Трезвость (степенность, утверждённость) ума – это целенаправленное, решительное установление мысли (состояния ума) и расположение её, словно стражником, у врат сердца, чтобы эта мысль наблюдала за приближающимися враждебными мыслями, которые суть воры и грабители; и чтобы слушала, чтО эти опустошители говорят и делают; и чтобы видела, какие образы демоны в них написали и обрисовали, – демоны, которые пытаются таким образом совратить ум злобными фантазиями. Это необходимо делать (то есть ставить мысль на страже врат сердца), ведь если делать это с любовным усилием, то такая работа раскрывает нам столь основательно и столь ясно, через личный опыт, искусство борьбы (с демонами) в нашем сознании и делает нас умелыми в этом искусстве.

– Св. Евсихий Иерусалимский

__________________  


Лучше брань, чем мир, удаляющий нас от Бога.

– Св. Григорий Богослов

(Брань – здесь означает “битва”, “борьба”. Пусть лучше будет трудно, пусть будут неудачи, разочарования собой, боль, страдания в этой борьбе, чем примирение с миром тщеславия, плоти и “удовлетворённости жизнью”.)

_______________

Самодовольство и самооправдание – это пагубное прельщение, в котором враг успевает задерживать очень многих и не совсем худых людей. Второе же прельщение – это смотреть только на одни дела правые, скрывая от себя самого грехи свои, и в делах правых смотреть на внешнюю их сторону, не обращая внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они (добрые дела) совершаются (по тщеславию, из человекоугодия, из-за выгоды и т.п.)

– Св. Феофан Затворник

_______________

Когда подступит «враг» и начнёт трубить в сердце вашем пред вами, что вы не то что другие: дескать то и то хорошо делаете – тогда возьмите вы себя и начните водить по всем худым делам своим, толкуя себе: а это кто сделал? А это кто? А это?

Ты за Бога, а «враг» за тебя?.. Знать, больно хорошо Царство небесное, что в него подобает войти многими скорбями.

– Старец Иоанн Троицкий

 ___________

Какое тебе до кого дело? Бес обвык влачить твой глупый ум по чужим делам, а ты теряешь драгоценное время, употребляя оное на пагубу себе.

– Старец Арсений Афонский

____________

«От Меня это было»


(обращение Бога к душе, записанное старцем Серафимом Вырицким)

 

Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня?

Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня

Составляет особую отраду воспитывать тебя.

Когда искушения на тебя и враг придёт, как река,

Я хочу, чтобы ты знала, что

От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе

И что безопасность твоя заключается в том,

Чтобы дать Мне возможность защитить тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,

Среди людей, которые тебя не понимают,

Не считаются с тем, что тебе приятно,

Которые отстраняют тебя,-

От Меня это было.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами,

И не случайно ты оказалась на своём месте,

Это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?

И вот Я поставил тебя в ту среду,

В ту школу, где этот урок изучается.

Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении,

Трудно сводить концы с концами, знай, что

От Меня это послано тебе.

Я – муж скорбей, изведавший болезни,

Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне.

И во Мне могла найти утешение вечное.

Обманулась ли ты в друге своём, в ком-нибудь,

Кому ты открыла сердце своё, -

От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,

Чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.

Я хочу, чтобы ты всё приносила ко Мне и говорила Мне.

Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,

И прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею,

Чтобы укрыться от пререкания языков,

Я выведу как свет правду твою

И судьбу твою, яко полудне.

Разрушились планы твои, поникла ты душою и устала –

От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения,

Ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.

Но Я хочу, чтобы ты предоставила их Мне

Распоряжаться и руководить обстоятельствами

Жизни твоей, так как ты – только орудие,

А не действующее лицо.

Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,

И уныние охватило сердце твоё, знай –

От Меня это было.

Ибо я хочу, чтобы сердце твоё и душа твоя

Были всегда пламенеющими пред очами Моими,

И побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты известий от ближних,

Дорогих тебе людей,

По малодушию твоему и маловерию

Впадаешь в ропот и отчаяние, знай –

От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я

Крепость веры твоей в непреложность обетований

И силу дерзновения твоей молитвы сих ближних твоих,

Ибо, не ты ли возлагала заботы о них

На мою промыслительную любовь?

Не ты ли и ныне вручаешь их

Покрову Пречистые Матери Моея?

Постигла ли тебя тяжкая болезнь,

Временная или неисцелимая,

И ты оказалась прикованной к одру твоему –

От Меня это было.

 

Ибо Я хочу, чтобы познала ты ещё глубже Меня

В немощах твоих телесных и не роптала бы за сие

Ниспосылаемое тебе испытание,

И чтобы не старалась проникнуть в Мои планы

Спасения душ человеческих различными путями,

И безропотно и покорно преклонила бы главу твою

Под благодать Мою о тебе.

Мечтала ли ты сотворить какое-либо

Особенное дело для Меня

И вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи –

От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,

И Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,

А Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и

Урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.

Некоторые из лучших сынов Моих суть те,

Которые отрезаны от живой деятельности,

Чтобы им научиться

Владеть оружием непрестанной молитвы.

Призвана ли ты неожиданно, занять трудное и

Ответственное положение, полагаясь на Меня.

Я вверяю тебе эти трудности,

И за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих,

На всех путях твоих, во всём

Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.

В сей день в руки твои, дитя Моё,

Дал Я этот сосуд освящённого елея,

Пользуйся им свободно.

Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,

Каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение,

Каждая помеха в твоей работе,

Которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,

Каждое откровение немощи и неспособности твоей

Будет помазано этим елеем –

От Меня это было.

 

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,

И потому положи в сердце своё слово,

Которое Я объявил тебе в сей день –

От Меня это было.

 

Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни была,

Что всякое жало притупится, когда ты научишься

Во всём видеть Меня.

Всё послано Мною для совершенствования души твоей,-

Всё от Меня это было.

(Из письма старца Серафима Вырицкого к одному из своих духовных чад)