен павильон для поднесения бхоги (бхога-мандапа). Ещё говорят, что во времена правления раджи Пратапарудра Дэва (1497-1541 г. от Р.Х.), или, быть может, следующего за ним раджи Говинды Видьядхара Дэва, был построен зал для киртанов (Натйа-мандир).

Прежде пища для подношения Господу готовилась в здании, прилегающем к Шри Мандиру, но из-за увеличения количества приготовляемых блюд то здание стало тесно. Кроме того, дым с кухни зачастую проникал прямо в Храм, поэтому позднее была построена кухня (бхога-рандхан-гхар), и там существует скрытый проход, через который она соединяется с Храмом.

Обычно Храм Шри Джаганнатхадэва выделяют главным из четырёх главных храмовых построек. С востока на запад от них простирается другой ряд подобных построек. Возглавляя всех, Шри Шри Джаганнатхадэв пребывает во всём Своём великолепии в Шри Мандире. Когда Он находится в Гарбха- Мандире, Его зовут «Маникотха»; когда же Он восседает на высоком престоле (учча-веди), Его величают «Ратнаведи». Этот главный Храм известен также как «Боро Дэвал» (Великий Храм).

С востока на запад от Шри Мандира находятся по порядку:

1. Бхога-мандапа – здесь выстраиваются ряды подносимых блюд (чхатра-бхог). В Пури различные матхи (монастыри) и разные люди, помогающие в этом служении, тоже называются «чхатра-бхог».

2. За Бхога-мандапой расположен Джагмохан или Натйа-Мандир, где стоит Шри Гаруда Стамбха. Перед ней, днём и в вечернее время, до того как Шри Бхагаван отходит ко сну, танцуют Дэва-даси. Шри Гоурасундар обычно стоял с западной стороны от Шри Гаруда Стамбхи и созерцал Шри Джаганнатхадэва. То место, где Он ежедневно стоял и пристальным взглядом пил красоту Лотосоокого Господа, от прикосновения Его розоватых Стоп, объекта поклонения дэватов во главе  с Брахмой и Шивой, растаяло, словно не было из камня, и сохранило отпечаток Его Святых Стоп. И поныне этот отпечаток Святых Стоп Шри Чайтаньи, «Шри Чайтанйа-чарана-чинна-джугал», является вожделенным объектом поклонения Гоудия-Вайшнавов.

3. Вслед за Шри Джагмоханом следует Шри Мукха-шала. В этом месте обычные паломники могут получить даршан Святого Луноподобного Лика Шри Джаганнатхадэва. Но, единые сердцем со Шри Гоурой, Шри Гоудийа- Вайшнавы, не желая преступать через Шри Гоурасундара, не стремятся получить даршан таким же образом. Подобно тому, как Шри Гоурасундар, следуя по стопам Шри Гаруды, вечного Спутника Шри Вишну, стремился созерцать Господа, стоя с западной стороны от Шри Гаруда Стамбхи, так и Шри Гоудийа- Вайшнавы, следуя по пути, отмеченному лотосоподобными Стопами Шри Гоуры, останавливаются с западной стороны, у отпечатка Его Святых Стоп. Освящая свою память памятованиями обо всём этом, они молятся там о даршане Шри Джаганнатхадэва.

4. За Шри Мукха-шалой стоит «Боро Дэвал» или Гарбха-Мандир. В этом Мандире на ратна-веди пребывают Шри Шри Джаганнатх, Шри Шри Баладэв, Шри Шри Субхадра Дэви и Шри Сударшан Чакра. Возглавляет всех Шри Шри Джаганнатх, находясь в северной части; в южной части расположен Шри Шри Баларам, и между Ними пребывает Субхадра.

Шри Шрила Санатана Госвамипад сложил ставу (молитву), в которой он назвал Шри Шри Джаганнатха Дэва так: Субхадра-Лалана-Вйагра, «ревностно Опекающий Субхадру». В «Сканда Пуране» истинная природа (сварупа) Шри Субхадра Дэви следующим образом:

тайор-мадхйа-стхитам лакшмим субхадрам бхадра-рупиним /

сарва-дэва-раним папа-сагарот-таракариним //

викачамбходжа-ваданам варабджабхайа-дхариним /

кункумаруна-дэшам там сакшал-лакшмим-ива парам //

                                              («Сканда Пурана» Уткала Канда 19.45-46)

«Между Шри Кришной и Шри Баладэвой пребывает Олицетворение всего Блага, Сама Олицетворённая Лакшми, Шри Субхадра Дэви, Царица всех дэват, Спасающая из океана грехов, лик Которой – словно распустившийся лотос, (как и Сама Она – словно) дивный лотос, Бесстрашная, цвет Её Тела подобен цвету кункумы и восходящего солнца, (Она) Сама вторая Лакшми».

В Пуранах говорится о том, что Шри Субхадра Дэви является Сестрой Шри Джаганнатха и также Его личной Шакти (Шакти-Сварупа). В Уткала-кханде сказано:

лакшмих прадурвабхувейам сарва-чайтанйа-рупини /

ийам кришнаватарэ хи рохини-гарбха-самбхава //

балабхадракритир-джата бала-рупасйа чинтанам /

кшанам на сахатэ са хи моктум нилаватаринам //

на бхедас тв асти ко випрах кришнасйа ча баласйа ча /

эка-гарбха-прасутатвад-авйавахаро ‘лоукиках /

бхагини баладэвасйа хй-эша поураники катха /

пум-рупена стри-рупена лакшмих сарватра тиштхати //

пум-намна бхагаван вишнух стри-намна камалалайа /

дэва-тирйам манушйадоу видйатэ наитайох парам //

ко хй анйах пундарикакшад-бхуванани чатур-даша /

дхарайаттупханагрэна со ‘нанто баласанкши-гйатах //

тасйа шакти-сварупейам бхагини шри-правартика* / 

сударшананантта йач-чакрам сада вишну-карэ стхитам //

                                                (Уткала-кханда 19.11-17)

(* в некоторых изданиях – стри-правартика)

«Шри Субхадра Дэви – олицетворённое сознание всего живого, появилась как Сама Лакшми;  в Играх Кришны Она явилась из лона Рохини. Поскольку Она постоянно думала о Шри Балабхадре, то приобрела подобный Ему Облик. Она никогда, даже на мгновение не может вынести разлуки со Шри Нила-аватаром. О брахманы!  Она не отлична от Шри Кришны и Шри Баларамы. Явившись из того же лона, что и Баларама, Она стала известна людям как Сестра Шри Баладэвы, Шри Субхадра, – об этом говорится в Пуранах. В Мужском и Женском Облике Шри Лакшми Дэви пребывает повсюду. Как Мужчина Она – Бхагаван Шри Вишну; как Женщина Она – Шри Лакшми Дэви (Пребывающая на Лотосе). Она, Дэва, пребывает в сердцах как людей, так и животных, а также других существ. Кто ещё, кроме Лотосоокого Господа может поддерживать на кончике Своего «капюшона» все четырнадцать миров? Его имя «Бала» – Шри Анантадэв. Шри Субхадра является Олицетворением Его личной Шакти, Сестрой и Шри Праданакарини (Изначальной Лакшми). [В том Писании, где говорится стри правартика, следует понимать Первопричину Женского начала или Первопричину Шакти. Необходимо принимать то и другое значение]. Чакра, носящая имя «Сударшан», всегда находится в Божественной руке Шри Бхагавана.

 

В четвёртой главе «Ниладри-Маходайи» сказано следующее:

бхактанамаванайа ива татха бхадрапи бхадра /

адхоламбита-хастабджа кункумабха шубханана //

«Лотосоподобные руки светлоликой, обладающей, подобным кункуме, цветом Тела, Шри Субхадры умеренно длинные. Будучи Самим Олицетворённым Благом, в защите Преданных Она – Дарительница (высшего) блага (Бхадра-да) или всего благоприятного (Мангала-прада)».

Некоторые люди считают Верховного Триединого Господа Шри Пурушоттам-Кшетры (Пури) – Шри Джаганнатха, Шри Балараму и Шри Субхадру – неким символом, придуманным буддистами, но это совершенно беспочвенно и не соответствует истине. В «Риг-Веде» – самом древнем Писании мира, есть следующее повествование о Шри Дару-Брахме – Высшем Абсолюте, явившем Себя в куске дерева и пребывающему на морском побережье:

адо йад-дару плаватэ синдхох парэ апурушам /

тада лабхасва дурхано тэна гаччха парастарам //

                 («Риг-Веда» 10-я мандала, 155-я сутра, 3-я рик)

Известный комментатор Вед 14-го века н.э. Сайаначарья дал следующее толкование этой мантры: «Адоу випракришта-дэше вартаманамапурушам нирматра пурушена рохитам йад-дару дарумайам пурушоттамакхйам дэвата-шарирам синдхох парэ самудра-тирэ плаватэ джаласйопари вартатэ тад-дару хе дурхано духкхена хананийа кенапи ханттам-ашакйа хе стотарарабхасва, аламбасва, упассветйатхах тэна дарумайена дэвенопасйаманэна парастара-матишайена таранийумуткриштам ваишнавам локам гаччха» – «В далёкой стране пребывает (Адхокшаджа), не имеющий ни отца, ни матери (никем не созданный, но Самопроявленный). Тот Проявленный в куске дерева Образ Бхагавана, известный как «Пурушоттам», пребывает на морском побережье. О возносящий мне хвалебные речи, прими прибежище у Этого Высшего Абсолюта, явившего Себя в дереве, и поклоняйся Ему; тогда ты достигнешь высшего мира, в который стремятся Вайшнавы» (цит. из «Риг-Веда-Самхиты», издание М. Мюллера, 1874, Лондон, том 6-й, стр. 549).

Махамахопадхйай Смарта Рагхунандан Бхаттачарйа в своей книге «Пурушоттам-таттва» и пандит Таранатх Тарка-Вачаспати в своём санскритском словаре «Вачаспатйа», ссылаясь на «Атхарва-Веду», приводит вышеприведённую мантру из «Риг Веды»; однако ни в каком издании «Атхарва-Веды» этой мантры нет. Рагхунандан Бхаттачарйа в «Пурушоттам-таттве» (стр. 539 «Ашта-биншати-таттвы» Махамахопадхйай Рагхунандан Бхаттачарйи издательства Канта Видйабхушана Бхаттачарйи, Калькутта, 1347 г. Бангабды), приводя эту же мантру, также ссылается на «Шанкхайана-бхашью», но опять же, в «Шанкхайана-Брахмане» (изданной «Анандашрам санскрита-грантха-малой») такой мантры нет. Нечто подобное этой мантре из «Риг-Веды» можно найти в «Уткала-кханде» (йа эша плаватэ дарух синдху-парэ хй апаурушах / там-упасйа дурарадхйам муктим йати судурлабхам –  «Уткала-кханда» 21.3, издание на бенгали).

По мере распространения буддизма в Бхарате (Индии), все святые места Ариев постепенно стали отождествляться с буддизмом; (во многих местах) даже признаки существования Ведической Санатана-Дхармы были почти утеряны. «Оккупация» Бхараты буддистами не миновала и царство Уткала (Ориссу). Ещё долгое время там не могла вновь проявиться слава Господа Вишну в  святом Образе Шри Дару-Брахмана (Абсолюта, явившего Себя в куске дерева). Точно так же, как буддисты смогли обесчестить святые места и Шримурти (Божества) Ариев, установив в Шри Пурушоттам-Кшетре «Данта-питх»*, они смогли  и переименовать Святые Шримурти Джаганнатха, Баладэва и Субхадры в «Будду», «Дхарму» и «Сангху». [* Теории западных учёных относительно отождествления «Данта-питха» («Зуба Будды») с Пурушоттам-Кшетрой уже опровергаются.]

В 5-м веке н.э. один известный китайский путешественник, сильно впечатлённый посещением Пурушоттам-Кшетры (Пури), написал: «С тех пор, как в этом месте был распространён буддизм в его чистом виде, тем не менее, ни один из брахманов не поддался буддистскому гнёту». Отсюда явствует, что могущественные в то время буддисты вынуждены были вернуть брахманам все полномочия в религиозной сфере (дхарма-кшетре), поскольку брахманы боялись осквернения этого места. Теперь давайте рассмотрим следующее соображение. Явленный Шри Мадхавендре Пурипаду Господь Гоудия-Вайшнавов Шри Гопал не принадлежал к какой-либо сампрадае, и Гоудия-Вайшнавы, которые стали поклоняться Ему после этого, не считают Его собственностью только лишь своей сампрадаи. Таким же образом, ещё до распространения буддизма в Пурушоттам-Кшетре существовала Ведическая Санатана-Дхарма или Вайшнава-Дхарма.

В 7-м веке н.э. Ачарйа Шанкара основал один матх неподалёку от Храма Шри Джаганнатха Дэва, который он назвал «Бхогавардхан Матх» или иначе – «Говардхан Матх». В том же веке ещё один китайский путешественник по имени Хйен Тсан написал по поводу своего посещения Пурушоттам-Кшетры: «Сейчас «Зуб Будды» стал ещё крепче, и в то же время это святое место под влиянием брахманов совершенно испортилось».

Но вот что писал один западный учёный-исследователь (в 1929 г.): «…Есть веские основания отвергать объяснения буддистов (относительно Пурушоттам-Кшетры, Пури). Легенда о «зубе Будды», в конце концов, – всего лишь легенда, историческая основа которой пока ещё не доказана. Очень сомнительно, что «Данта-пур», город Зуба Будды, может иметь какое-то отношение к Пури. Современные учёные придерживаются мнения, что этот город Данта-пур, упомянутый в «Махабхарате», и столицу Калинги (Ориссы) можно с большей вероятностью отнести к месту Дандагул, описанному Плинием и расположенному недалеко от реки Годавари.  …Опять-таки, схожесть формы с буддийским символом открытого трисула на колесе, хоть и любопытна, но не убедительна; ибо такие символы характерны как для индуизма, так и буддизма; трисул как колесо – известный символ шайвов (шиваитов), и также колесо присутствует в символике Вайшнавизма. …В Мукхалингам, район Ганджам, есть огромный храм Шивы, носящий название «Мукхалингешвар», которому приписывают близость с шабарами. Нечто подобное говорится и в легенде о Джаганнатхе. …В отношении Праздника Колесниц следует заметить, что колесницы использовались не только в Пури для поклонения Джаганнатху, но также в Бхуванешваре для поклонения Шиве, для поклонения Вираджа-Дэви, и во многих храмах Южной Индии. Более того, процессия колесниц дэватов, как было показано выше, упоминалась в одном указе Ашоки, соответствующем добуддийскому периоду. Обычай принятия Махапрасада из одной посуды людьми всех каст можно найти также в Бхуванешваре и окрестностях Ориссы, тогда как отождествление Джаганнатха с Буддой, Девятым Аватаром (Вишну), является сугубо местным явлением; в других случаях и Балараму отождествляют с Кришной. И, наконец, один из сильных аргументов – найденные остатки захоронений по древнему обычаю, благодаря которым можно понять, что это место относится к Ведическому периоду». (из статьи, опубликованной в ‘Puri Gazetteers’,  1929, издание L.S.S. OMalley, I.C.S., 4 глава, стр. 102-103). [На острове Шри Ланка буддисты до сих пор ежегодно проводят праздничные ритуальные процессии, везя на слоне священный «Зуб Будды» в ларце.]

Известный учёный Уткала (Ориссы), Махамахопадхйай Садашива Мишра, Кавйакантха, в своей статье, озаглавленной «Шри Джаганнатх Мандир» и изданной в 1318 году Бангабды, пишет:

«Современная «Мадала-панджика» (календарь-летопись) представляет собой историю древней Ориссы. …Когда строится храм, то вместе с ним создаётся и «Мадала-панджика». Для того, чтобы не были забыты все те цари, под опекой и наблюдением которых находился Храм, их житие записывается в «Мадала-панджика». Поэтому к ней следует обращаться, ибо она – современница храма…

…Из записей «Панджики» становится очевидным, что этот Храм находился под опёкой разных царей, начиная с раджи Индрадйумны. В ней также приводится описание того, что во время правления Ашоки и других исповедующих буддизм царей, под их влиянием всё поклонение Шри Шри Джаганнатха Дэву осуществлялось уже в духе буддизма. Мнение, что индусы не хотели препятствовать буддизму, не находит подтверждения в «Мадала-панджике». Поэтому, исходя из того, что в ней приводится достоверное описание событий, мы можем считать такое мнение полной выдумкой. В то время в провинции Орисса распространился слух, будто бы Джаганнатх явился в облике Будды. Поскольку в этой (буддийской) традиции отсутствует разделение на касты и полное отвержение всех кастовых различий, людьми было принято (буддийский) обычай совместного принятия пищи. Возможно, что это и является главной причиной установления в этих землях  буддийских верований. Но в любом случае – нет необходимости в дальнейших спорах на эту тему, ведь, если верить Шастрам, это место существовало ещё до Рождества Господа Будды. Что же касается Махапрасада, то в таких священных текстах как «Падма-Пурана», «Вишну-Пурана», «Бхавишйа-Пурана», «Брахма-ваиварта-Пурана», «Вараха-Пурана», «Гаруда-Пурана», «Вишну-йамала-тантра», «Таттва-йамала», «Вахврича-паришишта», «Рудра-йамала», «Чатур-варга-йогишвара Брахма-Пурана», «Вайу-Пурана», «Пурушоттам-махатмйа» из «Сканда-Пураны» и др., приводится описание того, что если все люди, начиная с брахманов и вплоть до чандалов, забыв о своей касте и связанной с ней брезгливостью, будут вместе принимать Махапрасад Господа или даже отправятся с ним на чужбину [за пределы Бхараты], то слава Махапрасада от этого ничуть не уменьшится.

Некоторые считают, что хинду, используя возможность для утверждения своих взглядов и желая низложить дхарму буддистов, в подражании их поклонению Божествам Будды, Дхармы и Сангхоры (Сангхи), установили эти три Мурти, а также начали проводить Ратха-йатры Бхуванешвара (Шивы) и Джаганнатха Дэва (Вишну). Однако это предположение не соответствует истине, поскольку Санатана-дхарма была известна в Бхарате задолго до возникновения буддизма [буддизм возник лишь в 6-м веке до н.э.]. Шри Джаганнатха Дэв – это Сам Бхагаван; Шри Баладэв – Его непосредственное Проявление; а Шри Субхадра-Дэви – это Олицетворение Его личной Энергии (Шакти). В Вайшнава-дхарме их принимают как Шри Гуру, Шри Вайшнави и Шри Бхагавана. Шри Джаганнатха Дэв – это Сам Шри Бхагаван; Его непосредственное Проявление, Шри Баладэв,  олицетворяет Шри Гурудэва; а Олицетворение Его личной Энергии, Шри Субхадра Дэви, олицетворяет Шри Вайшнави. А если буддисты и поклонялись этим трём Мурти как Будде, Дхарме и Сангхоре (Сангхе), то это скорее их подражание более древней дхарме Вайшнавов.

Использование колесниц (ратх) вошло в традицию ещё за долго до эпохи буддизма, например, в «Махабхарате» можно увидеть, что Шри Кришна и другие пользовались ими. И если в буддийских книгах упоминается традиция Ратха-йатры (Праздника Колесниц), то это лишь следствие их подражания хинду-дхарме, поскольку это полностью ей соответствует. И если взглянуть на такие буддийские писания, как «Лалита-вистар», «Маха-Шамбху-Пурана», «Аштасахасрика» и другие, которые являются фундаментом (философских) положений (буддизма), то можно заметить, что они составлены наподобие индуистских Пуран, с большим сходством».

Нагендранатх Васу, Прачйавидйа Махарнава Махашой Штарлинг, Канингхэм, Фергюсон, Хантэр, а также Раджа Раджендралал Митра, Акшакумар Датта и другие индийские и западные археологи, историки и литературоведы, опровергая эту теорию, пишут в изданной ими энциклопедии: «Если принять взгляд археологов о том, что с упадком буддизма и появлением (царя) Йайати Кешари для мира хинду (только с этого момента) явил Себя Джаганнатх, то какова реальная основа для такого утверждения? Та земля Шри Джаганнатха, которая берёт начало с Гималаев и простирается вплоть до Кумарика (мыса Канйа-кумари), которая с незапамятных времён считалась самым святым местом во всей Бхарате, и слава которой воспета в древних Пуранах, – теперь эта святыня (вдруг) стала считаться произошедшей из буддизма?! Как удивительно это!.. И как возможно, без каких-либо весомых доказательств, лишь только на основании той картины, которая вырисовывается нам из Санчи и основана лишь на предположении, принять за буддийскую йантру явившего Себя в трёх деревянных Шримурти Самого Верховного Абсолюта? В действительности нет никакого даже сходства буддийской йантры с присутствующим и поныне Шримурти Дару-Брахмана.

…Совершенно абсурдно считать буддийский храм в Илоре за Храм Джаганнатха Дэва, а Самого Джаганнатха за Будду. Даже если в современных летописях Их и упоминают вместе, или же в своих изображениях Десяти Аватар современные несведущие художники и рисуют Их Обоих на месте Будды (как Аватары Вишну), то всё равно нет оснований называть Джаганнатха Дэва Аватаром Будды. В индийских храмах на древних фресках с Десятью Аватарами, там, где изображён Будда-Аватар, вы не найдёте лишённое рук и ног Божество Джаганнатха. Задолго до того, как в ведение индуистов была передана древняя буддийская Гайа (Бодхгайа, которая находится в индийском штате Бихар), в (индуистской грантхе) «Вайу-Пурана», в главе «Гайа-Махатмйа» (описывающей славу этого места), уже существовало предписание предлагать поклоны, пинду и т.п. основанию древа буддизма – Будде. Но почему же тогда ни в Пуранах, ни в каких других написанных на санскрите (индуистских) грантхах нет даже и намёка на то, что Обитель Джаганнатха, (Пури), является буддийской святыней (боуддха-тиртха)? Напротив, в «Уткала кханде» (55.13-14) написано:

ато дашаватаранам даршанадйаисту йам пхалам /

там-пхалам лабхатэ марто дриштва шри-пурушоттамам //

В этой шлоке Шри Джаганнатх описывается отличным от Десяти Аватар. Но такие, как Манунийа Дас, утверждают нечто безосновательное и неприемлемое, как говорится – работают «на потребу дня». И также нет никаких подтверждений тому, что написал  Раджендралал относительно одежд и атрибутов Будды у Шри Джаганнатха. В «Ниладри-Маходайе» приводится полный перечень одежд, украшений и атрибутов Джаганнатха, однако там ничего не говорится об одеждах Будды. Кроме этого, эти историки, ссылаясь на отказ от традиции варн, стремились тем самым показать превосходство буддизма, что само по себе неправильно; в Шри Кшетре особенно распространён обычай почитания варны (касты), однако это никак не относится к принятию Махапрасада. Также неверно и мнение о том, что традиция Ратха-йатры была перенята от буддистов, поскольку этот обычай очень древний; помимо Ратха-йатры Шри Джаганнатха существуют также описания проведения Ратха-йатр разным индийским полубогам (дэватам). Более того, ещё до явления Будды составителями писаний джайнов Паршванатхом и Махавирой Свами  было доказано существование традиции Ратха-йатры задолго до расцвета буддизма, и в этом не может быть никаких сомнений».

Шрила Бхактивинод Тхакур в своей статье, озаглавленной «Храм Шри Джаганнатха в Пури», размещённой на страницах газеты «Таджпур» 15-го сентября 1871 г. (от Р.Х.) относительно положения (Таттвы) Шри Джаганнаха, Шри Баларама. Шри Субхадры и Шри Сударшана явил такое видение: «…В главном храмовом зале – Престол (Алтарь), на котором пребывают четыре различных Образа: Джаганнатх, Баларам, Субхадра и Сударшан. Согласно Веданте, Бог – Один, и нет Ему равных, но Он также обладает бесконечными энергиями и качествами, которые до конца не известны человеку. Человек может воспринять только три энергии Бога, поскольку не имеет необходимого видения для восприятия других. Одна из этих энергий является источником материи во всём своём разнообразии, и эту энергию Бога называют Майа Шакти. Из второй энергии Господа происходит всё духовное бытие, со всеми её отношениями и фазами, и она носит название Джива Шакти. Третья энергия, доступная восприятию человека, – это энергия Воли Господа, и она носит название Чит Шакти. Благодаря этой бесконечной энергии Бог движется по Своему (бескрайнему) творению. Джаганнатх представляет Собой тот Образ Бога, Который имеет только глаза и руки. Это означает, что Бог всё видит, всё знает и всё творит. Баларам является Источником Джива Шакти Бога; Субхадра – Майа Шакти, а Сударшан – энергии Воли Господа. Невозможно представить себе Бога, отделённого от этих энергий, поэтому настоящее поклонение Джаганнатху зависит от присутствия всех этих Образов на том же Престоле. Здесь мы видим Бога, выраженного в этих Образах, для тех, кто хочет воспринять Его. Лицезреть Джаганнатха есть нечто подобное изучению Веданты со всеми её разделами. Этот Храм с его традицией представляется мне книгой для тех, кто может её читать; глупцы же, несомненно, не видят в этой традиции никакой пользы для себя, за исключением, быть может, напоминания им о Божестве, сотворившем этот мир». 

В 11-м веке Ачарйа школы вишишта-адвайты, Шри Рамануджа [великий Учитель-Вайшнав], пытаясь восстановить и придать прежнее сияние пришедшему к тому времени в некоторый упадок служению Шри Джаганнатха Дэву, явил славу Шри Дару-Брахмана всему миру. Здесь, в Пурушоттама-Кшетре, он установил один матх неподалёку от Шри Мандира. Теперь это место стало известно как обитель Шри Рамануджи («Шри Рамануджакот»). Одного дорогого ученика Шри Рамануджи звали Шри Говинда. Имя, которое тот получил после принятия саннйасы (монашества), на тамильском языке звучит как «Эмбаруманар». Соединив первый и последний слоги этого имени и получив слово «Эмб-ар» или «Эмар», Шри Рамануджа Ачарйа назвал свой матх этим именем в честь (своего ученика) Говинды. «Эмбар» означает «Маннатха» («Владыка сердца»).

До Шри Рамануджи Ачарйи в Шри Мандире Джаганнатха, рядом со Святыми Шримурти был один дхарма-вахан собаки (образ «носителя»), сделанное из чёрного камня [видимо, установленное там буддистами]. Шри Рамануджа Ачарйа велел убрать из Святая Святых [то есть из Алтаря, sanctum sanctorum] этот образ собаки и установил превосходное служение в Шри Мандире.

После Шри Рамануджи Ачарйи, в 12-м и 13-м веках, в Шри Пурушоттам-Кшетру (Пури) приходил Шри Мадхва Ачарйа [другой, не менее великий Учитель-Вайшнав], а также другие Ачарйи.

 

Yd «Парамартха», номер 1 (октябрь 2006)

 

_______________________________________________________

+ см. следующую статью, в дополнение к этой, о буддийском периоде в Джаганнатха Пури.