“История майавады или Победа Вайшнавизма”

“Mayavader jivani o Vaishnava vijoy”

 

Краткий обзор книги

 

Шри Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был убеждён, что Шуддха-Бхакти невозможно проповедовать с полным размахом, если в мире живёт ложное учение под названием майавада (адвайта-вада). Поэтому он считал очень важным искоренить майаваду и для этого писал статьи, говорил об этом в своих выступлениях в различных собраниях и во время Хари-катхи для бхакт, обсуждал эти темы с учениками, а также последователями разных духовных учений, утверждая ложность майавады и превосходство Учения Вайшнавов – учения о вечном Служении вечной Прекрасной Личности Бога.

Один из самых верных, самых выдающихся и образованных учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шри Шримад Бхакти Прагйана Кешава Госвами Махарадж, следуя наставлениям своего Гурудева и предыдущих Вайшнава-Ачарйев на эту тему, написал замечательную книгу под названием “История майавады или Победа вайшнавизма” (название оригинала книги на бенгали – “Mayavader jivani o Vaishnava vijoy”). Здесь приводится краткий обзор этой книги.

__________________________________

 

1) Что такое майавада?

Слово майа обычно означает джар-шакти (энергия инертной материи) или авидйа-шакти (энергия невежества), которая представляет собой тень Сварупа-Шакти (внутренней Энергии) Пара-Таттвы. Майа – божество, повелевающее материальным миром. Именно эта энергия приводит живое существо в материальное рабство и заставляет его отождествлять себя с физическим телом. Именно она заставляет его считать всё, что связано с этим телом, своей собственностью и [в той или иной степени] исповедовать учение майавады.

Основное положение этого учения заключается в том, что Брахман представляет собой однородный, единообразный Дух, лишённый каких-либо энергий и качеств, и не существует ничего кроме такого Брахмана. Если разобраться, то, согласно их доктрине, не может существовать отдельной энергии майи с присущим ей свойством создавать иллюзию. Однако майавади считают, что джива есть Брахман и что кажущееся отделённым от Брахмана существование дживы – это просто иллюзия, создаваемая влиянием майи, или авидйи. Пока существует майа, будет существовать и джива. В этой связи майавади признают существование майи. Согласно учению майавады, майа (невежество или иллюзия) имеет определённую, характерную особенность – она является и сат (существующей), и асат (несуществующей), и потому её невозможно описать словами. (Они используют для этого выражение сат-асат вилакшана анирвачания, что означает “существующая и несуществующая, не имеющая никаких характеристик, необъяснимая и невыразимая”.) Люди, которые придерживаются такого ложного учения, называются майавади, адвайта-вади, или имперсоналисты. Согласно представлениям майавади, Ишвар (Личность Бога), так же, как и джива, находится под влиянием майи.

Разница между ними состоит лишь в том, что дживы вынуждены пожинать плоды своих действий, а Ишвар, покрытый майей, свободен от такой необходимости. Вайшнава-Ачарйи объясняли, что эта идея противоречит как Шастрам, так и логике.

Всеведущий Шри Кришна-дваипайана Ведавйаса (Вйаса, Вйасадев), составивший “Веданта-сутру” и  разделивший Веды на части, в “Падма-Пуране” провозгласил, что майавада – это ложное учение, которое противоречит Ведам:

майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате /
(“Падма-Пурана”, Уттар-кханда, 25.7)

“Майавада – ложное учение, которое следует считать скрытым буддизмом”.*

[* Шри Вйасадев - три-кала-гйа, "знающий прошлое, настоящее и будущее", и потому он мог предвидеть эти ложные учения, которые появятся в будущем. Отсюда такое утверждение в "Падма-Пуране" о майаваде и буддизме как учениях, полностью противоречащих Бхакти.]

А также:

ведартхан маха-шастрам майавадам авайдикам
майаива вихитам деви джагатам наша-каранат /
свагамаих калпитаис твам ча джанан мад-вимукхан куру
мам ча гопайа йена сйат сриштир эшоттароттара //
(“Падма-пурана”, Уттар-кханда, 62.31)

Такие Вайшнава-Ачарйи, как Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Джива Госвами, Шри Валлабхачарйа, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами и Шри Баладев Видйабхушан, указывали, что Шанкарачарйа является скрытым буддистом и учение его – это скрытый буддизм. Некоторые учёные из Шанкара-сампрадаи (адвайта-вада-сампрадаи) считают, что вайшнавы говорят так “просто из зависти” и что их мнение ошибочно. Однако многие учёные, не являющиеся Вайшнавами, тоже признают Шанкарачарью мыслителем, который продолжил и развил учение буддистов. Среди тех, кто придерживается такого мнения – Вигйана-бхикшу (выдающийся знаток философии санкхйи), учёные йоги (последователи Патанджали) и даже некоторые мыслители-буддисты. Ниже мы покажем соответствия между взглядами Шанкарачарйи и учением Будды.

2) Является ли этот мир нереальным?

Будда утверждал, что мир является шунйа-таттвой (пустотой или несуществующим) во все три фазы времени. Всё в этом мире – шунйа, нереально, как в начале, так в середине и в конце.

Шанкарачарйа тоже учил, что этот мир возник из авидйи (невежества) и что в этой авидйе нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Авидйа невыразима, поскольку обладает особым свойством одновременно быть существующей и несуществующей. Брахма сатйам джаган митхйа – “Брахман реален, а мир ложен”.

нидрамохат свапнават тат на сатйам шуддхах пурно нитйа эках шиво ‘хам /
(“Атма-панчака”, 3)

“Этот [мир] подобен сну со сновидениями; он – иллюзия. Чистая и полная, вечная и единая истина состоит в том, что “я” неотлично от Бога”.

Совершенно очевидно, что шунйа (пустота) Будды и подобная сну митхйа (нереальность) Шанкарачарйи суть одно и то же. Различны лишь названия. Нет разницы между понятием трикала-шунйатва Будды (пустота во все три фазы времени) и неизъяснимым понятием одновременного бытия и небытия, о котором говорит Шанкарачарйа.

3) Путь к освобождению

Во многих писаниях буддистов, последователей традиции Махаяна, говорится, что единственный путь к освобождению (мокша) – это прагйа-парамита, представляющая собой таттва-гйану, или знание о Реальности. Согласно учению буддизма, человек должен понять, что весь этот мир – юдоль страданий, и чтобы полностью избавиться от них, нужно стремиться познать истину (обрести таттва-гйану).

Шанкарачарйа тоже учит, что хотя этот мир ложен, он является источником страданий и горя. Совершенная свобода от страданий, которыми полон этот мир, называется мокшей (освобождением). Освобождение от материального существования приходит благодаря знанию о тождественности Брахмана и дживы, о Брахмане и об иллюзорном бытии. Такое знание является таттва-гйаной, и без него человек не может обрести совершенство слияния с Брахманом. Только с помощью таттва-гйаны (знания о Реальности) или брахма-гйаны (знания Брахмана) можно полностью уничтожить авидью (невежество).

Проанализировав оба эти суждения, мы увидим, что прагйа Будды и брахма-гйана  Шанкарачарйи по сути – одно и то же, между ними нет принципиальной разницы. Мы можем подтвердить это тем, что Шанкарачарйа, цитируя мантру “прагйанам брахма” из “Таиттирийа-Упанишад”, последовательно обосновывает идею буддистов ветви Махаяна относительно прагйа-парамиты. Таким образом, Шанкарачарйа проповедовал таттва-гйану (теорию тождественности Брахмана и дживы), следуя учению Будды о прагйе, или прагйа-парамите.

Нет разницы между шунйей Будды и Брахманом Шанкарачарйи. В 19-м стихе буддистской “Прагйа-парамита-сутры” написано о высшем (в понимании буддистов) освобождении в виде шунйа-таттвы:

шактах каствамихастотум нирнимиттам ниранджанам /
сарваваг вишайатитам йа твам квачиданишрита //

Из этого стиха ясно видно, что шунйа-таттва свободна от какой-либо скверны, беспричинна, нерождённа, несуществующа, не имеет никакой основы и невыразима словами. Ничто не может ей воспрепятствовать, она нетленна и неизмерима. Таковы особые признаки шунйа-таттвы. Шанкарачарйа, в свою очередь, тоже утверждает, что Брахман ничем не осквернён, не имеет формы, лишён разнообразия, энергий и отличительных особенностей. Всё это говорит о том, что нет разницы между брахма-таттвой Шанкарачарйи и шунйа-таттвой Будды. Сам Шанкарачарйа тоже называл Брахман пустотой (шунйей):

драштридаршанадришйадибхава шунйаика вастуни нирвикаре ниракаре нирвишеше бхида вастуни нитйо ‘хам нирвадо ‘хам ниракаро ‘хам акшарах парамананда рупо ‘хам ахам эвахам авйайах /

В словаре “Амара-коша” Будда назван “адвайавади” (тот, кто исповедует учение о тождестве, или недвойственности). Последователи Шанкарачарйи тоже называют себя “адвайта-вади” или “кеваладвайта-вади” (последователями философии исключительного тождества, недвойственности). Таким образом, и здесь мы наблюдаем соответствие между этими двумя учениями. Читатели вольны сами судить о том, есть ли разница между идеями Шанкарачарьи и Будды.

Хотя таких различий между “адвайавадой” и “адвайта-вадой” нет, Шанкарачарйа всё же назвал своё учение адвайтавадой, а не адвайавадой (буддизм). Почему он скрыл от других эту правду, если прекрасно понимал в глубине сердца, что он буддист? Причина этого была не в философском различии. Истинная причина в том, что таково было указание его повелителя – Верховного Господа, Шри Бхагавана. Шанкарах шанкарах сакшат: Шанкарачарйа был непосредственным проявлением Шанкара, Шивы, который является одним из самых возвышенных Вайшнавом и дорогим Бхактой Бхагавана. [Шанкарах шанкарах сакшат вйаса нарайанам свайам - "Шанкарачарйа - это сам Шанкара-Шива, а Вйаса - это Сам Всевышний Господь Нарайана".] Вайшнавы почитают Шиву одним из своих Гуру.

В те времена, когда в Индии появился Шанкарачарйа, основная масса людей уже начала отклоняться от принципов Варнашрамы (Ведического общественного устройства) из-за влияния буддийского учения  шунйавады. Даже люди из брахманских династий отвергали ведическую дхарму и принимали буддизм. Именно тогда могущественный Шанкара-Шива явился на Земле в образе Шанкарачарьи, наделённого необычайными способностями. Он видоизменил шунйаваду, превратив её в брахмаваду (майаваду), и вернул Ведам былое уважение и доверие людей. Индия навечно останется в долгу перед Шри Шанкарачарйей за то, что он осуществил эту сверхтрудную миссию. Однако создание ложного учения о брахмаваде (майаваде) на основе авторитета Вед было лишь временным достижением.

На том фундаменте, который был заложен Шанкарачарйей (восстановившего среди людей в Индии авторитет Вед), впоследствии Шри Рамануджа, Шри Мадхва и другие Вайшнава-Ачарйи воздвигли дворец Вайшнавизма, Шуддха-Бхакти. Выше уже было приведено указание, которое Шри Шанкар получил от Бхагавана. Господь Вишну сказал Шри Рудре (Шанкару):

мам ча гопайа йена сйат сриштирешоттароттара /
(“Падма-Пурана”)

“Скрой Меня так, чтобы люди интересовались только развитием мирского общества и производили на свет потомство, лишенное духовного Знания”.

4) История майавады

Шримад Бхакти Прагйана Кешава Госвами Махарадж, учёный Гоудия-Вайшнав, в начале 20 века досконально исследовал по древним книгам историю имперсонализма (майавады) с периода Сатйа-юги и до нынешнего века Кали, и оставил нам общее описание истории майавады. Учёные-философы пришли к выводу, что доктрина Шанкарачарйи о нирвишеша-кеваладвайта-ваде (полном, лишённом разнообразия единстве) отличается от учения адвайтавады, существовавшего до него. Адвайта-вада до Шанкарачарйи была Ведической: описания её можно найти в Ведах и Упанишадах. В Ведических шастрах говорится, что Аупанишадик-Брахман (Высшую Истину, описанную в Упанишадах) нельзя назвать лишённым энергий или духовных качеств. Там говорится также, что этот мир бренен, но не ложен. Шукадев Госвами и четыре Кумара, во главе с Санакой и Санатаной, вначале были погружены в медитацию на этот ниргуна-Брахман (Брахман, не имеющий качеств). Однако этот Брахман не был “чем-то неизъяснимым с характерной особенностью одновременного бытия и небытия”. Позже по милости чистых Вайшнавов они утвердились в Шуддха-Бхакти.

Гйана-йога четырёх Кумаров была в какой-то степени неблагоприятной для Шуддха-Бхакти, поэтому их отец, Брахма-джи, молился Шри Бхагавану, и Тот пришёл в этот мир в образе лебедя (Ханса-Аватар) и дал Кумарам наставления о Бхакти-йоге. Это описывается в Седьмой Части “Шримад-Бхагаватам”. Шри Шукадев Госвами, который вначале был приверженцем безличной Высшей Истины (ниргуна-Брахмана), вошёл в царство Шуддха-Бхакти по милости Шри Вйасадева, Шактйавеша-Аватара Бхагавана (проявления Бога, наделённого особыми полномочиями). Шри Шукадев Госвами сам говорит об этом в Первой Части “Шримад-Бхагаватам”.

5) Адвайта-вада в Сатйа-йугу

В своём комментарии к “Брахма-сутре” (Веданте) (3.2.17) Шри Шанкарачарйа приводит в качестве свидетельства диалог между Бадхвой и Васкали. Васкали – это известный адвайтавади, живший в Сатйа-югу, а Бадхва – его Гуру. Васкали был сыном Анухлада, а тот, в свою очередь, – сыном Хиранйакашипу. Васкали, как и Хиранйакашипу, отличался небывалой демоничностью. История имперсонализма в разные йуги знает много таких примеров. Все эти “выдающиеся” демоны исповедовали либо адвайтаваду, либо майаваду. Это говорит о том, что учение имперсонализма особо почитается в обществе демонов. Беспристрастные и мягкосердечные мудрецы, которые следовали вначале учению адвайтавады, обретали спасение от смертельной западни майавады и очищали свои сердца по Милости различных нисшествий Бхагавана, Личности Бога. Но жестокосердные демоны, которые слепо, фанатически верят в  суждения, противоречащие Шастрам, не могли постичь Бхакти-Таттву (Истину о Бхакти). Поэтому, чтобы защитить достоинство Бхакти-Таттвы, приходившие в этот мир Аватары Бхагавана уничтожали демонов. Так, Шри Ваманадев появился во время зловещего жертвоприношения, которое совершал демон Васкали (или Васкала) и  убил его, тем самым даровав ему освобождение.

6) Эволюция нирвишеша-адвайта-вады в Трета-йугу

Васиштха

Шри Васиштха Муни считается главным ачарйей адвайтавады в Трета-йугу. Он занимал положение священнослужителя династии царей Сурйа-вамши (идущей от бога Солнца). Никто не может спорить с тем, что он был брахма-гйани, и его “Йога-васиштха Рамайана” является неопровержимым тому свидетельством. Брахмавади Васиштха Муни давал своим ученикам знание о лишённом разнообразия Брахмане. Бхагавану Шри Рамачандре было больно видеть, как его семейный священнослужитель блуждает в “дебрях” брахмавады, и поэтому Он милостиво вызволил его оттуда. С тех пор Васиштха Муни посвятил себя служению Господу Рамачандре.

Равана

Равана был главой династии ракшасов (демонов) и сыном Вишравы Риши, который, в свою очередь, был сыном Пуластйи Риши. Вишрава Риши жил в Брахма-варте, но однажды на пять дней он остановился на Ланке, где женился на дочери ракшаса. У этой ракшаси родился Равана, ставший таким образом наполовину риши, наполовину ракшасом. Равану вполне можно назвать адвайтавади, поскольку ведущие философы в преемственности Шанкарачарйи считают его первым комментатором монистической адвайта-сиддханты. В “Ланкаватара-сутре” буддистской сампрадаи тоже говорится, что Равана был известным адвайтавади и шунйавади-риши. Это ещё раз показывает родство адвайтавады и шунйавады. Майавади хотят лишить Брахман энергии, чтобы утвердить тезис о том, что Высшая Истина не имеет энергий. Равана пытался украсть Ситу Деви, вечную Энергию Парабрахмана Шри Рамачандры. За это оскорбление Хануман, великий Бхакта Рамы, нанёс по сердцу Раваны могучий удар оружием Бхакти-сиддханты (Учения Бхакти) и тем самым уничтожил его адвайта-гйану. Когда Равана потерял сознание и рухнул наземь, Шри Рамачандра Своей меткой божественной стрелой Веда-дхвани (“Звука Вед”) отсёк десять голов Раваны, олицетворявших десять принципов нирваны. Таков внутренний смысл убиения демона Раваны Господом Рамачандрой.

7) Адвайта-вада и её видоизменения в Двапара-йугу

Шри Шукадев Госвами

Шри Шукадев Госвами был сыном Шри Кришны-дваипайаны Ведавйасы и Витики Деви, дочери Джавали Риши. Шукадев оставался во чреве матери двенадцать лет (иногда говорится – 16 лет), до тех пор, пока отец не попросил его избавить мать от этого бремени. Выйдя из лона матери, он был уже освобождённой душой. В “Шримад-Бхагаватам” и “Брахма-вайварта-Пуране” подробно рассказывается история о рождении Шри Шукадева Госвами. С самого рождения он был сосредоточен на ниргуна-Брахмане, но по милости Шри Ведавйасы (Шактйавеша-Аватара Вишну) он стал великим Расика- и Бхавука-Бхактой. Шукадев Госвами поведал “Шримад-Бхагаватам” Махарадже Парикшиту, который из-за проклятия должен был умереть через семь дней. Хотя Шукадев Госвами был брахма-гйани, по милости Шрилы Вйасадева он осознал превосходство прекрастных Игр Бхагавана, которого прославляют изысканной поэзией, и стал приверженцем Шуддха-Бхакти. Он передал Учение “Шримад-Бхагаватам” исполненному веры праведному царю Парикшиту, ибо понимал, что высшее Благо для джив заключается в слушании и пересказывании “Шримад-Бхагаватам”  – Писания, повествующего о вечных прекрасных Играх Свайам Бхагавана Шри Кришны. Шукадев Госвами не стал учить Махараджу Парикшита брахма-гйане, поскольку брахма-гйана не может даровать дживе полное Благо. Шри Шукадев Госвами сам говорит об этом в “Шримад-Бхагаватам” (2.1.9):

париништхито ‘пи наиргунйе уттамах-шлока-лилайа /
грихита-чета раджарше акхйанам йад адхитаван //

“О святой царь, хотя я уже всецело пребывал на трансцендентном уровне, меня привлекли повествования об Играх Шри Кришны, воспетого в возвышенных стихах”.

Камса

Камса родился из лона Падмы, жены Махараджа Уграсены, но от семени даитйи (демона) по имени Друмила. Свой демонический нрав Камса унаследовал от царя ракшасов Друмилы, и в нём не было ничего от Махараджа Уграсены, отличавшегося божественностью характера. Камса заточил Махараджа Уграсену в темницу и объявил себя царём. Деваки, двоюродная сестра Камсы, вышла замуж за Васудева, и во время их свадьбы божественный голос с небес изрёк, что восьмой сын Деваки убьёт Камсу. Желая воспрепятствовать предсказанию, безбожный Камса бросился на Деваки и хотел её убить, но ему не удалось это сделать, и тогда, поразмыслив, он решил заточить Деваки и Васудева в темницу. Он думал: “Как только Бхагаван появится здесь в образе сына Деваки, я расправлюсь с Ним”.

Майавади не признают вечный Образ Бхагавана, поскольку считают Брахман (Высший Абсолют) безличным. Их теория заключается в том, что появление тела или формы – это действие майи, и когда дхарма невежества уничтожается, приходит состояние мокши (освобождения). Камса придерживался такого же мнения: “Бхагаван Шри Вишну (Кришначандра) хочет родиться здесь в материальном теле, поэтому я с легкостью убью его”. Камса не понимал, что всё духовное неподвластно влиянию материи, например, материальным  чувствам. Он ничего не смог сделать с Кришной. Наоборот, Бхагаван Шри Кришна убил Камсу и его приспешников – Путану, Агхасуру, Бакасуру, Тринаварту и Праламбасуру* – и тем самым провозгласил исключительность Своего трансцендентного Образа, имеющего особые качества. [*Кришна убил демона Праламбасуру посредством Шри Баладева.]

Шри Бхактивинод Тхакур в четвёртой главе своей книги “Шри Кришна-самхита” называет Камсу и Праламбасуру скрытыми буддистами и майавади. Уничтожив этих демонов, Кришна и Баладев спасли джив от всепожирающей пасти безбожной майавады.

деваким агрихит камса настикйа-бхагиним сатим /
праламбо дживачаурасту шуддхена шаурина хатах /
камсена прерито душтах праччханна бауддхарупадхрик //
(“Шри Кришна-самхита”)

“Васудев женился на сестре Камсы, олицетворявшего собой безбожие. А злонравный Праламбасура был олицетворением майавады, или скрытого буддизма. Шри Баладев убил этого грабителя душ, посланного Камсой”.

В этом стихе слово джива-чаура (джива-чор, грабитель душ) имеет особое значение. Буддисты, как и майавади, тоже считают, что Брахман становится дживой из-за влияния невежества; другими словами, когда Брахман покрывается невежеством, он проявляется как джива. Эта попытка уничтожить форму является самым настоящим грабительством (чора). Демоны по своей природе склонны уничтожать индивидуальность, и тем самым они “обкрадывают” дживу, лишая её самого существования. Вот почему майавади и атеисты называются джива-чорами. Кришна и Баладев восстановили в Двапара-йугу Вайшнава-Дхарму, уничтожив философию адвайтавады.

8) Адвайтавада (майавада) в Кали-йугу

В “Шримад-Бхагаватам”, “Линга-Пуране”, “Бхавишйа-Пуране” и “Вараха-Пуране” Будда описывается как девятый из Десяти Аватар Господа Вишну (Даша-Аватара). В “Шримад-Бхагаватам” (10.40.22) Вишну-Будде приносятся поклоны: намо буддхайа шуддхайа даитйа-данава-мохине (“Я склоняюсь перед Господом Буддой – олицетворением чистого Знания, покрывающим иллюзией разум демонов”). Этот Вишну-Будда родился (явился на Земле) в начале Кали-йуги (то есть около 3500 тысяч лет назад, примерно в 1500 г. до н.э.), в Гайе, став сыном Анджаны, или Аджины. Калау прапте йатха буддхау бхагаван нарайанах прабху: “Когда начинается Кали-йуга, Всевышний Господь, Бхагаван Нарайана, приходит в образе Будды”. Около 500 г. до н.э. родился другой Будда. Это был Шакйа-симха Гаутама Будда, родившийся у Шуддходханы и Майадеви в Капилавасту. Индийские философы считают этого Будду атеистом, поскольку он отверг Веды и Ишвара (Всевышнего Господа) и вместо теизма стал проповедовать философию пустоты (шунйавада). Его учение называется боуддха-вадой, или буддизмом.

Важно понять, что в истории было два Будды. Оба они описываются в известных и авторитетных буддистских книгах, таких, как “Амара-коша”, “Прагйа-парамита-сутра” и “Лалитавистара”, которые подтверждают, что Вишну-Будда и Гаутама Будда, сын Шуддходханы, – не одна и та же личность. Более подробно об этом можно узнать из книги “История майавады”.

Вишну-Будда противостоял джива-химсе – насилию, которое люди совершали, убивая животных под видом Ведических жертвоприношений (таким образом злоупотребляя Ведами ради своих корыстных интересов), – но он ни в коем случае не был атеистом. Гаутама Будда родился через 1000 лет после Вишну-Будды и обрёл просветление в Бодх-Гайе, где когда-то родился Вишну-Будда. Гаутама Будда отрицал как Веды, так и Ишвара (Бога), и потому был абсолютным атеистом. Как мы уже говорили, буддисты утверждают, что этот мир представляет собой пустоту (шунью). Шанкарачарйа очень хитро, с помощью словесных уловок продолжил проповедь учения Гаутамы Будды, назвав его майавадой.

(подробнее на тему о Вишну-Будде см.: http://paramartha.info/gautama-buddha-i-vishnu-buddha)

 

Шанкарачарйа

Духовным учителем Шанкарачарйи был Говиндапад, а  учителем Говиндапада – Гаурапад. Поскольку не найдено ни одной книги, написанной Говиндападом, вполне можно было бы сказать, что учителем Шанкарачарйи был Гаурапад. Гаурапад был знаменитым шунйавади (последователем философии пустоты), и его имя имеет большое значение в истории майавады. Его две книги, “Мандукйа-карика” (к которой Шанкарачарйа написал комментарий) и “Санкхйа-карика”, являются “жизнью и душой” майавады. Таким образом, Шанкарачарйа, по сути, следовал Гаурападу и продолжал проповедовать его идеи, основанные на шунйаваде. На дебатах по священным Писаниям Шанкарачарйа побеждал многих учёных, последователей таких течений, как смарта, шайва, шакта и капалика, и делал их своими учениками. Однако он ни разу не победил ни одного Вайшнава-Ачарью или учёного Вайшнава. Нигде нет упоминаний о том, что какой-либо Вайшнав потерпел поражение в дискуссии с Шанкарачарйей или оставил Вайшнавизм, приняв адвайтаваду.

Книга Шри Шиванатха Широмани “Шабдартха-манджари” проливает свет на биографию Шанкарачарйи. Мы можем прочитать там, что во время дискуссии по священным Писаниям Шанкарачарйа был в конце концов побеждён буддистским ламой из Тибета, который в то время среди буддистов считался “джагад-гуру”. Перед тем, как начать дебаты, они поклялись, что проигравший покончит с собой, погрузившись в котёл с кипящим маслом. В конце дискуссии Шанкарачарйа признал своё поражение и расстался с жизнью, как было условлено. Так Шри Шанкарачарйа, воссияв, как пламя, в этом мире, ушёл из него в 812 году н.э.

После эпохи Шанкарачарйи многие знаменитые ачарйи кеваладвайта-вады (майавады) терпели поражение перед Вайшнава-Ачарйами в дебатах по священным Писаниям. Некоторые из майавади были настолько покорены Учением Вайшнавов, что признавали Господа Вишну Высшей Абсолютной Истиной, соглашались с превосходством Бхакти над гйаной, оставляли кеваладвайта-ваду и принимали посвящение в Бхакти-Дхарму. В этой связи можно привести в пример имена таких необычайно известных бывших майавади, как Йадавапракаш, Шридхар Свами, Шри Билвамангал Тхакур, Тривикрам Ачарйа, Пракашананда Сарасвати, Васудев Сарвабхаума (Сарвабхаума Бхаттачарйа) и Шри Мадхусудан Сарасвати.

9) Ложная концепция освобождения

Таково краткое описание истории майавады и критический анализ основных положений этой философии в свете исторических свидетельств. Можно увидеть, что что философия майавады построена на весьма слабой логике, поэтому с Сатйа-йуги и до нынешнего времени майавади постоянно терпели поражение от своих оппонентов во время дискуссий. Тем не менее, всё равно находятся люди, которые желают следовать пути майавады и достигнуть нирваны, просто потому, что это учение существовало в древние времена. Таким людям необходимо понять, что нирвана-мукти (или сайуджйа-мукти, нирвишеша-мукти) майавады – совершенно ложная концепция. На самом деле джива не может достичь состояния, именуемого нирваной, поскольку оно – лишь плод воображения. Можно привести исторические сведения в доказательство того, что ни один адвайтавади не достиг подобного состояния. В этом не может быть сомнений. Если изучить жизнеописания таких выдающихся майавади, как Гаурапад, Говиндапад, Шанкарачарйа или Мадхава [не путать со Шри Мадхвой, Вайшнава-Ачарйей!], вполне определённо можно увидеть, что никто из них не обрел нирвана-мукти, которое они сами проповедовали. Из биографии Шанкарачарйи известно, что после того как Гаурапад, его парам-гуру, покинул материальное тело, он пришёл однажды к Шанкарачарйе, когда тот был погружён в медитативный транс, и сказал ему: “Шанкар! Я слышал, как твой Гуру, Ачарйа Говиндапад, прославлял тебя. Я слышал также, что ты написал прекрасный комментарий к моей “Мандукйа-карике”. Я хочу посмотреть его”. Шанкарачарйа тотчас показал Гаурападу свой комментарий. Гаурапад, просмотрев его, остался очень доволен и, высказав своё одобрение, ушёл.

Из этой истории видно, что Гаурапад и Говиндапад не достигли освобождения от материальных (тонких) тел и не обрели нирвана-мукти. Прежде всего, если бы Гаурапад и Говиндапад обрели нирвана-мукти (то есть растворились в пустоте, прекратив своё индивидуальное сущестование), то как Гаурапад мог услышать о Шанкарачарйе от Говиндапада? Во-вторых, как Шанкарачарйа мог показать Гаурападу свой комментарий к “Мандукйа-карике”, если тот действительно обрел нирвана-мукти? Если бы они и в самом деле достигли такого состояния, то ни одно из двух описанных событий не могло бы произойти. Приняв эти описания за реальность, мы вынуждены будем признать, что провозглашаемое учением майавады нирвана-мукти, или нирвишеша-мукти, является вымыслом. И наоборот, если мы примем нирвана-мукти, или нирвишеша-мукти, за реальность, то упомянутая история окажется ложью или выдумкой. И даже если мы примем, что эта история истинна лишь отчасти, то всё равно освобождение обоих майавади-ачарьев будет ложным, ибо оно не соответствует описанию признаков нирвана-мукти, которое они сами же дают.

Помимо этого, в биографии Шанкарачарйи говорится, что он перевоплотился (реинкарнировал) в Мадхава Ачарью [не путать со Шри Мадхвой, Вайшнава-Ачарйей!], то есть пришел в образе Видйаранйи. Как же это соответствует учению о нирвана-мукти? Майавади говорят, что после обретения нирвана-мукти джива перестает существовать отдельно от Брахмана, лишённого формы, неизменного, бездеятельного и не имеющего качеств и особенностей. Но во всех этих историях мы видим, что Гаурапад, Говиндапад и Шанкарачарйа, оставив свои тела, продолжали существовать индивидуально. Можно ли после этого согласиться с тем, что они действительно обрели нирвана-мукти? В нирвана-мукти, о котором говорят ачарйи-майавади, нет никакого аспекта или принципа, допускающего возможность взаимного общения в состоянии нирваны или, тем более, возможность реинкарнации. Все это ясно показывает, что нирвана-мукти – не более чем ложная теория, или ловушка для привлечения последователей. Если даже ведущие проповедники нирвана-мукти – те, кого можно считать основателями этого учения – сами не обрели спасение, то как же его обретут другие, следуя этому пути адвайтавады (майавады)?..

___________

перевод yndas

 

Основные аргументы против майавады (адвайта-вады) – см. также здесь:

http://paramartha.info/mayavada-oproverzhenie

 

(с) “Парамартха” 2007-2013, www.paramartha.info

Публикация в иных местах – только с согласия издателя, в неизменённом виде и с интерактивной ссылкой на сайт.