Из древней и средневековой классической индийской поэзии

Тому, кто от времени, от пространства,

От всей Вселенной неотделим,

Тому, Кто в Себе одном воплотил

Всю полноту всецелого Знанья,

Тому, Кто с начала и до конца

Постиг Свою Суть и Свою Природу,

Ему, Блистательному, Всеблагому,

Исполненному покоя, – слава!

* * *

Хотел бы умереть я у порога

Того, Кому весь мир принадлежит.

Пусть спросит Он, Благословенный Хари:

«Кто это здесь у Врат Моих лежит?»

* * *

Творца я чту и славлю, ибо знаю:

Вселенная наполнена Им вся!

А кто не чтит святое Имя Хари –

Напрасно в этом мире родился.

* * *

Тебя я буду славить языком,

Ушами слушать, созерцать глазами,

А Ты в обитель сердца моего

Стань лотосоподобными Стопами.

* * *

Недра земные изрыл я в поисках кладов,

Долго дробил и обшаривал горные руды,

Пересекал я страны, одолевал океаны,

Сил не щадя, ублажал я многих владык.

И что же?.. Не смог добыть и потёртой монеты…

Желание благ земных, угомонись наконец!

* * *

Не утолили мы жажды земных наслаждений,

А эта жажда всю жизнь наслаждалась нами.

Не плоть мы мучили, чтобы очистить душу,

А наши души мучили нашу плоть.

Ещё не увяли желанья безумные наши –

Увяли мы сами от этих жгучих желаний,

И видно, не мы проводили весело время,

А время легко и весело нас провело!

* * *

Вот и угасло желание наслаждений,

Даже порой забываю, что я – человек.

В небесные выси былые друзья удалились –

Единодумцы, душе дорогие, как жизнь.

Лишь с помощью посоха двигаюсь еле-еле,

День ото дня в глазах всё густеет тьма,

А глупое мёртвое тело моё – хоть уж почти мертво –

Всё ещё хочет жить, всё ещё смерти боится.

* * *

Пусть в чертогах каждого сердца

Воцарится премудрый Владыка –

Йог блистающий, Светоч знанья,

Разгоняющий тьму авидйи*.

Шива, Чьи волосы украшает

Лунный серп, сверкающий ярко,

Махадэв, спаливший лукавого Каму**,

Как огонь мотылька сжигает!

_________

авидйа – незнание, невежество

Кама – купидон, олицетворение плотской любви

* * *

Желанья – как река, чьи волны – заблужденья,

В ней притаились крокодилы страсти,

И древу нашей стойкости и силы

Она упорно подрывает корни.

Над нею кружат вороны-заботы,

А берега – из острых скал-тревог.

Но йог, что эту реку пересёк,

Блистает духом, радуется сердцем.

* * *

Сев на колени аскетов, живущих в горных пещерах,

Восторженно размышляющих о Всевышнем,

Дикие птицы струят умилённые слёзы

Из глаз, опьянённых вечной радостью Брахмо.

А мы – увы! – драгоценные дни наши тратим

На призрачные дворцы да на резные ограды

Вокруг прудов, услаждающих праздные взоры,

Да пышных садов для суетных наших веселий.

* * *

Сокрушение аскета

Раз в день безвкусную, жалкую пищу

Кидают мне в плошку для подаянья.

Земля – моё ложе, а дряхлое тело

Осталось последним моим слугой.

Одежда – обрывок ветхой дерюги,

Гнилой, в десятках грубых заплат.

Но горе! – лишённый всех благ земных,

Никак не отвергну земных желаний!

* * *

Мотылёк, ничего не зная о смерти,

Устремляясь к свече, погибает в огне,

Рыба, хитрости гибельной не понимая,

Устремляясь к наживе, глотает крючок.

Как же мы, хоть и ясно видим опасность,

Сами рады пойматься в сеть Камадэва*,

Где и пламень жгуч, и крючки остры…

Всех безумий любовная страсть безумней!..

_______

Камадэв – купидон, олицетворение плотской любви

* * *

Если горло иссохло от жгучей жажды,

Люди пьют прохладную, вкусную воду.

Если голод терзает пустой желудок,

Люди пищу глотают с вкусной приправой.

Если мучает похоть, в объятиях женских

Утоляют её. Но всё это, брат мой,

Только «снадобья» для «лечения» плоти,

Так зачем их считают истинным счастьем?..

* * *

Свой высокий дворец изукрашенный

Груды злата, сынов уважаемых,

Красоту жены, радость молодости –

Вот что ценит не знающий истины.

Но достигшие мудрости поняли:

Мир – темница, счастье – изменчивость,

И в леса, и в пещеры идут они,

Чтобы жизнь окончить отшельниками.

* * *

В любом наслажденье – страх пред злой болезнью,

В богатстве – страх перед кражей и разореньем,

В учёности – страх пред ложью,

В знатности – перед паденьем,

В честности – перед бесчестьем и клеветою,

В силе – пред хитростью,

А в красоте – пред старостью,

В каждой душе и плоти – страх пред смертью…

Да, в этом мире ничто не свободно от страха,

Свобода от страха – лишь в отверженье мира.

* * *

Рожденье наше заранее смертью отравлено,

Чудесная молодость – старостью неотвратимой,

Покой и довольство – растущей страстью к наживе,

Спокойное счастье – игрой изощрённых женщин.

Правленье царей отравляют их злодеянья,

А жизнь лесного аскета – хищные звери.

Любую отраду и радость отравляет их быстротечность…

Так что же, скажи, не отравлено в этом мире?..

* * *

Быстры наслажденья земные – подобны вспышкам

Молний, легко играющих в сумраке туч.

Зыбка наша жизнь – росинкой она дрожит

На лотосовом листе, что колышет ветер.

Умчатся юные страсти, обуревавшие душу, –

И, всё это ясно поняв, не медли, разумный,

В йогу свой ум погрузить – в доступный для всех

Путь созерцанья, стойкости и совершенства.

* * *

Вся наша жизнь – изменчивые волны,

Вся юность – только горсточка мгновений,

Всё, что сокровищами называют, –

Пустой мираж, игра воображенья.

Все наслажденья – будто вспышки молний,

Объятья женщин – и того короче…

Лишь верный Господу плывёт бесстрашно

Через пучину страха перед жизнью.

* * *

Тех, кого почитали премудрыми,

Одолели зависть и жадность,

Тех, кого почитали владыками,

Растлевают зло и гордыня.

Всех же прочих гнетёт невежество –

Беспросветное тупоумие.

И при виде такого упадка

Умолкает моё красноречие…

* * *

Что ты дрожишь? В неведенье, в тревоге

Метаться душу вынудил – зачем?

Пей Имя Рамы – сладкий сок духовный,

Лишь Он один дарует Счастье всем.

* * *

Ты вере предпочёл земные блага,

Но этих благ в тот мир не захватил.

Заблудший брат! Ты в руки взял секиру

И сам себе колени подрубил.

* * *

К чему рыдать над опочившим сантом*?

Ведь он отправился к себе Домой.

Уж лучше плакать о злосчастном шакте,

Что продаётся в лавочке любой**.

________

* покинувшим этот мир святым Вайшнавом, Преданным Всевышнего.

** считая шактов (поклонников Дурги и Кали, олицетворения

материальной энергии) неправедными, грешными людьми,

автор сравнивает душу шакта с дешёвым, расхожим товаром.

* * *

Ветшают наши лодки, прохудились,

И многие исчезли в глубине:

Те, что полегче были, — переплыли,

Что перегружены – уже на дне.

* * *

Богатому господину

Не возносись, скелет, покрытый кожей:

Сегодня гордо ты сидишь в седле,

Под балдахином, с пышной свитой едешь,

Не видишь ямы, вырытой в земле.

Не возносись! Презрительно смеяться

Ни над одним из бедняков не смей.

Твоя ладья плывёт сегодня гордо,

А знаешь ли, что завтра станет с неё?

* * *

В костре пылают кости, как дрова,

И волосы дымятся, как трава.

Гляжу с печалью: бренный мир сгорает,

И от печали никнет голова.

* * *

Тесны врата спасенья – не протиснешь

И малого горчичного зерна,

Как в них войдёшь, когда наш дух безумней

Взбешённого от похоти слона.

* * *

Пусть рот песком забьёт тому, кто людям

Советами пустыми надоел:

Лишь за чужим следит он урожаем,

А свой запас давно уже проел.

* * *

Что делаешь ты, спящий? Пробудись!

Чтоб грудь в тоске и страхе возопила!

Да разве может спать спокойно тот,

Чьё настоящее жильё – могила?!..

* * *

Беспечно жил, не чтил я Бхагавана*,

А тут и старость подошла ко мне.

Что вытащить успею из жилища**,

Когда все выходы уже в огне?..

______

* Бога

** т.е. с чем я пойду в своё следующее состояние жизни?

что я приобрёл вечного, пока жил здесь?

* * *

Высок дворец, в нём женщины и злато,

А на вершине башни вьётся флаг.

Но даже нищие, что прославляют Раму, –

Насколько выше этих бренных благ!..

* * *

Что ты отчаянно на небо лезешь?

Бог – не глухой, он слышит всех людей.

Того, кому ты крики посылаешь,

Ищи не в небе, а в душе своей.

* * *

Стрелу в меня пустил святейший Гуру,

Своей стрелой, не знающей обмана.

Вошла в меня стрела, упал я наземь,

И в сердце жаркая открылась рана.

* * *

Кто славит Хари, счастлив в этом мире:

Чем зря метаться из конца в конец,

Сидит спокойно там, куда с рожденья

Его премудрый поместил Творец.

* * *

Твой рот – кошель, в нём жемчуг – Имя Хари,

Лишь перед ищущим его открой.

Коль покупатель мудр, не постоит он

За самою высокою ценой.

* * *

Господь – как сахар, по песку рассыпанный,

Не выбрать хоботом, не взять рукой.

Но мудрый Гурудэв нам так советует:

«Стань муравьём* – и сахар съешь святой».

_____

* стань смиренным

* * *

Чем дальше от тебя уходит солнца диск,

Тем дальше тянется и тень твоя прямая.

Чем дальше от тебя Творца лучистый Лик,

Тем гуще тень Его – обманчивая Майа.

* * *

Как много жадных душ, голодных, ненасытных!

Как мало щедрых душ на свете рождено!

Так тысячами ртов земля глотает влагу,

Источник же воды – лишь облако одно.

* * *

Лишь Рама благостный как пламя, чист и светел,

А по сравненью с ним всё остальное – дым.

Достигнуть святости без Рамы так же трудно,

Как на небо залезть по струйкам дождевым.

* * *

Вражда, насилие, обман – дорога к бездне,

Из всех путей хорош лишь справедливый путь:

Бывает лучше пасть, чем победить в сраженье,

И быть обманутым честней, чем обмануть.

* * *

С начальной цифрой я сравню Владыку Раму:

Все люди без Него – пустые, как нули.

А с мудрым Рамою, в мильоны превратившись,

Они, Его нули, величье б обрели.

* * *

Кто зол – лишь о себе заботится всю жизнь;

Кто добр – тот о семье и о друзьях радеет;

А кто велик и свят, безбрежною душой

О всех заботится и всех любить умеет.

* * *

Где амриту добыть? Везде лишь яд да мерзость.

Где правду отыскать? Везде корысть да ложь.

Где лебедя узреть? Везде грачи да совы.

Лишь в чистом манасе ты лебедя найдёшь*.

________

* в чистом, одухотворённом уме (сердце) ты найдешь Господа.

* * *

А ну-ка вспомните: в ваш самый тяжкий час

Какие пять друзей пришли и помогли вам?

Правдивость, ясный ум, строка святых стихов,

Бесстрашие и мысль о Раме Справедливом.

* * *

Безжалостный раджа, что и блудит, и грабит,

И мучит подданных, и топчет их права –

Погибнет! Ведь погиб тиран десятиглавый*,

А у земных раджей – одна лишь голова.

_____

* Десятиглавый демон Равана, сражённый Господом Шри Рамой.

* * *

Любого воспитать и злым, и добрым можно –

Так может и добру, и злу служить металл:

К Любви зовёт ситар железною струною,

Железным остриём пронзает нас кинжал…

* * *

Знай, даже маленькая ссора – не пустяк,

И потушить её спеши на полдороге.

Бывает: съел огонь лачугу бедняка

И перекинулся на царские чертоги.

* * *

Пусть амритой святой из тучи льётся дождь –

Камыш не зацветёт, плодов не принесёт нам.

Пусть мудростью поделится брамин с глупцом –

Не пробудится мысль в мозгу его дремотном.

* * *

Есть злыдни и лгуны, в чьих душах грязь и яд,

Зато сладка их речь, угодливы их лица…

Кто сердце чистое не хочет запятнать,

Пусть даже тени их коснуться постыдится!

* * *

Для каждого из нас привычное приятно:

Кто носит грязное, уже не видит пятна,

А для того, кто есть давно привык чеснок,

Его зловоние, как манго, ароматно.

* * *

Как для безгрешного порочность ядовита,

Так для порочного безгрешность – словно яд.

Коснётся правды лжец, коснётся лжи правдивый,

И оба мучатся – как воск, в огне горят!

* * *

Пёс, увидав слона, хватает кость, бежит,

Чтоб «лакомство» его громадина не съела.

Не знают псы, что слон величествен и мудр,

И до объедков их – могучему нет дела.

* * *

Пусть крокодил, змея, лягушка, черепаха

В пруду купаются – но не в воде их дом.

Как рыба без воды, душа моя погибнет,

О Рама, без Тебя, мой чистый Водоём!

* * *

Едва придут дожди, смолкает песнь кукушки,

Лишь лягушачья речь болтливая слышна.

Что слышишь в наши дни? Лягушек хор крикливый.

А песнь святая – кому она теперь нужна?

* * *

Кто в злате и шелках, пьёт сладко, жирно ест,

Кто в роскоши погряз, бесстыдной, бесполезной,

Тех славят в наши дни как «праведных владык», –

Воистину, мрачнее бездны этот век Железный!*

_____

* Кали-йуга

* * *

Поэт говорит: – Путь Любви нелёгок,

Божественный слишком горяч огонь.

Попробуй-ка устремиться в пламя,

Если из воска слеплен твой конь!

* * *

Поэт говорит: – Стеная и плача,

Любовь к небесному прочь ушла,

И ныне в сердцах людских воцарилась

Любовь к земному – источник зла.

* * *

Поэт говорит: – Страшнее костра

Тревога, что жжёт нашу жизнь земную.

Ведь «чита» – костёр – сжигает лишь труп,

А «чинта» – тревога – душу живую.

* * *

Поэт говорит: – Терпеливо сноси

Невзгоды, что сыплются непрерывно,

Будь стойким, как стойко терпит земля

Смену то стужи, то зноя, то ливня.

* * *

Поэт говорит: – Сам себя не хвалит

Тот, чья душа величья полна, –

Да разве хоть раз говорил алмаз:

«Смотрите, сто тысяч рупий мне цена»?

* * *

Поэт говорит: – Нить Любви тонка,

Порвёшь – не свяжешь тонкую нить.

А если и свяжешь, останется узел:

Бесследно нить не соединить.

* * *

Поэт говорит: – Злой умысел скрыться

Умеет под сладким, как амрита, словом.

Так острая щепочка прятаться может

И в чистом сахаре тростниковом.

* * *

Поэт говорит: – Змею, скакуна,

Жену, раджу, бродягу, оружье,

Пока не случилась большая беда,

Сдерживать всеми силами нужно.

* * *

Поэт говорит: – Весь мир погибает,

Стрелами женских взоров сражённый,

И только у лотосных Стоп Всеблагого

Спасётся бхакт*, в покой погружённый.

____

* Преданный Господа.

* * *

Поэт говорит: – Если что-то решил

Совершить здесь, поскорей соверши:

Этот мир – только пристань, и очень скоро

Отправится в море корабль души…

(переводы С.Северцева)

___________________________________