Ненадёжная “Гуру-таттва”

Обсуждать всякие разоблачения – дело не очень интересное и с духовной точки зрения не очень полезное. Однако порой, если все факты достоверны, это даёт повод подумать о действительно важных вещах. В данном случае – о Гуру-Таттве. В январе 2012 года пришло сообщение о том, что в очередной раз в ИСККОН (“Международном обществе сознания Кришны”) пал один из гуру этой организации. Прабхавишну Свами был замечен учениками в Таиланде с некой девушкой в компрометирующих для его высокого духовного статуса обстоятельствах. Вскоре после этого он написал открытое письмо о том, что отказывается от обязанностей саннйаси, гуру и GBC/джи-би-си (статуса духовных лидеров ИСККОН). Он объясняет это тем, что не способен жить согласно высоким духовным стандартам, которых требуют эти духовные посты. Кроме того, он сообщает в письме о том, что на всех уровнях чувствует себя изнурённым, и ему нужно теперь спокойно жить вместе с женой в такой тёплой стране как Таиланд. Оставив в стороне соображения о важности принятых когда-то обетов саннйаси, кто-то вполне может расценить это как “уход ветерана на заслуженный отдых” после долгих лет проповеди в ИСККОН; и кто-то мог бы порадоваться за честный поступок человека, который признался в своих слабостях и неспособности занимать высокое положение Гуру. Однако здесь есть и другие соображения.

Если бы это происходило впервые, то люди сильно удивились бы такой аномалии как “падение гуру” (не шуточное дело всё-таки). Но это происходит в организации ИСККОН, увы, не впервые. Прежде всего именно поэтому нет доверия к организации ИСККОН и её духовным лидерам. Вначале были “урожайные” 80-е, когда, вскоре после ухода из этого мира Шрилы Бхактиведанты Свами (1977), столь многие гуру ИСККОН отклонились от пути Бхакти, впав в разные непотребства. До этого они совершали разные оскорбления Шрилы Шридхарадева Госвами, великого Вайшнава, близкого друга и шикша-гуру Бхактиведанты Свами. Такие оскорбления, скорее всего, и послужили причиной их падения. Падали один за другим, как срезанные колосья (из 11-ти “особо избранных гуру” уже к 1987 году упали более половины – шестеро). Затем было относительное затишье, но потом пришла новая волна – в 1998 году упал Харикеша Свами, это был сильнейший удар по духовной репутации ИСККОН. Тысячи последователей покинули ИСККОН. Незадолго до Харикеши упал Джагадиша Свами, а вскоре после Харикеши неприятности произошли с Сатсварупой махараджем и Вимпрамукхйей свами, а также менее известными лидерами ИСККОН. И теперь в 2012 году – Прабхавишну Свами. Он был одним из первых, кто стал проповедовать от имени организации ИСККОН в России. Один из тех, кто всегда выглядел как приличный и честный гуру ИСККОН. Но выясняется, что не всё было так однозначно в его духовной жизни. То ли его обнаружили в Бангкоке с блудницей, то ли он влюбился в девушку и решил жениться, оставив свои обеты отречения и обязательства перед учениками и своим Гуру. В любом случае – теперь “не гуру”. Что же происходит опять? Вроде ИСККОН оправился от последствий событий 1998 года, стал подниматься, крепнуть… И вот опять удар. Почему такое происходит в ИСККОН? Зачем всё это шоу? Нет к вам доверия, проповедники ИСККОН, так активно проповедующие своих гуру… Вы устраиваете это шоу “великих гуру ИСККОН”, привлекаете людей, внушаете им, что ваши гуру святые, организовываете пышные церемонии поклонения этим гуру, а потом эти “гуру” куда-то исчезают, люди их вскоре забывают, переключившись на поклонение оставшимся или новым гуру.

Как и многие другие, очередной гуру ИСККОН признаётся, что он “физически и умственно истощён”. Физически – это возможно и вполне понятно. Но умственно и духовно? А как же быть с духовной силой, которой обладает Гуру? И если бывший свами говорит, что сам не принимал на себя положение гуру, то почему всё же принял и так долго оставался в этом положении? Почему столько лет не видел, что не имеет достаточной силы занимать этот высочайший пост Ачарйи? Заставляли принять, что ли? Так это делается в ИСККОН? А принуждение это нормально? И кто в ИСККОН оценивает адхикар для принятия саннйасы, для принятия положения ачарйи? Те, кто его сами не имеют? Ведь это же Руководящий совет (Джи-Би-Си) ИСККОН выбирает, голосует и продвигает кандидатов. Вначале вам говорят, что этот гуру очень хороший, настоящий. А через несколько лет те же люди вам говорят, что “он теперь не гуру”.

Настоящий Гуру не выбирается голосованием или комитетами, так всегда говорили наши Ачарйи прошлого. Он самосветящийся, и это подтверждают святые Вайшнавы, а не религиозные администраторы. Сколько еще последователей ИСККОН ждёт таких сюрпризов, когда им в какой-то момент объявляется, что их гуру, оказывается, – не совсем гуру или вообще не гуру? Может ли такое быть, что Вайшнав-Садху, святой Гуру, вдруг объявит, что он за годы своей духовной жизни и проповеди стал “истощён”, что теперь он слагает с себя все духовные обязанности перед учениками и последователями, и ему теперь нужно отдохнуть с женщинами, расслабиться? Можно ли себе представить себе в таком состоянии кого-либо из предыдущих святых Гоудия-Вайшнава-сампрадайи?!

Старшие ученики бывшего Прабхавишну Свами предлагают теперь смотреть на своего гуру просто “как на человека” и “понять его по-человечески”. Например, они так и пишут: “Если посмотреть на него не как на гуру, саннйаси и GBC, а просто как на человека, то все выглядит немного иначе. К сожалению, в организации мы не всегда учитываем этот личностный фактор. В организации мы оцениваем человека как некоего функционера, как ценного кадра. И потеря ценного кадра всегда печальна. А у него могут быть вполне нормальные человеческие желания жить в спокойной атмосфере. 41 год непрерывных путешествий не каждый выдержит. Думаю, что он заслужил себе спокойную старость и возможность позаботиться о своем здоровье. Если ему как человеку сейчас станет легче, то это совсем не печальная ситуация. У каждого человека есть свой запас прочности. Не все могут жить в режиме вечной перегрузки. Честно говоря, после его письма мне сильно полегчало и я перестал воспринимать это как трагедию.” (Из письма одного из старших учеников Прабхавишну свами)

Да, по-человечески всё это понятно, но только зачем было несколько десятков лет лет занимать пост Гуру? Это же не шутки, а самая большая во вселенной ответственность. Гуру – это не обычный человек. Он должен быть наделён особыми полномочиями Господа, чтобы спасать других. Он не может быть не спасённым сам, начнём с этого. Спаситель и спасаемые – это совершеное разное!!! А лидеры ИСККОН предлагают теперь своей наивной пастве смотреть на Гуру как на обычного человека, которые могут “уставать от духовной жизни”… Бред.

В любом случае – конечно, надо желать и последователям ИСККОН, и их павшим “гуру” обрести духовную благодать. Так советует делать Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж и другие Вайшнавы (не обижать их, если возникают ошибки, а помогать и поправлять, когда необходимо – ведь они имеют связь со Шрилой Бхактиведантой Свами). Он говорит: “…мы обязаны с чувством любви и заботы стараться помочь им понять какие-то важные вещи, а не обвинять их в чём-то, оскорблять или удручать их”. Как и всем другим людям нужно желать духовного Блага – всем, кто хочет предаться Богу, в ИСККОН или вне его.

Жаль только, что руководство ИСККОН после очередного такого падения одного из своих лидеров может лишь делать отговорки, пытаясь удерживать последователей в организации, а для их души ничего не делая, не давая ясных ответов, оставляя в одиноком отчаянии. Одни души после таких очередных кризисов уходят из организации ИСККОН, а другие принимают “инициацию” заново у “оставшихся” гуру, среди которых кто-то только и ждёт этого. (Вспомним, что происходило в конце 90-х после ухода Харикеши.) Всё это проходит под заверения о том, что “другие-то хорошие, другие-то не упадут; произошла неприятность только с одним, но это ничего, это досадная случайность”. Принцип святого Гуру и учеников, всегда и исключительно провозглашаемый Шастрой, подменяется принципом поклонения религиозной структуре, где живые истинные (неподверженные падению) Гуру вообщем-то неважны. (См. главу “Сознание Бога или сознание организации?” в книге “Шри Гуру и Его Милость” – настольной книге Гоудия-Вайшнавов по Гуру-Таттве, составленной Шрилой Бхакти Ракшак Шридхарадевом Госвами.)

Для примера того, как страдают ученики ложных гуру, когда их падение становится явным, вот открытое письмо на английском языке из Австралии от одной бывшей ученицы бывшего Прабхавишну Свами, которая верила в него как в своего гуру много лет и служила ему всей верой и правдой. И сколько таких людей сейчас, его последователей, которые могли бы написать подобные письма? Учеников у каждого гуру ИСККОН немало. У Прабхавишну свами было не меньше тысячи по всему миру, у Харикеши свами было ещё больше. И что чувствовали все эти люди после такого обмана? Пусть агония этого письма отрезвит наивных и придаст решимости разобраться в Гуру-таттве: кто же истинный святой Гуру? Что же такое Гуру-Таттва?

Письмо от бывшей ученицы бывшего гуру ИСККОН

(простите, нет времени перевести это, и если не знаете английский, можно воспользоваться гугл-переводчиком, чтобы получить хоть какое-то представление об этом тексте)

Angry mother from Australia: “Well, sure my heart goes out to all those godbrothers and sisters of mine who still hold a candle for Prabhavishnu, but I will not think good of him ever again. For years I battled on washing dishes, cleaning nappies and cooking for my husband as he worked his butt off and gave so much of it to Prabhavishnu. How much did we do for him over the years I cannot imagine! How much we went without because guru maharaja needed money for his service in Katmandu or to build his house in Vrindavan or his preaching in Russia when we needed money for our family! How many times did I buy secondhand stuff for us all because our “gurudev” needed more money?

We heard that he is in Thailand somewhere with his girlfriend – what is that all about? His girlfriend who he has yet to drop the big question? Who is this woman and how did they meet? How did a sannyasi guru meet a woman, a shop keeper? Did he meet her at a pub or in her shop? Why does it matter? Well it matters to us because he was our guru, a “pure devotee” who Krishna had sent to us to take us back home to Godhead. Now he is pillow talking with some woman who we don’t know whether she is a devotee or not? It matters because I know some of my godsisters who refuse to accept that he is less than a pure devotee and they still do puja to him and offer bhog to him, of course it matters! I am sure she is not a devotee, so how is this possible I want to understand. Please tell me my dear god sisters how can you still think he is a pure devotee?

When we got married [in ISKCON] we had to ‘associate’ for six months under the hawk eyes of the Temple President along with the rest of the Temple! But our “guru” can sneak around and have a girlfriend who has no idea he wants to marry her? How is it he can do as he pleases and we couldn’t???? Why is he allowed to do what he wants without the constraints of the regulative principle of illicit sex? Who are his authorities now? How different is he now to us? We are both initiated devotees of ISKCON and he a guru and sannyasi was with a karmi [mundane] woman? To think we have been teaching our children to worship him for all these years and for him to be their guru?!? What do you have to say for this now my god sisters and brothers? Ramai Swami! Devamrita Swami! [Other spiritual leaders in that region.] What do you say to my children? Well, I will never let you near my children!!!

Oh please give us a break, will you? if you think that he is as pure as the driven snow! We heard about his visiting prostitutes way back and we refused to believe it then, but we now know we were the ones who were ripped off by him and the GBCs [leaders of ISKCON]! So please spare me the agony of listening to you bleat on about how he is still a pure devotee who is enjoying some [...?] with his Thai “gopi girlfriend”.

You may say “okay mataji, calm down, don’t be offensive”! But will you give me back all those years and all that we sacrificed for him? Okay, I am angry and will deal with it, I have to for my kids and my husband’s sake, but I am angry and you have no right to say to me to calm down. I will calm down, but in my time and my way.

I want to say to all the bhaktas and bhaktins out there to stop listening to any of the disciples of these gurus [of ISKCON], like my husband and I were they are all in some stupid illusion that a mundane guru is a pure devotee. Nothing they say is true, and they are all full of it. I know I am not committing an offence because our “guru” is a pervert, and they all said he was a freaking pure devotee! We said he was a pure devotee! How can you believe the disciples?

To tell you the truth, why should you listen at all to any GBC or Temple authority? They all knew about Prabhavishnu and covered it up for years! They are as bad as he is. I can tell you, don’t on any terms support the GBC or Temple President, until they get honest with us and stop lying all the time. Do not give any money to any of those guru under any circumstances. Take shelter of Prabhupаda [Bhaktivedanta Swami] and no one else as these people will rip you off like Paul Barrow [ex Prabhavishnu swami] did us.

You know Prabhavishnu was our savior after our whole yatra [before him in 1980-s] was destroyed by the poofter Bhavananda who was exposed, and now look what happened – both “the bona fide spiritual masters” that ISKCON offered us are now exposed as being sexually deviant. What do we expect to follow as the GBC and gurus make plans for our spiritual future? To hell with them!”
(January 2012)

И таких отзывов наверняка сейчас много, по горячим следам этих событий. Лидеры ИСККОН сильно краснеют от этого? Ничуть нет, и лишь некоторые чувствуют смущение. Та же игра будет продолжаться и дальше. Сама система “гуру-ученик” в нынешнем ИСККОН ложна. Понимание в ИСККОН самого принципа Гуру-Таттвы ложно. Иначе не происходило бы того, что регулярно происходит – падения гуру ИСККОН одного за другим.

В ИСККОН, особенно после очередного падения кого-то из гуру, явно выдвигается философия “ритвиков” – “наши гуру это не совсем гуру, они могут быть не очень продвинуты, всех вас спасает Бхактиведанта Свами Прабхупада, поэтому даже если кто-то из наших нынешних гуру падает, не стоит волноваться”. В чём разница с “ритвиками”? Разницы мало. А где такая идея “ритвикизма” подтверждается в Шастрах? Нигде. Везде в Шастрах говорится о святых Гуру, которые шротрийам и брахма-ништхам. Ничто не может поколебать истинного Садху, познавшего Божественную Реальность, который поэтому и является истинным Гуру.

К сожалению, чаще всего в религиозных организациях устремлёность к таким Гуру не приветствуется. ИСККОН – не исключение. Религиозным структурам нужны малодумающие бараны (простите – овцы), нужна паства, послушная “добрым пастырям”. Нужны малодумающие и малоизучающие Писания. Для сравнения, например, известные пиар-болтуны от ОБРК (Очень Большой Религиозной Корпорации) предупреждают, почти как миндзрав: “У нашей паствы не должно возникать “неофитской старцемании”. Человек должен понимать, что чудо есть чудо, и чудо – редкость. И поэтому поиск старца-чудотворца – не есть норма церковной жизни. …Уметь надо жить в обычной церковной жизни, в её рутине”. Это значит – и не ищите, и не надейтесь найти святых наставников. Довольствуйтесь тем, что есть, живите в рутине. ИСККОН действует по тому же принципу – “верьте в наших священников и в нашу иерархическую систему, а святых у нас нет, уж извините”.

А искать и общаться со святыми за пределами организации они не разрешают или, по крайней мере, не одобряют. Конечно, ведь однажды встретив истинного святого, человек не захочет слишко много общаться с религиозными администраторами в титулованном облачении. Будет с чем сравнивать.

Жаль, что начинание Шрилы Бхактиведанты Свами так ужасно исказилось за эти годы, с тех пор как он ушёл из этого мира, оставив своё детище с лучшими надеждами на то, что всё будет благополучно. Но во многом его надежды не оправдались. После падения очередного гуру ИСККОН в этом году на ТВ-канале “News 9″ в Индии вышла передача “Разоблачение ИСККОНа” (“ISKCON Exposed”). Можно найти этот ролик на Youtube: http://www.youtube.com/watch?v=2tu8oTSe8Eo

Конечно, сделан этот материал с подачи бангалорских “ритвиков”, старых противников руководства ИСККОН. Сами “ритвики” – тоже отклонение от идеалов Шуддха-Бхакти. “Ритвики” не признают никаких других Вайшнава-Ачарйев (Гуру) кроме Бхактиведанты Свами, то есть Вайшнавов в те времена, когда он был здесь, и после него. Тем самым “ритвики” совершают серьёзные Вайшнава-апарадхи. Однако в этом телевизионном материале, показанном в Индии недавно, есть много исторической правды о лидерах ИСККОН, потому что именно так и было – с конца 1970-х годов около 40 гуру ИСККОН духовно пали. (И в ИСККОН об этом не любят говорить.) Проблема же с “ритвиками” в том, что они не знают и не хотят знать никого из Вайшнавов за пределами общества ИСККОН, они верят только в Бхактиведанту Свами и больше никого не признают.

В отсутствие Гуру-Таттвы (истинного Знания о Шри Гуру), Бхакти-Таттвы (Знания о Бхакти), Бхагават-Таттвы (Знания о Боге) от больного тела современного ИСККОН и произрастали такие патогенные грибы как “ритвикизм” – тот же ИСККОНический кришнаизм, только отрицающий принцип непосредственно присутствующего истинного Гуру и вечных отношений с ним ученика; оттуда же появлялись и такие грибы как “нараянамахараджество” – тот же современный ИСККОНовский кришнаизм, только с сахаджийским уклоном (большее число их последователей – бывшие искконовцы, неуклонно сохранившие свои основные апасиддханты, но просто добавившие к ним другие, “расичные” апасиддханты, наряду с чувством соперничества ИСККОНу, которое внушало выпрыгнувшим откуда ни возьмись “расикам” некую особую гордость); появлялись из больного тела ИСККОН и всевозможные самодельные гуру, вышедшие из этой организации, которые так гордятся своими проповедническими достижениями и своим “стажем”, зазывают людей к себе на “инициации” и раздуваются от чувства собственного величия. И сколько ещё таких грибов произрастёт?..

Суть проста – если не имеешь адхикара (необходимой духовной квалификации), не влезай на святую асану Гуру, не считай себя Вайшнавом-Садху. (Истинные Вайшнавы-Садху как раз и не считают себя таковыми, не стремятся “в ачарйи”, и слава Господу, что в Индии, в Гоудия Матхе тех времён, мне была удача хоть иногда видеть эти чистые души – некоторые из таких редчайших Вайшнавов по своей милости позволяют хоть немного увидеть их святую жизнь. Их смирение и дивные святые качpества действительно вызывают преклонение.)

Любой здравомыслящий поймёт: если человек не является гроссмейстером, то зачем ему называться “гроссмейстером” (или позволять называть себя) и рваться на международные турниры? Ведь по сравнению с настоящими мастерами он не будет выглядеть достойно и в результате непременно опозорится. Нужно играть в той категории, которой ты реально, а не воображаемо, соответствуешь. Зачем лезть в саннйаси и тем более претендовать на положение Ачарйи (Гуру), если непригоден для этого?

Столь многие ученики истинного Гуру, видя как новый “преемник-ачарйа” живёт и действует не по духовным законам, как он нечестен и духовно дисфункционален, как слава, престиж и богатства для него важнее чем Шуддха-Бхакти, предпочитали уходить из организации или матха, когда-то основанных истинным Ачарйей, их Гуру, чтобы только не оставаться под руководством капризного и вздорного “царька”, мнящего себя “великим слугой” Гуру, которому “всё позволено”. Предпочитали уходить, чтобы сохранить то, что получили от святого Гурудева, и не видеть духовные преступления, совершаемые “царьками” с использованием имени Гурудева.

Толоконные лбы, бьющие поклоны любым лидерам “наверху”, независимо от того, что эти лидеры делают и как они живут, любят каким угодно образом поддерживать свою слепую религио зность, свою сентиментальность, называя это “верой” и “боязнью совершить оскорбление кого-либо”. Однако искатели духовной Истины не терпят никаких предрассудков и затуманивания предмета. Если уж говорить о научном духовном познании (Атма-Гйане), то для искателя не должно быть никаких препятствий из мира условностей. Если же они возникают, то преодолеваются искренним стремлением познать Истину, изучением непогрешимых источников (Шастры) и примером святых Ачарйев прошлого. Нужно знать, что такое апарадха и по отношению к кому её действительно можно совершить, а не прятаться от Истины за своими сентиментами. Наши предыдущие Ачарйи говорили, что считать не-садху за святых это всё равно, что считать святых за не-садху, такая же апарадха. Поэтому разговоры о “боязни апарадхи” перед лицом фактов сентиментальны и не имеют оснований в Шастре. Такое сентиментальное сознание как раз приводит к тому, что человек – вроде бы и не желая того – начинает больше поклоняться не-садху, оставляя без внимания слова Садху, даже если слышал что-то о настоящих Вайшнавах. В результате такой подмены он теряет возможность подлинной Садху-санги, внутренне теряет саму возможность её поиска. Ведь с кем общаешься, в кого веришь, такие качества и приобретаешь.

Что же касается конкретно гуру ИСККОН, посмотрим на ситуацию с точки зрения “обычного человека”, то есть толком не знакомого ещё с учением Бхакти. Предположим, вы узнали о Вайшнавизме не из других возможных источников, а через книги ИСККОН или последователей ИСККОН. Вы приходите в эту религиозную организацию, вам говорят: “У нас такие продвинутые гуру, их у нас так много! Наша духовная жизнь защищена. Приходите на их лекции, когда они приезжают к нам в город, кланяйтесь им, почитайте их, жертвуйте им деньги, и вы обязательно получите милость Кришны!” И не вздумайте хоть в чём-то сомневаться в отношении наших святых лидеров или задавать какие-то лишние вопросы. Вы впадёте в немилость “местных авторитетов” (наместников гуру ИСККОН) и тем самым неумолимо сократите свои шансы на получение духовных благ. ))) И вот вы ходите годами, слушаете гуру ИСККОН и “местных авторитетов”, и вроде всё хорошо, и вроде даже какую-то “милость Кришны” ощущаете, но вот наступает момент, когда в очередной раз (о чем вы пока не знали, что это случается не первый раз, потому что эта тема в ИСККОН табуирована) — в очередной раз падает кто-то из этих замечательных продвинутых и “раскрученных” гуру ИСККОН. Что значит падение? Человек, принявший обет саннйаси, то есть полного монашества, и принявший всяческие обязательства перед своим Гуру и своими учениками, нарушает обеты саннйаси, недозволенно общаясь с женщинами или с кем-то ещё, и потом признаётся в своем духовном банкротстве. (Или же – как вариант – не признаётся, а руководство ИСККОН его покрывает, чтобы паства ничего не знала; однако это не делает никакой разницы в отношении самого факта падения.) После этого лидеры ИСККОН пытаются всеми силами судорожно удержать волнующуюся паству в рамках своей организации и для этого используют любые аргументы. Основной из них — “гуру вообще-то не так важен, главное оставаться в организации, “на нашем корабле” Прабхупады” (они называют это “связью с парампарой, духовной преемственностью”). Звучит и такой оправдательный аргумент, что дескать “наша организация вообще-то новая, и вначале всегда трудно, вначале всё строится на трудностях и жертвах”. Хорошо, но о какой тогда парампаре идёт речь? Ведь парампаре Гоудия-Вайшнавов уже пятьсот лет, опыт достаточно большой. А у Вайшнавов более древних сампрадай опыт и того больше. Почему тогда ИСККОН говорит, что они “новые”, если в то же время причисляют себя к традиции, связывая себя с парампарой через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, Шрилу Бхактивинода Тхакура и Шрилу Гоуракишора Даса Госвами? Получается неувязка, подтверждаемая и фактом самоотделённости ИСККОН от других Вайшнавов. И если они говорят, что “новые”, то сами признают, что не относятся к традиционным Вайшнавам и создали что-то своё. Значит, у них нет парампары? Она, что, начинается у них только от Бхактиведанты Свами? А до него ничего для них как бы и нет, если ведутся такие разговоры? На деле получается, что так. Иначе не возникали бы у разочарованных ИСККОНом людей такие дикие фантазии как ритвикизм в том или ином виде и ему подобные (эта странная теория о том, что “Бхактиведанта Свами – последний и единственный чистый святой Гуру, а после него уже никого нет и не будет”). Лидеры ИСККОН, конечно, скажут про свою особеную парампару: “Мы западные вайшнавы, тем мы и особенны”. Ладно, но тогда тем более — нужно учиться у традиционных Вайшнавов, имеющих огромный опыт. Где на Западе была чистая традиция Вайшнавов? Ее никогда не было в западном мире до начала 20 века, когда туда поехали ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура от Гоудия Матха (в 1930-е годы, за 30 лет до Бхактиведанты Свами).

Да, ИСККОН зачастую признаётся как новое, но легитимное западное течение Вайшнавизма. Развивающееся духовное течение, и это замечательно. Да, были очень серьёзные ошибки у прошлых лидеров ИСККОН, и вроде они признаются и исправляются. Но провал в Гуру-Таттве так и остаётся! А вопрос лишь в том, что каждый должен знать свой адхикар, на что он способен. Если же люди в ИСККОН с радостью занимают положение гуру, не имея на то адхикара, и при этом не разрешают своим последователям общаться с истинными Садху-Вайшнавами (что всегда внушалось в ИСККОН), то и результат получается такой плачевный. Если ИСККОН не может предоставить людям истинных Садху, то зачем разыгрывать такие спектакли с переодеванием кого-либо в “гуру”? Если кто-то на самом деле не Гуру, а только “играет роль Гуру”, занимая это положение, то кому это вообще нужно? Шастра ведь говорит о принятии прибежища у истинного Гуру (Сат-Гуру падашрой). Зачем же обманывать людей, да еще в массовом порядке? Если разобраться подробнее, то кто-то из истинных Вайшнавов может это одобрить?

Суть того, что происходит в организации ИСККОН, замечательно выразил один из его наиболее серьёзных ныне действующих лидеров и гуру, Бхакти Викаш Свами: “ИСККОН, который должен был освободить мир от ложных религий, САМ ДЕГРАДИРОВАЛ В ДЕШЁВЫЙ КУЛЬТ, АПАСАМПРАДАЮ И НАСТОЯЩЕЕ ПОСМЕШИЩЕ, ДИСКРЕДИТИРОВАВ ШРИЛУ ПРАБХУПАДУ И ВСЮ ПАРАМПАРУ». (Бхакти Викаш Свами о поддержке “теорий инопланетного происхождения” со стороны Бхактитиртхи Свами, РАМНО текст 7160564, 23 августа 2003 года).

Один из первых 11-ти гуру ИСККОН, Хамсадута Свами, в своём открытом письме извинения признаётся в том, как он долго обманывал себя и других, выступая в качестве “гуру”:

Hansadutta das
Public Apology Letter to the Devotees worldwide

20 September 1993

The following letter written to a friend most correctly expresses my sincere, heartfelt regrets. I publish it herewith as a humble attempt to address and offer my sincere and humble apology to all the devotees worldwide. – Hansadutta dasa

Dear Urdhvaga Prabhu: Please accept my most humble obeisances. I received your letter dated 22 March 1993. I did not write, because before doing so, I wanted to fathom the actual depth and cause of my complete degradation and disgraceful behaviour after the disappearance of Srila Prabhupada, especially in connection with illegal assumption of the initiating zonal Guru Acharya activities in which I played such a destructive role.

Although I see everything in a sane, sober and proper perspective now, it has taken me more than 10 years of painful, anguished and repentant soul searching to understand my problem-a problem which to you and many sincere disciples of Prabhupada was obvious from the moment (and even before that) Prabhupada left this mortal world in 1977. Being completely overwhelmed with the fever of pratistha (desire for name and fame), obsessed with the ambition to be a guru, in short to be the lord and master of the devotees, I consequently became completely blind to the order of Srila Prabhupada, which he clearly expressed in his letter to the GBC and Temple Presidents, dated July 9,1977. In that letter he named 11 devotees and made it clear that they are to act as his rittvik representatives (deputies) for initiating new disciples on behalf of the Founder Acharya A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada. Srila Prabhupada never sent any other directive, newsletter or written document thereafter indicating that any one of his disciples should be an acharya or guru in any way. His letter of July 9, 1977, naming 11 senior disciples or rittvik representatives stands alone as the only order Prabhupada ever issued before his disappearance (four months later) in November of that year, 1977.

For years since, falling down from the standard of devotional service, I have suffered grievously, knowing I caused the spiritual ruin of hundreds and thousands of sincere, aspiring devotees, whom I stole away (kidnapped) from Srila Prabhupada (the Founder Acharya) by presenting myself as a bona fide acharya, spiritual master, when in fact I was not even able to control my senses any more than an ordinary karmi.

Why has it taken me so long to write this frank and honest letter? Because the hankering and ravenous hunger for honour and prestige as a guru, acharya and holy man is so strong in my heart it is only in the last year that by the grace of Prabhupada and the attentive chanting of the Holy Name that the fever of pratistha has subsided to the point where I can clearly see and express myself in this regard honestly.

I am humbly prostrating myself before you, Urdhvaga, and all the devotees everywhere, especially those who were subjected to the unhappy relationship of accepting me as their Guru and thereby being completely broken in their faith and enthusiasm to perform devotional service.

I know that simply writing a letter of apology is not enough. I shall spend the rest of my life doing everything I can to re-establish Srila Prabhupada as the Founder Acharya and modern-day Vyasadeva of the Brahma Gauidya Vaishnava Sampradaya, as expressed in the enclosed paper, “Prabhupada, His Movement and You.”

I suggest that those new devotees who have been erroneously initiated by ISKCON Gurus who like myself have fallen down or who present themselves as anything more than rittvik representatives of the Founder Acharya Srila Prabhupada, can be properly initiated once and for all simply by accepting Srila Prabhupada as their guru and sampradaya acharya by sitting in on a rittvik initiation performed by a devotee who is properly situated in the order of Srila Prabhupada, as per his July 9, 1977 letter authorising rittvik representatives to initiate on his behalf.

The bottom line is simply this: The senior disciples should have continued to do after the disappearance of Srila Prabhupada what they were already doing for years while Prabhupada was present-act as Srila Prabhupada’s menial servants in the matter of initiations. They were rittviks while he was present, and they should have continued to be rittviks in his absence. Anything more than this is nothing more than the ambition to be guru, which is one of the two last traps of maya-the other being the desire to be Krishna.

That you have written me such a heartfelt, sincere and honest letter has helped me so much. Meanwhile, I have made connection with Yashodanandan, along with a number of other devotees who have helped me very much in my fallen condition. Their association gives me hope and strength that I may be able to do some service in the future to help rectify the deteriorated condition of Prabhupada’s movement.

I know you are always my true friend, and I am very sorry that I hurt you so much over so many years. Please forgive me. I hope we will meet again soon and begin a new chapter of our friendship in the service of Prabhupada. Please forgive me. It has taken so long for me to come back down to earth.

Your humble servant and friend,
Hansadutta dasa

Похоже, что действительно Шрила Бхактиведанта Свами не хотел, чтобы кто-то из его учеников занимал высокий и ответственный пост ачарйи – он видел, на что они способны или неспособны его западные ученики. И последующие времена тоже многое показали. Однако и “ритвикизм” (который поддерживает, например, Хамсадута) Шрила Бхактиведанта Свами вряд ли одобрил бы. Ритвик (священнослужитель, действующий от лица Ачарйи) выполняет свои функции только при Ачарйе, который непосредственно присутствует в этом мире. От лица Ачарйи он даёт посвящения – в случае если Ачарйа находится в состоянии незадолго до своего ухода из этого мира или кандидат на посвящение у Ачарйи не может приехать к нему, и тогда ритвик приезжает к кандидату и проводит от лица Ачарйи обряд посвящения. Вряд ли Бхактиведанта Свами поддержал бы теорию “ритвикизма”, при которой он сам становится инициирующим Гуру на тысячелетия вперёд и никто другой кроме него быть Гуру не может. (Именно такова теория “ритвиков”.) Шастра нигде такого не подтверждает. Скорее, Бхактиведанта Свами хотел, чтобы его последователи следующих поколений принимали посвящения у достойных Гуру-Вайшнавов. И не столь важно, в ИСККОН или нет, ведь про организации в Шастре тоже ничего не говорится, но повсюду говорится о Садху-Вайшнавах. Как следует из признания Хамсадуты, бывшего гуру ИСККОН, в основном гуру ИСККОН лишь притворяются гуру, не являясь ими по факту.

Из-за действий многих лидеров ИСККОН даже в таких европейских “толерантных” странах как Венгрия, где ИСККОН получил статус одной из признанных религий страны, в 2011 году в правительстве обсуждались предложения лишить их этого статуса. Даже несмотря на то, что ИСККОН поддерживает такие хорошие начинания как экологическое сельское хозяйство и гуманные фермы для коров, пропагандирует вегетарианство, раздаёт пищу бедным, участвует в каких-то социальных программах, в том числе и в Венгрии. Но хорошие начинания могут быть погублены именно этим – наличием ложных гуру и недобросовестных лидеров. Каждый раз после таких кризисов ИСККОН собирает подписи, находит своих сторонников, вообщем начинает акции в свою защиту – даже плясать и петь перед парламентом. И для обывателя действительно – что тут такого? Зачем препятствовать этим добрым лысым людям, которые в оранжевых балахонах пляшут и поют, любят коров и вообще животных, и вреда никому не приносят?.. Но если изучить историю лидеров ИСККОН, то многое становится справедливым.

Решение для ИСККОН было бы простое – людям недостойным положения Гуру не следует занимать его. Религиозно-благотворительная организация ИСККОН может прекрасно существовать и без ложных гуру. Люди сами определятся по своей вере, и это не помешает им участвовать в полезных проектах ИСККОН. Конечно, если лидеры ИСККОН не будут продолжать запугивать людей своим страшным “ИСККОНовским забором”, за который никто никуда не может идти за духовным общением, в частности за посвящением у истинного Гуру-Вайшнава. Конечно же, у людей в ИСККОН прежде должно быть понимание, кто же такие Садху-Вайшнавы, и никто не должен узурпировать это понятие, подминая всё под себя, а потом своим падением принося громадный духовный вред другим и прежде всего себе. (Подробнее об ИСККОН см. страницу “Бхактиведанта Свами”.)

В Гуру-Таттве у последователей и даже лидеров ИСККОН, похоже, полный провал. После очередного громкого падения одного из гуру ИСККОН все проповедники печально охают и ахают, словно по смерти любимого дедушки, стараются всячески сгладить это событие, отвлечь внимание паствы и вообще побыстрее забыть. Это мы видели не раз. Но если в традиции Вайшнавизма кто-либо утверждает, что вопрос о Гуру не так важен, то ЧТО тогда важно? Кто несёт духовный свет Знания ученику?! Зачем говорится агйана-тимирандхасйа? Зачем тад-виддхи-пранипатена? Зачем сакшад-дхаритвена, никунджа-йуно-рати-кели-сиддхйай и т.д.? Где такое было в истории Вайшнавов, чтобы вопрос о Гуру был неважен? Друзья, не позволяйте себя дурачить. Смотрите внимательно, у кого и где вы принимаете посвящение и духовное прибежище, чтобы потом не разочаровываться.

Ситуация с ачарйами в современных Гоудия Матхах не намного лучше, чем в ИСККОН. Истинных Ачарйев сейчас очень мало. Ведь преемниками настоящих святых Гуру сейчас являются те, кто зачастую не имеет адхикара на это, несмотря на внешние формальные полномочия управлять своим матхом и новыми последователями матха. Если сравнивать адхикар нынешних ачарйев с качествами предыдущих Ачарйев, действительно святых, то разница огромна. Нынешние ачарйи могут мало что из себя представлять в духовном отношении, несмотря на титулованность и свой раздутый последователями имидж. Если встречаются иные случаи, то это нынче, скорее, исключения. Об истинных ачарйах среди сахаджия-бабаджи и кастовых гуру (кастовых госвами) говорить позитивно тоже не представляется возможным, поскольку в их трактовке учения Гоудия-Вайшнавизма было и остаётся много ущербного. Ситуация на внешнем плане в Гоудия-Вайшнавизме не такая радостная, как хотелось бы. После ухода из этого мира последних учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура снова наступила тёмная полоса в истории Гоудия-Вайшнавизма. Все признаки говорят именно об этом.

Кто сейчас делает нечто выдающееся в Гоудия-Сампрадайе, как делали наши предыдущие Ачарйи? Почти нет уже таких ярких личностей, какие были раньше. Появляются ли в наши дни серьёзные труды, основанные на Шастра-сиддханте? Едва ли. В основном, то, что видим вокруг под видом проповеди Бхакти, это лишь использование наследия Вайшнава-дхармы для собственного обогащения или получения славы.

Времена трудные. Но всё это не должно останавливать поиск искренних искателей Шри Кришны, Прекрасной Реальности, и чистой Любви к Нему. Бхакти никто никогда не отменяет, это вечный процесс, как вечна Шастра и вечен Господь Бог. Вывод из всего вышесказанного являют слова Самого Господа, сказанные в “Гите”: мануШАйаНАм сахасреШу кашчит йатати сиддхайе (7.3) – “Среди тысяч лишь один стремится к совершенству, а среди тех, кто достиг совершенства, редко кто познал Меня (Всевышнего) воистину”. Из этих слов нетрудно понять, что крайне редки и настоящие святые Ачарйи, и настоящие искатели Истины (в противоположность религиозным слепым поклонникам непонятно чего). Шри Чайтанйа Махапрабху нигде не говорил, что редчайшее духовное Сокровище, которое Он принёс, можно с лёгкостью и недорого купить в красивой упаковочке в какой-либо религиозной вайшнавской организации, лишь присоединившись к ней и став послушной овцой её религиозных лидеров. Ни Сокровище Гоудий, ни обретение прибежища в истинном Ачарйе – это далеко не дешёвка. Процесс этот может занять много жизней. И настоящий Гуру – тот, кто познал Шри Кришну воистину, а это значит, что для него падение невозможно никогда. Кто хочет заменить для себя поиск Шри Гуру и Шуддха-Бхакти битьём лба перед фальшивыми гуру – флаг в руки, и никто их не остановит в этих героических усилиях. И да поможет им в этом иллюзорная энергия Бога. А искренним душам да поможет Сварупа-Шакти начать поиск настоящих Вайшнавов.

Кто в курсе, те понимают, что реальная картина вырисовывается довольно печальная. Но неужели все нынешние ачарйи в Гоудия-сампрадайе именно такие? Нет, не все. Кто есть кто – решать каждому. Человек наделён разумом, у человека есть доступ к Писаниям, где говорится об истинных Садху-Вайшнавах, есть и примеры святых Ачарйев прошлого, с которыми можно и нужно сравнивать.

Вечная истина в том, что встреча с настоящим Садху-Вайшнавом (Гуру), способным наделить Сокровищем Шуддха-Бхакти, зависит от сукрити – духовного запаса дживы (души) из прошлого и нынешнего времени. Как и чем жил в прошлом, как и чем живёшь сейчас – всё это становится залогом встречи с настоящими Вайшнавами или же, наоборот, поддельными. Да будет искателю удача.

Avaloka

март 2012

__________________________

Публикация в иных местах – только с согласия издателей, в неизменённом виде и с интерактивной ссылкой на сайт.
(с) “Парамартха” 2012, www.paramartha.info