Бхактивинод

Шрила Бхактивинод Тхакур (1838-1914)

(Саччидананда Бхактивинод Тхакур, Кедарнатх Датта Бхактивинод)

Шри Кедарнатх Датта, впоследствии получивший известность под именем Шрилы Бхактивинода Тхакура, родился 2 сентября 1838 года в Уле, весьма богатом селении в районе Надии, в аристократической семье, владевшей Говиндапуром (в настоящее время – район Форт Вильямс в Калькутте). Детство его прошло в доме деда по матери. Он получил прекрасное образование. В возрасте четырнадцати лет он принялся за учебу под руководством одного из литературных светил того времени – Каши Прасад Гхоша, редактора газеты Hindu Intelligencer. Газета славилась уровнем публиковавшихся в ней литературных произведений, и редактор привлекал к себе внимание множества писателей, стремившихся научиться от него правильному английскому языку. Вскоре Кедарнатх уже сам писал статьи для Intelligencer и Literary Gazette, еще одной из газет того времени. К восемнадцати годам он написал две книги серии “Пориады”, которую он намеревался довести до двенадцати томов. Первую из этих книг можно найти в Британском музее, в Лондоне.

В период общения с Каши Прасадом он прославился своим необыкновенным искусством в дебатах и часто обменивался мнениями по духовным и литературным вопросам с Девендранатхом Тагором и другими видными людьми тех лет, весьма высоко ценившими его суждения.

В 1860 году, посетив все важнейшие матхи (храмы) штата Орисса, Кедарнатх опубликовал брошюру “Матхи Ориссы”. Он упомянул и об участке земли, оставленном ему его предками: “У меня есть небольшая деревня (Чотимангалпур) в области Каттак, владельцем которой я являюсь. В той деревне стоит храм, которому мои предки пожаловали право безвозмездного пользования землей. Глава этого учреждения совершенно прекратил предоставлять, к примеру, кров людям, ищущим убежища в дождливые ночи. Это стало мне известно, и я распорядился строго предупредить главу храма, указав ему, что без всякой жалости лишу его переданной ему земли, если в будущем до меня вновь дойдут жалобы на негостеприимство”.

Хотя Кедарнатх начал свою трудовую жизнь как школьный учитель, в 1866 году он занял административный пост судьи и представителя налоговых органов в Чапре. В марте 1868 года он был назначен судьёй в Динаджпур. Именно в Динаджпуре Кедар Натха впервые соприкоснулся с Вайшнава-дхармой, широко распространившейся под покровительством Рай Сахеба Камала Лочана. Этот великий заминдар (землевладелец) Динаджпура был потомком Рамананды Васу, ревностного последователя Шри Чайтаньи Махапрабху. Познакомившись там со множеством Вайшнавов, Кедарнатх получил экземпляр “Чайтаньи-чаритамриты” и бенгальский перевод “Шримад-Бхагаватам”.

После первого прочтения “Чайтанья-чаритамриты” Кедарнатх пришел к очень высокому мнению о личности Шри Чайтаньи Махапрабху, он начал почитать Его как Бога и вместе с Вайшнавами Динаджпура взялся за обстоятельное исследование Учения Махапрабху. Он предпринял сравнительное изучение Вайшнавизма по отношению к другим религиям, рассматривая индуистские, христианские и мусульманские письменные источники; но именно в Вайшнава-дхарме он нашёл полное выражение своих взглядов. Отныне Кедарнатха стал “полностью состоявшимся” Вайшнавом. Он с такой полнотой и так глубоко утвердился в принципах, обнаруженных им в “Бхагаватам”, что в 1869 году прочёл о них яркую, сильную речь на английском языке, привлекшую внимание тысяч образованных людей и впоследствии изданную в виде небольшой брошюры («The Bhagavat»).

Спустя несколько лет он получил распоряжение переехать по службе в город Чампаран. Там многие невежественные люди поклонялись брахма-даитье (брахма-даитья – вид злого духа), вселившемуся в огромное баньяновое дерево. В один из дней к Кедарнатхе пришел отец знаменитой ученой девушки, с просьбой о денежной помощи, и Кедарнатх тут же попросил его вслух читать священный “Бхагаватам” в тени баньянового дерева, служившего убежищем духу. Через месяц чтение “Бхагаватам” было завершено, и в этот момент дерево раскололось до самого корня, заставив духа покинуть его навсегда. Каждый испытывал благодарность к Бхактивиноду за это доброе дело – кроме нескольких малопорядочных людей, поклонявшихся злому духу.

Прожив в Чампаране всего несколько месяцев, Кедарнатх должен был переехать по назначению в Джаганнатха Пури, со своей семьей. С собой он захватил и две любимые книги – “Шри Чайтанья-чаритамриту” и “Шримад Бхагаватам”. Он был счастлив получить назначение в Пури, где много лет прожил Шри Чайтаньядэв, которому он с любовью поклонялся. Представитель правительства очень радовался его переходу в свой округ и попросил его наблюдать, от имени правительства, за делами управления в храме Господа Джаганнатхи. Благодаря усилиям Кедарнатха были прекращены многие злоупотребления, и время предложения пищи (бхоги) Божеству стало соблюдаться с высшей степенью точности.

На Кедарнатха было возложено еще одно особое поручение – подавить бунт, поднятый против правительства неким мошенником Бишикишаной, провозгласившим себя Маха-Вишну. В ходе своего расследования Кедарнатх признал того обманщиком и преступником, обвинив его в нарушении законов.

После проведенного Кедарнатхом судебного разбирательства этот человек был осужден на полтора года содержания под стражей, однако вскоре умер в тюрьме. Он обладал сверхъестественными способностями, но поскольку его силы были следствием бездуховных практик, оказался вынужден подчиниться Кедарнатху. Известно, что Бишикишана наводил ужас на обычных людей. Все предостерегали Кедарнатха, советуя не противодействовать Бишикишане даже во имя справедливости, ввиду тех тяжелых последствий, которые могло навлечь на него выступление против этого недобродетельного йога. Хотя Кедарнатха не любил действий напоказ и обычно не позволял людям узнать свои истинные качества и духовную силу, он с легкостью пресёк демоническую силу самозванца. С падением Бишикишаны в другой деревне появился еще один обманщик, по имени Баларама, и находились также иные «аватары» Бога, но их планам тоже не суждено было сбыться.

В период жизни в Джаганнатха Пури стремительно возрастала преданность Кедарнатха Шри Чайтанье Махапрабху. Он договорился с пандитом по имени Гопинатх, что тот будет помогать ему в изучении “Бхагаватам” с комментариями Шридхара Свами. Харихарадас и Маркандейя Махапатра, изучавшие нйайу и Веданту в Навадвипе и Бенаресе (двух знаменитых центрах образования), приступили к изучению “Бхагаватам” вместе с ним.

Ранее, в школьные годы в Калькутте, Кедарнатх изучал санскритскую грамматику и литературу под руководством великого Ишвары Чандры Видьясагара, Двиджендранатха Тагора и ряда других наставников; теперь он продолжил изучение санскрита. Значительная часть Вайшнавской литературы (к примеру, “Шримад-Бхагаватам”) изначально была написана на санскрите, и знание этого языка предоставляло Кедарнатхе непосредственный доступ к этим великим работам. По завершении “Бхагаватам” он перешёл к изучению работ Дживы Госвами и Рупы Госвами, полученных им из библиотеки раджи Пури.

Теперь он овладел философией Вайшнава-дхармы и завершил собственную книгу на санскрите, получившую название “Датта-каустубха”. Он также взялся за написание еще одной работы на санскрите, “Шри Кришна-самхиты”, ставшей впоследствии знаменитой. В течение этого периода он написал множество других работ и начал читать лекции по “Бхагаватам”. Он прожил в Пури еще пять лет, и все вайшнавские садху находились под сильным впечатлением его учености и Преданности наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху.

После Пури он получал служебные назначения в различные области Бенгалии, а в 1878 году получил назначение в Нарайл, в районе Джессора. Здесь он обрел весьма широкую известность в качестве «судьи-Вайшнава», и множество групп киртана приходило выступить перед ним со своими песнями. Здесь же, в 1889 году, он опубликовал “Шри Кришна-самхиту”, вскоре заслужившую весьма высокие отзывы по всей Индии. Сэр Рейнхольд Рэст из министерства по делам Индии в Лондоне выразил мнение, по-видимому, точно характеризующее работы Кедаранатха: “Описывая личность Кришны и поклонение Ему в более возвышенном и духовном свете, чем это делалось по отношению к Нему до сих пор, Вы оказали важнейшую услугу Вашим собратьям в вере”.

В период жизни в Нарайле Кедарнатх получил посвящение от Шри Бипин- бихари Госвами, и принял все вайшнавские обеты в их самой строгой форме. Решив заинтересовать образованную часть публики принципами Гоудия-Вайшнавизма (Вайшнавизма в форме, исповедуемой Шри Чайтаньей Махапрабху), он взялся за публикацию первого Вайшнавского журнала – ежемесячного “Садджон-тошани”  (“Удовлетворение чистых Преданных”).

После трехлетней жизни в Нарайле он предпринял паломничество к святым местам. Во Вриндаване он столкнулся с бандой разбойников “канджхаров”. Наводя ужас на путников в окрестностях святого города, эти многочисленные бандиты постоянно нападали на простых паломников. Кедарнатх сообщил об этом правительству, и после через несколько месяцев борьбы искоренил бандитизм в тех местах.

Начиная с того времени, он много проповедовал на больших собраниях, излагая все заповеди Санкиртаны Чайтаньи Махапрабху. Признавая его безбрежную эрудицию и Преданность, госвами Вриндавана пожаловали Кедарнатху титул “Бхактивинод”.

Там же, во Вриндаване, он повстречался с духовным главой всех Гоудия-Вайшнавов того времени, Шрилой Джаганнатхом Дасом Бабаджи, впоследствии ставшим духовным наставником Бхактивиноды Тхакура, и помогал ему в его проповеднической деятельности. В этот момент своей жизни Бхактивинода Тхакур решил самым решительным образом взяться за проповедь Вайшнава-дхармы, и основал издательство, известное как “Vaishnava Depository” (“Вайшнавская сокровищница”).

Получив во сне повеление Бога оказывать служение Шри Навадвипа-Дхаме, месту рождения Чайтаньи Махапрабху, Шрила Бхактивинод попросил о переводе его в Кришнагар (Кришнанагар), расположенный рядом с Навадвипой. В декабре 1887 года его просьба о переводе была удовлетворена.

Шрила Бхактивинод был очень рад переезду в Кришнагар и отправился туда с надеждой установить точное место Явления горячо любимого им Господа – Шри Чайтаньи Махапрабху. В период жизни в Пури он приобрел две книги, оказавшие ему помощь в его археологических исследованиях. Одной из книг была “Бхакти-ратнакар” Нарахари Чакраварти, а другой – книга Парамананды Даса.

В одну из ночей, на крыше своего дома в Навадвипе, погрузившись в глубокое размышление о месте Явления Чайтаньи Махапрабху, он пережил видение сияющего Храма, возвышающегося к северо-востоку.

На следующее утро он пошел в направлении, указанном ему накануне. В ходе исследований ему удалось узнать о месте, почитавшемся некоторыми местными жителями как истинное место рождения Чайтаньи Махапрабху. Показав обширную насыпь, скрытую растениями туласи, жители сказали ему, что она находится на действительном месте дома, где появился в мир Шри Чайтанья Махапрабху. Успешное завершение его поиска подарило ему великую радость. В тот же самый год Шрила Бхактивинод составил и опубликовал знаменитую “Навадвипа-Дхама-махатмью” во славу каждого из мест в Навадвипе.

В 1894 году Тхакур Бхактивинод основал “Шри Навадвипа Дхам Прачарини Сабху”; президентом ее стал князь-правитель Трипуры. Назначением Сабхи было наладить надлежащий уход за храмом и правильное поклонение установленным в нём Шримурти. Шрила Бхактивинод Тхакур был столь предан этому замыслу, что выражал желание в случае необходимости лично пойти от двери к двери просить пожертвований на его осуществление.

Крупнейшая газета «Амрита Базар Патрика” так откликнулась на это событие:

“Бабу Кедарнатх Датта, известный судья, только что оставивший службу, – один из самых активных членов общества. Так, комитет поручил Бабу Кедарнатху Датте собрать по подписке деньги в Калькутте и других областях, и он решил, если будет необходимо, самому пойти от дома к дому и просить по одной рупии у каждого индийского джентльмена на это прекрасное дело.

И если Бабу Кедарнатх Датта действительно будет верен своей решимости странствовать с сумой в руке, мы надеемся, что никакой джентльмен-индиец, чьему дому выпадет честь посещения такого преданного бхакты как Бабу Кедарнатх, не отпустит его, не внеся своей лепты, как бы, возможно, скромна она ни была”.

За свою жизнь Шри Бхактивинод Тхакур написал, отредактировал и издал более 100 книг на санскрите, бенгали, хинди, урду, персидском и английском языках. Вот некоторые из важнейших его работ: “Матхи Ориссы”, лекция “Бхагавата”, “Шри Кришна-самхита”, “Чайтанья-шикшамрита”, “Навадвипдхам-махатмья”, “Шри Бхагават-арка-маричимала”, и комментарии к “Бхагавад-Гите”, “Чайтаньопанишад”, “Ишопанишад” и “Шри Чайтанья-чаритамрите”. И особенно известны и ценны его многочисленные песни-молитвы (это сборники «Шаранагати», «Гитавали», «Кальяна-калпатару», «Гитамала» и др.).

Вплоть до времён Шрилы Бхактивинода Тхакура принципы Вайшнавизма почти не были известны за пределами Индии. Однако в 1896 году Бхактивинода Тхакур послал на Запад экземпляр “Щри Гоуранга-Лила-смарана-мангала-стотрам”, где это произведение нашло себе место в библиотеке канадского университета Мак’Гилла. В те самые годы, когда писатели Эмерсон и Торо страстно стремились к Ведической мудрости, Journal of the Royal Asiatic Society of London (“Журнал Лондонского Королевского Азиатского общества”), членом которого был Бхактивинода Тхакур, опубликовал следующую заметку:

“Широко известный Вайшнав Шри Кедарнатх Бхактивинод, член Королевского Азиатского общества, опубликовал на санскрите, под заглавием “Щри Гоуранга-Лила-смарана-мангала-стотрам”, поэму о жизни и учении Чайтаньи. Её сопровождает комментарий, тоже на санскрите, дополнительно разъясняющий тему произведения и предваряемый введением – 63-мя страницами на английском языке ["Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления"], в котором достаточно полно изложено учение Чайтаньи. Подробно описана данная система взглядов, и, особенно, ее доводы против учения Шанкары и сторонников адвайта-веданты. Эта небольшая книга дополнит запас наших сведений о необыкновенном реформаторе (Шри Чайтанье), и мы выражаем нашу благодарность Бхактивиноду, представившему её нам на английском и санскрите, а не на бенгали, на котором работа оставалась бы недоступна европейским исследователям религиозной жизни Индии”.

Проповедь Святого Имени также велась с полным размахом, быстро распространяясь в отдалённые уголки земного шара. “Шри Гоуранга-Лила-смарана-мангала-стотрам”, с английским предисловием, описывающим жизнь и наставления Шри Чайтаньи, вышла из-под пера Бхактивинода вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи и быстро нашла своё место в высших образовательных учреждениях обоих полушарий.

Чем дальше шла проповедь Имён Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем радостнее становился Тхакур Бхактивинод. Он написал примечания к “Шри Брахма-самхите” и “Шри Кришна-карнамрите”, он подарил миру свои бесценные и бессмертные работы “Шри Хари Нама Чинтамани” и “Бхаджана-рахасья”. Он подготовил к печати, с комментарием, работу “Шримад Бхагаватарка-маричи-мала”, содержащую все важнейшие шлоки “Шримад-Бхагаватам”, относящиеся к вайшнавской философии.

Никогда не устававшее перо Бхактивинода Тхакура создало множество других Вайшнавских философских работ. Он брался за писательский труд поздним вечером, по завершении административной работы, и до часу-двух ночи писал песни и литературные произведения. Многие его работы увидели свет в газете “Садджон-тошани”. Он в равной степени писал и проповедовал о Святом Имени во многих районах Бенгалии. Его личное появление в деревнях оказывало чудесное воздействие на людей. Для поддержания проповеди в Надии он построил дом в Шри Годрума-двипе, названный им “Шри Свананда-сукхада-кунджа”. Здесь, в этой обители, с полным размахом продолжалась проповедь Харинамы, Имени Господа.

В начале двадцатого столетия он выбрал местом своего жительства Пури, построив там, на побережье, дом. Многие достойные души искали его благословений и без труда обрели их. Хотя он вел жизнь отреченной души, он не желал отказывать в свидании самым разным, постоянно посещавшим его, людям. Все они погружались в океан духовного опыта, наставлений и благословений. В 1910 году он совершенно удалился от мира и жил в совершенном самадхи, полном сосредоточении на вечных играх Господа. В 1914 году он ушел в благословенное царство Голоки, в летний день, отмечаемый как день ухода Шри Гададхара.

Приведем здесь строки, начертанные на самадхи Харидаса Тхакура; Шрила Бхактивинод сложил их в 1871 году, объясняя, какое воздействие Вайшнав оказывает на мир даже после своего ухода:

Тот мыслит неверно, кто судит – ”Вайшнав умирает”

Ты вечно живешь, о Вайшнав, воплотившимся в звук!

Вайшнав умирает, чтоб жить, а при жизни старается

Священное Имя нести и нести всем вокруг!

Его Самадхи-мандир находится в Годрум-двипе, рядом с его домом (Бхаджан-кутиром), где он прожил много лет.

____________________________________________

Вся слава Божественному Учителю (Гурудэву)
и Всевышнему Господу Шри Кришне-Чайтанье!

Тхакур Бхактивинод

статья из журнала «Шри Садджон-Тошани» 1927 г.

(Журнал также назывался «The Harmonist» – «Господь, приводящий всё в гармонию», он был начат Шрилой Бхактивинодом Тхакуром и продолжал выпускаться Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Тхакуром)

№ 2, Том XXV, июль 1927 от Р.Х., 441 г. Гоурабды

Тхакур Бхактивинод, основатель «Шри Садджон-Тошани», ради всеобщего Блага явился в этот мир 2-го сентября 1838 года. Он оставался доступным нашему видению в течение семидесяти шести лет.

Семья, в которой явился Тхакур Бхактивинод, жила в Калькутте, однако впервые он увидел свет в деревне Бирнагар (Ула), которая находится в пределах Навадвипа -мандалы (земля Навадвипы). Один из его предков обрёл особую милость Господа Нитьянанды, Абсолютного Противоцелого Махапрабху Шри Чайтаньи. В детстве Тхакур Бхактивинод был окружён роскошью, живя в доме своего дяди по матери в Бирнагаре. Однако в 11 лет его постигла беда, и вскоре после этого он приехал в Калькутту.

В Калькутте, в течение четырёх лет Тхакур Бхактивинод обучался в «Хинду Черитабл Инститьюшн» (Hindu Charitable Institution), после чего поступил в «Хинду Колледж». Затем на какое-то время он переехал в деревню Ччхути в Ориссе, где преподавал в школе, которую сам основал по соседству, в районном центре Кендрапара. В 1859 году Тхакур Бхактивинод переехал в Пури. Затем он преподавал в Каттаке, Бхадраке и Миднапуре.

В 1861 году началась его правительственная служба, на которой он состоял в течение долгого времени. Его направляли в различные места со всевозможными поручениями. Во время пребывания в Пури он разоблачил печально известного Бишакишана*, которому суд выдвинул обвинение и приговорил к тюремному заключению.

Тхакуру Бхактивиноду было поручено организовать надлежащим образом административную деятельность в Храме Джаганнатха и следить за порядком.

Во время непродолжительного отпуска Тхакур Бхактивинод отправился во Вриндаван, где встретился со Шри Джаганнатхом Дасом Бабаджи. Во время посещения Шри Радха- кунды, Говардхана и других святых мест, Тхакур Бхактивинод узнал о проблемах, которые доставляла (местным жителям) одна банда профессиональных воров, которых называли «канджхархи». Ценой невероятных усилий ему удалось обезвредить эту банду. Более того, он убедил их жить добропорядочно.

Издание «Шри Садджон-тошани» началось в 1879 году. В 1884 году, Тхакур Бхактивинод восстановил «Вишва Вайшнава Сабху» (Всемирное Сообщество Вайшнавов) в Калькутте. В 1887 году, в тот период, когда он служил в Кришнанагаре, Тхакур Бхактивинод открыл Место Явления Махапрабху Шри Чайтаньи. Истинность обнаруженного места была подтверждена духовным видением Шри Джаганнатха Даса Бабаджи и других святых совершенных личностей (Сиддх). Тхакур Бхактивинод, благодаря своему положению, имел доступ к архивным документам и смог подтвердить истинность найденного места, предоставив тщательно проверенные сведения со времён Явления Махапрабху.

Начиная с этого времени, Тхакур Бхактивинод направил все свои усилия на проповедь Шри Намы (Святого Имени) и путешествия в различные места с целью распространения славы Воспевания Святого Имени. В 1300-м году бенгальского летоисчисления была учреждена «Навадвипа Прачарини Сабха» (Общество Проповеди Славы Святой Земли Шри Навадвипы). В том же году, в полнолуние месяца Пфалгун, в Шри Майапуре были установлены Святые Образы (Шри Виграха) Шри Гоуры и Вишнуприи. Произошло это в месте Явления Верховного Господа Махапрабху. В 1894 году (в возрасте 54 лет) Тхакур Бхактивинод ушёл с государственной службы.

Тхакур Бхактивинод оставил после себя огромное количество трудов, посвящённых Шуддха-Бхакти (беспримесной Преданности). Насчитывается более ста книг на бенгали, английском, ории, хинди, фарси (персидском) и санскрите, написанных его рукой. Воистину, это сверхчеловеческое деяние, особенно если учитывать тот факт, что для написания этих трудов было необходимо тщательно сверяться с труднодоступными и малоизвестными (забытыми в то время) книгами на санскрите и бенгали. Более того, некоторые из этих объёмные книг автор был вынужден переписать своей собственной рукой. Ряд написанных им самим книг тоже весьма объёмны. Все без исключения работы Бхактивинода являются бесценным сокровищем, которое всегда будет вдохновлять избравших Путь чистой Преданности. В данной статье не представляется возможным описать содержание всех этих книг. Однако мы надеемся регулярно и упорядоченным образом писать о них в следующих номерах данного издания.

Тхакур Бхактивинод ушёл из этого мира 23 июня 1914 года.

Данная статья является лишь кратким описанием удивительных деяний Тхакура Бхактивинода, единственной целью которых было Служение Шри Кришне. Он был близким Спутником Шри Гоуранги, и его непрерывное святое желание служить Господу Хари проявлялось как в абсолютной простоте его внешнего поведения, так и в сокровенном потоке его сознания и мыслей. Он явился в этот мир в то время, когда Гоура-мандала (святая Земля Гоудадэша) стала ареной ожесточённых раздоров между псевдорелигиозными группами самых разных толков, которые объединяла лишь непреклонная ненависть к жизни в беспримесной, вечной Преданности Господу. Тхакур Бхактивинод явился в этом мир движимый божественным состраданием ко всем нам, с целью излечить наши (духовные) недуги, раздавая целительный бальзам исполненных Любви наставлений Шри Чайтаньячандры. Всё, что он делал, – это деяния Вайшнава, всегда чистого, свободного от недостатков, всегда находящего удовлетворение только в Святом Имени Кришны и всегда безразличного к преходящим ценностям этого мира. Только те, кто повернулись лицом к Богу, могут быть удостоены возможности действительно увидеть святого Вайшнава.

____________

* Прим. – Бишакишан принадлежал к еретической секте ативади, весьма многочисленной в Ориссе, изначально основанной Джаганнатхадасом, брахманом из Джайпура, который, приняв «майаваду» (доктрину иллюзорности всего сущего, кроме Брахмана, и растворения в нём), отошёл от Пути беспримесной Преданности и разорвал свою связь с Махапрабху Шри Чайтаньей. Несколько человек, принадлежавших к этой секте, которой в то время руководил Бишакишан, провозгласили себя новыми аватарами (пришествиями Бога) и, заявив, что они якобы Кришна, занимались развратом, прикрываясь именем Раса-Лилы. Бишакишан обладал некоторыми йога-сиддхи (удивительными способностями, обретёнными в процессе занятий йогой, т.е. определённых аскез) и проявлял различные доказательства этого. Он точно предсказывал будущее, а его средства от болезней были безупречны. Эгоистичное желание материальной власти наполнило его сердце мирскими амбициями и, следуя на поводу своих желаний, он организовал волнения против правительства. Мистер Рэвеншоу, в честь которого назван Колледж в Каттаке, лично следил за развитием событий на всех стадиях конфликта.

Перевод: Сатйаврата д.

Садджон-тошани 1927