МАДХВА/ГОУДИЯ

(Мадхва-Гаудия; Мадхва-Гаудийа)

 

В наши дни некоторые “слишком умные” люди якобы с позиций Шастры заявляют, будто бы Гоудия-сампрадайа неавторитетна, не имеет связи с Вайшнава-cампрадайами, не является истинной Дхармой. Этот раздел посвящён статьям Шуддха-Вайшнавов и их последователей, из которых становится понятно, что это не так. Материалы этого раздела ни в коем случае не являются полемикой с теми “слишком умными” людьми (было бы недостойно полемизировать с оскорбителями, преступниками против Шуддха-Бхакти, которым для самоутверждения нужно обязательно ставить свою ногу кому-то на голову – видимо, без этого Бхакти-садхана для них немыслима…). Без всякой прямой полемики с такими людьми здесь публикуются статьи на темы Мадхва-Гоудия, которые важны для ищущих читателей. Прежде всего – замечательная статья Шрилы Бхакти Ракшак Шридхарадева Госвами ” Шри Мадхвачарья и Гоудия-Сампрадая”, проясняющая самое важное.

 ___________________________________________________________

 

На тему Мадхва-Гоудия читайте:

Шрила Шридхарадев Госвами на тему Мадхва-Гоудия:
http://paramartha.info/madhva_goudiya_shridharadev

Гоудии – Ветвь Мадхва-сампрадайи:
http://paramartha.info/hari-katha/sampradaya_acharyas/madhva/madhva_goud_shridhar/madhva_goud_keshava

Ответ Ачарйи Мадхва-Сампрадайи о Гоудия-Вайшнавах:
http://paramartha.info/vishvesha-tirtha-swami-o-goudiya-vaishnavah

 

Шри Мадхвачарья и Гоудия-Сампрадая

 

 

Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупад Рупанугачарйа-варйа,
Парамахамса-кула-Чурамани, Йати-правар Аштоттара-шата

Шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхарадев Госвами Тхакур

 

В нескольких местах «Шримад Бхагаватам» мы видим, что Брахма, творец всей этой вселенной, испытывается Кришной. И, тем не менее, Брахма является нашим Гуру. Он – изначальный Гуру нашей преемственности (Шри Брахма-Мадхва-Гоудия-сампрадаи). То, что он может попасть под влияние иллюзии, является настолько обескураживающим и трудным для понимания, что Мадхвачарья убрал этот раздел из «Шримад Бхагаватам» [история о том, как Брахма украл мальчиков-друзей и телят Шри Кришны, но сам оказался «обманут» Им]. Мадхвачарья никак не мог принять эти две главы из «Бхагаватам», в которых Брахма попадает под влияние иллюзии и вначале обретает какое-то неправильное представление о Кришне. Однако Шри Чайтанья Махапрабху принимал всё полностью. Это очень интересный момент. Как мог изначальный Гуру нашей Сампрадаи попасть под влияние иллюзии относительно Кришны? Это ачинтйа, непостижимо. И, тем не менее, всё можно понять благодаря философскому принципу Ачинтйа-бхедабхед-Таттвы – непостижимого единства и различия. Как мы можем объяснить, что наш изначальный Гуру попал под влияние иллюзии, причём не один раз, а дважды? Такова Лила, Божественная Игра. Наглядную иллюстрацию принципа Ачинтйа-бхедабхед-Таттвы можно обнаружить на примере того, как Сам Кришна ведёт Себя со Своими Преданными. Господь полностью независим от всего. Но иногда Он проявляет Себя таким образом, что находится в подчинении у Своих Преданных и должен делать то, что они от Него хотят. Но потом снова Он может оставлять их как бы «без внимания». Такова истинная природа спонтанных Игр Шри Кришны, Сладостного Абсолюта.

 

Лила Господа движется не прямолинейно, а зигзагами. Волны, исходящие от Абсолюта, ведут себя таким образом. Эта характерная особенность Кришна-Лилы постоянно доминирует над всем остальным. Бог, Шри Кришна, никогда не подчиняется никаким законам. С этим изначальным пониманием мы должны приступать к любому изучению Абсолюта. Мы должны постоянно держать у себя в уме то, что Он является Абсолютным, а мы – безгранично малые существа. Он – Адхокшаджа, трансцендентный, за пределами сферы нашего эмпирического восприятия. [Далее приводится ответ Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати на вопрос о кажущихся противоречиях между некоторыми утверждениями Шри Рупы Госвами и Шри Санатаны Госвами: «Это – адхокшаджа, это за пределами нашего понимания».] Кришна-Лила является непостижимой (ачинтйа). Всё сущее не обязано находиться у нас в подчинении. Верховный Господь сохраняет за Собой «все права». Это необходимо понять в том случае, если мы вообще хотим обрести связь с Тем планом Реальности. «Бхагавата» гласит: гйанэ прайасам удапасйа наманта эва – это неправильно стремиться узнать всё о Божественном. Знание само по себе может обладать некой ценностью здесь, в этом мире, но по отношению к Божественной Истине высочайшего уровня стремление узнать всё является дисквалификацией. Если какой-то слуга, получив работу в доме господина, будет с необыкновенной силой стремиться получить контроль над ключами его дома, то господин будет относиться к нему с недоверием. Итак, желание узнать всё является своего рода болезнью, и оно является врагом нашего духовного продвижения. Ведь самое важное – это самопредание Господу, Шаранагати. 

 

Подлинная чистота, подлинная неосквернённость находятся несравненно выше всех остальных понятий о чистоте. Пути Господа исполнены чудес. Мы должны быть готовы к этому. И быть готовыми к тому, что всё наше знание этого мира, весь наш внешний опыт окажутся ошибочными. Поэтому и говорится: гйанэ прайасам удапасйа наманта эва – [в том, что касается понимания Бога] освободись от своего прошлого опыта, от того, что ты получал в мире чувств, в мире эмпирического знания (пратйакша-гйана). Ты будешь постоянно стремиться проложить себе путь в Божественный Мир, опираясь на мирское знание и понимание. Но в этом стихе говорится: «Падшие люди этого мира! Вашим «богатством» является лишь мирской опыт, опыт ваших чувств. Но это не сработает в данном случае, это не будет обладать никакой ценностью на более высоком плане бытия. Для вас открывается нечто совершенно новое, поэтому приближайтесь к Тому Миру с открытым умом; поймите, что для Безграничного возможно всё». Очень трудно освободиться от суеверия так называемой «истины», обнаруживаемой здесь. […] Как мы можем понять, что Брахма, изначальный Гуру нашей сампрадаи, впал в иллюзию? Мы думаем, что это «невозможно». Но Кришна просто играет «в прятки» с Брахмой, нашим изначальным Гуру. Это подобно игре в прятки. Причём, иногда Кришна побеждает других, а иногда «побеждают» Его. […] Какое бы благо мы ни получили от соприкосновения с этим потоком Лилы, но всё может быть потеряно в наших попытках измерить его – это будет единственным следствием нашего сухого анализирования. И поэтому нам необходимо обрести вкус Лилы Господа, делая это в смиренном настроении. […] Когда Преданность Господу становится спонтанной, анурага, то разумные обоснования и даже св. Писания начинают занимать второстепенное положение. Там уже нет места даже аргументации священных Писаний.

 

В Его Лиле ничего не является «заранее спланированным». Мы не можем сказать: «Это будет именно так, а не иначе». Божественные Игры Кришны охраняются Его сладостной Волей. «Все права защищены». Мы хотим обнаружить какой-то закон, находящийся над Его сладостной Волей, но это бессмысленно. Мы не можем втиснуть Лилу Господа в какие-то рамки. Мы можем лишь говорить о том, что она была явлена в каком-то конкретном месте, каким-то определённым образом. Но мы никогда не можем быть уверены, примет ли она сегодня точно такие же очертания. Вот почему мы обнаруживаем определённые различия в описаниях Игр Господа, которые происходили в разные эпохи (калпы). Шри Джива Госвами говорит, что причина почему иногда Лилы описываются в Шастрах различным образом, такова: в разные времена данная Лила разыгрывалась по-разному. […] Мы должны приближаться к Богу, постоянно помня о том, что Он существует и сейчас. Он не является чем-то застывшим. Мы не должны ожидать только того, что уже было прежде. Если мы будем ожидать «того же самого», то такие повторения только приведут нас к мысли о том, что Бог не является живой Личностью, и что подобного рода Божественность находится под влиянием каких-то законов истории. Но в каждое мгновение, в каждую секунду Он может явить всё, что угодно, совершенно по-новому. И поэтому наши сердца должны быть широко открыты этому, когда мы приближаемся к Высочайшему Авторитету абсолютного плана Лилы, Божественной Игры. А это значит, что наше самопредание должно увеличиться до безграничных размеров. Самопредание безгранично, так же как и Его Лила. С таким углублённым восприятием нам нужно стараться читать о Его Лиле. И хотя Брахма, другие деваты, различные Гуру и составители многих Шастр представляли миру какое-то конкретное описание Игр Бога, но мы должны понимать, что Игры Кришны не ограничены никакими описаниями. Кришну невозможно втиснуть в какие-либо рамки.

Именно по этой причине Шри Чайтанья Махапрабху без малейших колебаний принимал описание в «Бхагаватам» той истории, «Брахма-вимохана-Лилы», – о том, как Брахма впал в иллюзию во вриндаванской Кришна-Лиле, и также описание того, как Брахма пришёл на встречу с Кришной в Двараке, когда произошла подобная ситуация. Размеры сладостной Воли Безграничного столь огромны, что она можёт вместить в себя всё, и даже Брахма, великий творец вселенной, может оказаться введённым Кришной в заблуждение. Все эти Игры подобны бесчисленным маякам, указывающим нам Путь. Брахма, наш изначальный Гуру, был введён в заблуждение Кришной, и Ведавьяса, Гуру всей вселенной, тоже выслушивал критику от Нарады. И сам Нарада подвергался испытаниям не раз. Все эти примеры указывают нам Путь, правильное направление. Говорится так: шрутибхир вимригйам – Шрути, священные авторитетные Книги о явленной Истине, только указывают нам Путь. Сам Шри Кришна говорит (в «Гите» 15.15): ведайш ча сарвайр ахам эва ведйо – «Все Веды предназначены для того, чтобы явить Меня, Безграничного Господа». Все Писания предназначены для того, чтобы показать, как действует Безграничное. Поэтому и говорится, что мы можем получить максимальное Благо лишь через самопредание Господу, Шаранагати. Кришна говорит: «Отбрось все умственные предрассудки и ограничения, обретённые тобой в этом ограниченном мире, и раскройся Мне. Тогда для Безграничного будет очень легко проливать на твою душу свет и способность к истинному пониманию. Тогда тебе будет очень легко очистить уровень своего понимания, очистить «зеркало» своего сердца». Обладая связью с Безграничным, ты увидишь, что повсюду находится Центр, и нигде нет «периферии». Но чтобы осознать это, ты должен стремиться жить в Вечности, в Мире Вайкунтхи, который не поддаётся материальным измерениям. 

 

Однажды Мать Йашода увидела всё Творение во рту Кришны и была крайне изумлена этим. Но вскоре её непродолжительное удивление прошло, когда она вспомнила, что Кришна – это её Сын, и она обняла Его. Когда Брахма похитил мальчиков-пастушков и телят, он подумал, что ему удалось создать какую-то помеху в Лилах Кришны, но затем он обнаружил, что она протекает, как и прежде. Даже мельчайшая деталь этой Лилы Господа не оказалась нарушенной. И тогда Брахма предался Господу Кришне и стал возносить Ему свои молитвы.

 

Шри Джива Госвами в своей «Бхакти-сандарбхе» дал наиболее важное объяснение слову «Бхагаван» (Бог): бхагаван бхаджанийа-сарва-сад-гуна-вишишта. Словом «Бхагаван» он определяет такой аспект Безграничного: бхаджанийа – То, что достойно поклонения. Когда мы соприкасаемся с Ним, мы начинаем хотеть отдать себя Ему ради Его удовлетворения. Существуют разные категории Безграничного, но высочайшая – эта: бхаджанийа гуна вишишта. Бог является настолько прекрасным и привлекательным, что Он привлекает к Себе всех, вдохновляя на предание Ему. Никакие другие концепции Безграничного, будь то безграничное пространство, время, могущество или что-либо ещё, не могут соперничать с этой высочайшей концепцией Безграничного – с Безграничностью, которая Всепривлекающая. Всё остальное довольно поверхностно. Но Безграничная Любовь, привлекающая к Себе нашу любовь и самопредание, – это высочайшая концепция Безграничного, и это Шри Кришна.

 

С чем бы мы ни сталкивались, но наиболее настоятельной необходимостью, приносящей счастье, остаётся Любовь. Она – абсолютный повелитель всего. Ничто не может идти в сравнение с Ней. Бросая вызов этому главному Принципу – Принципу Любви, каждый должен будет встретить своё поражение в этом. Шри Чайтанья Махапрабху говорил именно о том, что наиболее существенно – о Любви, о Преме.

 

Мадхвачарья, в своей концепции о том, как следует смотреть на Ачарью, духовного Учителя, не смог бы правильно воспринять Лилу, связанную с иллюзией Брахмы. Ведь Брахма является Сампрадая-Гуру, то есть первым и наиболее почитаемым Гуру в нашей традиции, в Брахма-Мадхва-сампрадае. И поэтому Мадхва исключил из своих копий «Шримад Бхагаватам» эти две главы об иллюзии Брахмы. Но Махапрабху не сделал этого. Он принял редакцию Шрилы Шридхара Свами, которая находится в полном соответствии с шуддхадвайта-сиддхантой Вишнусвами, а последователи Вишнусвами-сампрадаи следуют пути Рагамарга, стремятся к чистой спонтанной Преданности Господу. Шридхар Свами включил эти две главы в свои комментарии к «Бхагаватам», и Махапрабху согласился с этим, что подтверждается в «Чайтанья-Чаритамрите». Мадхвачарья не мог принять даже и намёка на то, что Гуру иногда может быть введён в заблуждение [непосредственно по Воле Бхагавана]. Мадхвачарья, в отличие от Махапрабху, не способен был вынести такого, что Гуру может чего-то не знать, не обладать полнотой знания обо всём.

(Из книги «Любовный поиск потерянного слуги», глава «Брахма в иллюзии»)

_________________________________________________________________________

«…Есть у них и такое мнение, что Шанкарачарья в прошлом был Маниманом (асуром), но мы не принимаем этого. Мы несём на своей голове прежде всего то, что говорил Шри Чайтанья Махапрабху, мы принимаем Его Слова [о том, что Шанкарачарья пришёл как проявление Шивы Махадева]. Мадхвачарья также утверждал, что Гопи Вриндавана – это апсары с райских планет. Конечно, упоминается, что какие-то апсары «вошли» в Гопи [во время Бхаума-Лилы Кришны, Его земных Игр], точно так же, как Дрона вошёл в Нанду Махараджа, а Дхара – в Яшоду. В одной трансцендентной личности, которая приходит сюда из духовного Мира, могут дополнительно проявляться ещё какие-то дживы. Это вполне возможно, об этом упоминается во многих местах. Апсары могли войти в Гопи и быть вместе с ними. Но в действительности Гопи занимают необыкновенно высокое положение. Это гораздо выше понимания обычных людей о Божественности, где бы то ни было. Однако Мадхвачарья имел вот такое мнение насчёт этого вопроса. 

 

Один пандит, весьма учёный последователь Мадхвачарьи, сказал мне, что они [мадхваиты] считают так: Божество находится «внутри» Шримурти. Однако мы [гоудии] считаем, что сам Шримурти и есть Божество. Шримурти полностью Божественен. Однажды, беседуя с одним выдающимся ачарьей Мадхва-сампрадаи, я увидел, что он не мог принять такую позицию. Тогда я привёл пример завершения явленной Лилы Шри Кришны, когда стрела охотника попала Ему в Стопу. Появившаяся «кровь» не была материальной, это всё было устроено Кришной специально, напоказ, с определённой целью. И точно так же – Шримурти, Который на первый взгляд может показаться чем-то материальным, обладающим какими-то материальными характеристиками. Но считать так – это майа, заблуждение. Ведь на самом деле Шримурти полностью духовный. Точно так же и Тело Шри Ситы Деви не было материальным, хотя Равана относился к нему как к материальному, желая наслаждаться им. И ему [ради Лилы] позволили относиться к Телу Ситы Деви таким образом, но это не означает, что оно было материальным. 

 

Итак, есть определённые различия между положениями Гоудия-Сиддханты (философскими заключениями Шри Чайтаньядева и Шести Госвами) и положениями Мадхва-Сиддханты, Мадхвачарьи. Тем не менее, точно так же, как Махапрабху принял Кешаву Бхарати [из адвайта-вади сампрадаи] в качестве своего санньяса-гуру, Он принял своим дикша-гуру Ишвару Пури, который был последователем Мадхавендры Пури. Оба они имели посвящение в Мадхва-сампрадае. Таким образом, дикша-мантра пришла к Чайтанье Махапрабху именно из Мадхва-сампрадаи. В Гайе во времена Махапрабху была большая община Мадхва-сампрадаи, там был их крупный матх. 

 

Что касается самого Мадхвачарьи – он был очень могущественным, сильным. Говорится, что он пришёл как проявление Ханумана и Бхимы. Некоторые связывают Мадхвачарью с Вьясадевом, так же как Бхиму – с Кришной, а Ханумана – с Рамачандрой. 

 

У Ханумана были определённые отношения с Рамачандрой, а у Бхимы – с Кришной. Это были отношения, в основе которых – дружеское Служение [Дасйа с примесью Сакхья-Расы]. Такие же отношения были и у Мадхвачарьи с Вьясадевом. Вьясадев является Аватаром Вишну – таково мнение Мадхва-сампрадаи, и мы согласны с этим. Итак, Мадхвачарья обладал невероятной силой. Сохранился огромный камень, который он перенёс с одного места на другое, с какой-то целью. Там написано на табличке: «Этот камень Шри Мадхвачарья один перенёс с такого-то места сюда». Камень не могли бы поднять даже 20 или более силачей, но Мадхвачарья одной рукой поднял его и перенёс. Когда Мадхвачарья однажды отправился в своё путешествие (для проповеди или диспута) он взял с собой быка, чтобы тот перевозил его книги – священные Шастры, необходимые ему для цитирования из них перед оппонентами. Один ученик спросил его во время путешествия: «Кто после Вас будет проповедовать Учение и кто напишет комментарии на Ваши столь ценные книги?» Мадхвачарья показал на своего быка: «Это будет он». После Мадхвачарьи четверо учеников стали его преемниками: Падманабха, Нрихари, Мадхава и Акшобхья. Шри Падманабха (ранее Ачьюта-Прекша), был первым учеником и считался главным преемником Мадхвачарьи. Нрихари происходил из царского рода и прежде был министром Виджаянагара. Он стал хорошим учёным и стал вторым преемником Мадхвачарьи. Третьим преемником был Мадхава, и четвёртым – Акшобхья (оба они были учениками непосредственно Мадхвачарьи). И вот как-то раз, уже после Ухода Мадхвачарьи, Акшобхья задумался: «Кто же продолжит преемственность? Мадхвачарья сказал, что тот самый бык и будет проповедовать Учение. Но как это возможно?» Акшобхья не мог понять, что означали те слова Учителя. Через некоторое время Акшобхья отправился в путешествие, для проповеди. Однажды, сидя в манговом саду на берегу озера, он увидел человека в одеждах воина-кшатрия. Человек испытывал в тот момент такую жажду, что он подошёл к озеру, склонился лицом к воде и стал жадно пить, прямо как бык. Тогда Акшобхья вспомнил те слова Мадхвачарьи насчёт быка, и к нему пришло понимание их. Когда путник утолил свою жажду, Акшобхья подозвал его, усадил рядом и стал беседовать с ним. Постепенно выяснилось, что этот человек имеет большой интерес к религиозной философии, и он стал учеником Акшобхьи. Впоследствии его стали называть Джайатиртхой. Итак, в этой преемственности идут Акшобхья и затем Джайатиртха, который стал великим учёным. Он написал книги с очень убедительными, сильными аргументами, направленными непосредственно против философии майавады. Одна из его книг называется «Нйайа-судха», «Нектар логики», и она стала известной как орудие против майавады. Очень естественно и сильно она полностью опровергает учение майавади. Эта книга Джайатиртхи полностью представляет позицию Мадхвачарьи по этому вопросу. 

 

Вы знаете об этой преемственности из молитвы Шри Гуру-Парампаре: после Джайатиртхи был Гйанасиндху, потом Дайанидхи, потом Видйанидхи, Раджендра, Джайадхарма, Пурушоттам, Брахманйатиртха, Вйасатиртха и затем Лакшмипати. После Лакшмипати пришёл Мадхавендра Пури. И Гоудия-Вайшнавы отсчитывают непосредственно своё начало от Мадхавендры Пури [начало Гоудий]. Именно с него в Вайшнавизме началась новая ветвь – Ветвь Гоудия-Вайшнавов. Новая – потому что до Мадхавендры Пури нигде не наблюдалось истинных признаков Божественной Любви к Кришне. Но начиная с Мадхавендры Пури уже действительно появляется Божественная Любовь во всей своей полноте. Живая Любовь… Живая Божественная Любовь к Кришне, от которой может проявляться в уме и теле Преданного столько саттвика-викаров (трансцендентных изменений). Эта Божественная Любовь к Кришне заставляет Преданного плакать, танцевать и вызывает другие сердечные эмоции, которые приходят из духовного мира, когда есть настоящая Преданность Кришне во Вриндаване, Враджа-Бхакти. Это Бхакти Вриндавана, и оно [в нашу эпоху] начинается от Мадхавендры Пури. Затем, после Мадхавендры Пури в преемственности идут Шри Адвайта Прабху, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Ишвара Пури, а после Ишвары Пури – Шри Чайтаньядев. Таким образом, Гоудия-сампрадая происходит от Мадхва-сампрадаи и представляет собой её Ветвь. И хотя есть значительная разница между некоторыми теологическими концепциями Мадхва-сампрадаи и Гоудия-сампрадаи, но мы преклоняемся перед Мадхвачарьей, поскольку он проповедовал против философии адвайты (майавады) и установил философскую разницу между «слугой» и «Объектом служения». Это столь естественное и настоящее различие между душой и Богом! Слуга и Господин – в этом и есть реальная разница. Джива является слугой, а Господь получает её служение. И никогда джива не может стать равной Богу, это было бы оскорблением Бога. Очень сильно и убедительно Мадхвачарья развенчал ту теорию, которая гласит, что «слуга» в какое-то время может достичь положения «Господина», то есть Бога. Это никогда не возможно. Между дживой и Богом есть вечное различие в этом, и думать иначе – самое отвратительное, что только может быть. Только при таком различии возможно вечное Бхакти – когда есть «Бог» и «слуга», иначе Бхакти невозможно. Мадхвачарья делал на этом очень сильный акцент. Он написал комментарии к «Упанишадам», «Веданте», «Махабхарате» и многим другим главным священным Писаниям, и все эти Писания имеют в своей основе очень ясное положение о вечном различии между Богом и дживой (слугой Бога). И между слугами тоже существует определённая градация. 

 

Мадхвачарья также утверждал, что этот мир является реальным, а не выдуманным. Мир не является иллюзией, ведь мы реально испытываем здесь страдания, переживаем разные бедствия. Если бы этот мир был воображаемым, то почему же тогда все страдания столь реальны для нас? Мадхвачарья подробно объяснял всё это. Этот мир является реальностью, но определённого рода реальностью, [не высшей], и мы можем избежать этого мира, выйти из него, потому что сейчас мы находимся под влиянием майи, невежества.

 

Мы должны относиться к Мадхвачарье с полным почтением, предлагая ему поклоны. [Его пранама-мантра: ] Ананда-тиртха нама сукха-майа-дхама йатир-джийат / самсарарнава-тараним йам иха джанах киртайанти будхах. После санньясы его стали называть Ананда-Тиртхой. Учёные мудрецы сравнивают его с «Лодкой», на которой можно пересечь этот океан невежества. Благодаря его наставлениям и по его милости мы можем пересечь майю, океан невежества, и обрести освобождение. А истинное освобождение означает обретение Служения Божественным Стопам Господа Шри Кришны».

(Из Хари-катхи Шрилы Шридхарадева Госвами 21 февраля 1983 г.)

_______________________________________________________________________________

Некоторые различия в сиддханте Шри Мадхвы и Гоудий

  

Гоудия-Вайшнавы являются Ветвью Шри Мадхва-сампрадаи, но существуют некоторые различия между этими духовно-философскими школами. Знаток Вайшнава-Веданты в Гоудия Матхе, Шримад Б.В. Тривикрам Госвами Махарадж (его тиробхав был в 2002 г.) перечислил основные различия в Шри Мадхва-сиддханте и Гоудия-сиддханте. Он привёл свидетельства из трудов Шри Баладева Видьябхушана (Гоудия-Веданта-Ачарьи). Шри Баладев Видхйабхушан в первой половине своей жизни был близко связан с Мадхва-Сампрадайей и впоследствии принял прибежище в Гоудия-Сампрадайе, став учеником выдающегося Ачарйи Гоудий – Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура.

 

  1. Согласно Мадхве, Имя «Хари», прежде всего, означает Найака, «герой», то есть «Герой Вайкунтха Дхамы», Шри Нарайана (на которого с восхищением обращены взоры всех Его Слуг на Вайкунтхе), но согласно Баладеву Видьябхушану Имя «Хари» прежде всего относится к Враджендра-нандане Шри Кришне.
  2. Согласно Мадхве, дживы всегда отделены от Вишну (бхеда), но согласно Баладеву Видьябхушану дживы всегда отделены от Вишну и одновременно едины с Ним – бхедабхеда. Эта бхедабхеда (одновременно отделённость от Бога и единство с Ним) – непостижима (ачинтйа). Таким образом, Сиддханта Махапрабху, Баладева Видьябхушана и Гоудий –  Ачинтйа-бхедабхеда-Таттва. 
  3. Согласно Мадхве, мокша (освобождение) – это достижение Стоп Вишну (Вишнупада-падма); но согласно Баладеву Видьябхушану высшей мокшей, пятой (и главной) целью человеческой жизни (панчама-пурушартха) является Кришна-Према.
  4. Согласно Мадхве, Преданность приносит дживе мокшу (освобождение), но согласно Баладеву Видьябхушану Преданность в следовании трансцендентному, прекрасному и высшему Поклонению (Рамйа-упасана), которое совершают Господу Шри Враджа-Гопи, приносит Прему, что и есть истинная мокша. [Это достаточно тонкое различие,  которому требуются дополнительные объяснения.] 
  5. Мадхва признавал в качестве праманы (доказательства, свидетельства) следующее: пратйакша (непосредственное восприятие), анумана (предположение или логику) и Шабда (Божественный Звук Вед), но согласно Баладеву Видьябхушану единственной настоящей праманой является только Шабда, то есть Веды (Шрути) и «Бхагавата-Пурана», которая равноценна Ведам и неотлична от Вед (тат сварупа).
  6. Согласно Мадхве и его последователям, Враджа-Гопи, которые участвовали в бхаума-Лиле (земных Играх) Шри Кришны, являются апсарами с райских планет этого материального мира, но согласно Шри Баладеву Видьябхушану, Махапрабху и Гоудия-Вайшнава-Ачарьям, пришедшие из Голока-Вриндавана Враджа-Гопи – это высочайшие Спутники Господа, которые вечно участвуют в Его Лиле в духовном мире за пределами материального мира. 
  7. Согласно Мадхве, Шри Брахма не мог оказаться в заблуждении, но Махапрабху, Баладев Видьябхушан и другие Гоудия-Ачарьи признавали такую возможность, когда любой, независимо от его положения и могущества, по воле Самого Бхагавана может оказаться в иллюзии. В отличие от Мадхвачарьи, в Гоудия-сампрадае не отказывались от тех частей «Бхагаватам», где описаны такие истории. 

_______________________________________________________________________

“Символ веры” Гоудия-Вайшнавов – Арадхйо Бхагаван Враджеша-танайа

«Символ Веры» Шри Гоудия-Вайшнавов кратко выражен в шлоке, составленной Шрилой Вишванатхом Чакраварти Тхакуром, духовным наставником Шри Баладева Видьябхушана:

 

арадхйо бхагаван враджеша-танайас-тад-дхама-вриндаванам

рамйа качид-упасана враджа-вадху-варгена йа калпита /

шримад-бхагаватам праманам-амалам према пумартхо махан

шри-чайтанйа-махапрабхур-матам-идам татрадаро нах параха //

 

«Враджендра-нандан Шри Кришна, Сын Царя Враджа – Всевышний Господь, Высшее Божество, Которому мы поклоняемся. Шри Вриндаван-Дхама неотлична от Господа и достойна такого же Поклонения, как и Сам Госпоspan style=”font-size: 10pt; font-family: Verdana;”дь. Шри Враджа-Гопи совершают высшее любовное Поклонение Господу (Рамйа-упасана). «Шримад-Бхагаватам» – безупречная и высшая прамана (духовное свидетельство) в познании Абсолютной Истины. Кришна-Према – пятая и высшая Цель жизни. Таково вкратце Учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет духовного понимания выше того, что сказал Он».

 

(с) «Парамартха», номер 1 (октябрь 2006), www.paramartha.info

_________________________________________________________________

На тему Мадхва-Гоудия читайте:

Шрила Шридхарадев Госвами на тему Мадхва-Гоудия:
http://paramartha.info/madhva_goudiya_shridharadev

Гоудии – Ветвь Мадхва-сампрадайи:
http://paramartha.info/hari-katha/sampradaya_acharyas/madhva/madhva_goud_shridhar/madhva_goud_keshava

Ответ Ачарйи Мадхва-Сампрадайи о Гоудия-Вайшнавах:
http://paramartha.info/vishvesha-tirtha-swami-o-goudiya-vaishnavah

 

(с) «Парамартха», www.paramartha.info