Садхана

Шрила Бхакти Прамод Пуридэв Госвами Тхакур


Мы говорим: «Да, я повторяю Святое Имя, Харинам, но сердце моё сухо – твёрдое, как молния. Божественный сок Бхакти, Бхакти-Раса, не смягчает его ничуть. Повторяю Имя – повторю «сколько положено» и откладываю малу (чётки) в сторону, а в сердце – никакого чувства, никакой перемены. Почему так?

Ответ на этот вопрос дал нам Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами:

кришно-намо корэ опорадхеро вичар
‘кришно’ болиле опорадхир на хой викар

«Имя Кришны судит за апарадхи (оскорбления). Поэтому произнося “Кришна”, оскорбитель ничего не чувствует».

(«Чайтанья-чаритамрита» Ади 7)

тадашмасарам хридайам ватэдам
йадригрихйаманоу хари-намадхейаих
на викрийетатха йада викаро
нэтрэ джалам гатрарухешу харшаха

«Тот, кто, произнося Харинам, не переживает удивительной перемены в сердце, у кого не текут слёзы и по коже не бегут мурашки, – тот поистине обладает каменным сердцем. Оно окаменело у него от жестоких апарадх (оскорблений) и неспособно плавиться в Святом Имени». («Бхагаватам» 1.3.24)

‘эко’ кришно-намэ корэ сорвво-папо наш
прэмеро карон бхакти корэно прокаш

«Один раз воистину произнесённое, Имя Кришны разрушает все грехи, и появляется Бхакти, причина Премы».

прэмеро удойе хой прэмеро викар
шшэдо-компо-пулокади годгодашру-дхар
онайасе бхово-кхой, кришнэро сэвон
эко кришно-намэр пфоле паи это дхон

«Когда приходит Према, она начинает преображать душу:
Тело покрывается испариной, трепещет,
Кожу сжимает восторг, срывается голос,
Глаза проливают ручьи слез…

Тогда бытие мирское исчезает за миг,
И Служение Кришне наполняет жизнь –
Такое сокровище можно обрести,
Просто единожды воистину произнеся Имя Кришны!»

хено кришно-намо джоди лой боху-бар
тобу джоди прэмо нохе, нохе ашру-дхар
тобэ джани, опорадхо тахатэ прочур
кришно-намо-биджо тахе на коре онкур

«Но если такое (милостивое) Имя Кришны
Повторяют много-много раз,
Но Премы всё равно нет, и нет слёз,

То знай: это значит, что посреди

Твоих обильных сорняков-апарадх
Семя Кришна-Намы не становится ростком».

В чём же спасение? Шрила Кавирадж Госвами Прабху говорит: хотя Имя Кришны судит за апарадхи, но Имена несравнимых в Своём сострадании Шри Шри Гоуры-Нитйананды не принимают апарадх:

чоитонйо-нитйанондэ нахи, э-собо вичар
намо лоитэ прэмо дэн, бохе ошрудхар

«Но всё это не относится к Чаитанйе и Нитйананде. Ведь тому, кто воспевает их Имена, Они даруют плач слезами Премы».

шшотонтро ишшоро пробху, отйонто удар
тарэ на бхаджиле кобху на хой нистар

«Господь в Своей высшей Воле – свободен и щедр;
Не поклоняясь Ему, невозможно спастись».

Не следует понимать так, что Шри Шри Гоура-Нитйананда дают Прему несмотря на присутствие апарадх. Нет, скорее, если всем своим существом предаться Их милостивым и прекрасным лотосным Стопам, то по Их доброте и заботе о предавшихся душах все апарадхи очень быстро исчезают, и Шаранагата-Бхакта обретает богатство Премы. Об этом пишет Шрила Тхакур Бхактивинод:

«Тот, кто в полной вере принимает убежище у Чайтанйи и Нитйананды, мгновенно очищается ото всех своих прежних апарадх, на его устах восходит Кришна-Нам и дарует ему Божественную Любовь». (Комм. «Амрита-праваха Бхашйа»)

Парамарадхйа Шри Шрила Прабхупад (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) пишет в своей «Анубхашйе»: «И Кришна-Нам, и Гоура-Нам неотличны от Нами (Обладателя Имени). Считать Кришну кем-то меньшим или ограниченным по сравнению с Гоурой – значит находиться во власти неведения. В действительности, [не превосходство Гоуры над Кришной, но] необходимость, стоящая перед дживой делает для неё более важным обращение к Имени Шри Гоура-Нитйананды. Шри Гоура-Нитйананда щедры и внутри Своей щедрости (аударйи) – сладостны (мадхура). Великодушие Кришны распространяется только на свободных (мукта), совершенных, предавшихся Ему душ. Но в потоке щедрости, проливаемой Гоурой и Нитйанандой, дживы-преступницы, одолеваемые анартхами, освобождаются из хватки пронизанной духом наслаждения апарадхи и обретают лотосные Стопы Гоура-Кришны. «Шри Чайтанйа-Бхаджан» не предполагает оставить Кришну и заниматься Гоура-Бхаджаном как чем-то отличным от Радха-Кришна-Бхаджана. Такой вымышленный «Гоура-Бхаджан» является служением майе, и в нем нет места божественной сладости Кришна-Премы». (Комм. к «Чч» Ади 8.)

Шриман Махапрабху никогда не проявлял терпимости к Вайшнава-апарадхе. Примером тому – Чапала Гопал, Дэвананда Пандит и другие. Что говорить о них, когда даже свою Мать Шачи Он заставил просить прощения у святых Стоп Шри Адвайты Ачарйи, прежде чем дать ей Прему. Если искренне и с полным раскаянием молить о снисходительности у лотосных стоп того Вайшнава, против кого совершено преступление, то Вайшнав простит преступника от всего сердца. Только прощение Вайшнава искупает вайшнава-апарадху, иначе она продолжает творить своё зло. Принижение Личности Шри Гуру, хула Вайшнавов и прочие апарадхи делают сердце твёрдым и жестоким, как молния, поэтому Тхакур (Бхактивинод) поёт:

опорадхо-пхоле момо, читто бхело боджро-сомо,
туа намэ на лобхе викар
хоташо хоийе хари, тобо намо уччо кори,
боро духкхе даки баро-бар

«Из-за моих апарадх сердце как молния стало,
в Имени Твоём не чувствует ничего.
Погибла моя надежда. О Хари, я Имя Твоё кричу!
Несчастный, взываю к Тебе вновь и вновь:

ха гоура-нитай, тора дути бхай,
потито джонаро бондху
одхомо потит, ами хе дурджон,
хао морэ крипа-синдху

«О Гоура-Нитай, два Брата,
два Друга и Спасителя падших людей,
Я жалкий и падший негодяй…
Станьте (и) для меня Океаном Милости!»

(из книги «Вайшнава-апарадха»
«Преступление против Сердца Кришны»)