Основы Веда-Дхармы (Бхагавата-Дхармы)

 

- Шри Хари – Единый Вечный Всевышний Господь (Ишвара, Брахман/Парабрахман, Шри Бхагаван, Вишну/Шри Кришна/Шри Рама), имеющий тысячи Имён, пребывающий со Своей внутренней Энергией (Шри) в нетленной Обители Вайкунтха/Голока и время от времени Нисходящий (Аватара) в материальный мир ради Блага всех существ. Оставив страдания и порочные наслаждения этого мира, дживы (вечные индивидуальные души) обретают наивысшее Счастье в служении Бхагавану Шри Хари и общении с Ним в Его Радостной Обители;

 

- Веды (Шастры) – высоко почитаемые священные Писания которые произошли от Самого Шри Бхагавана и переданы через древних Риши (святых мудрецов) на заре Творения; Веды проявляются в виде Звука в каждую циклическую мега-эпоху и передаются изустно, а для каждой Кали-йуги записываются, по причине ослабления у людей памяти в этот циклический период времени существования вселенной;

 

- Бхакти – Любовь к Богу как единственный смысл существования дживы (вечной души); цель истинной духовной практики; Веда-Дхарму, по самой её сути, называют также Бхакти-Дхармой или Вайшнава-Дхармой; Бхакти – это То, что приходит как Благословение и Милость святого Вайшнава и Шри Бхагавана;

 

- Дхарма (йагйа) – непрерывный процесс правильной жизнедеятельности дживы в постоянной связи со Всевышним Господом и стремлении удовлетворить Его; в данную эпоху (Кали-йугу) главной Дхармой является Шри Нама-Санкиртан, поклонение Святому Имени Бога (Шри Харинаме), в предыдущие эпохи были другие процессы Дхармы (дхйана, хома-йагйа, арчана); Путь к обретению Бхакти; синоним ДхармыБхагават-Сева, Служение Господу; ежедневная личная духовная практика (тж. Садхана), которая включает в себя пуджа-арчану, дхйану, мантра-джапу, киртан);

 

- Ачарйа-падашрайа (Шри Гуру-падашрайа) – смиренное принятие духовного прибежища и посвящения у Ачарйи (Шри Гуру), истинного Вайшнава, святого наставника, который своими глубокими познаниями священных Писаний и всей своей жизнью подтверждает это положение Ачарйи, духовного Учителя, то есть учит своим примером; Вайшнав-Ачарйа является искателю Абсолютной Истины в одной из четырёх древних Вайшнава-Сампрадай (традиционных духовных преемственностей), через которые в этом мире передаётся истинное Знание Вед;

 

- Деваты – могущественные существа, наделённые божественными силами; Слуги Шри Бхагавана, такие как Брахма, Сарасвати, Шива, Дурга, Вайу, Ганеша, Варуна, Йамарадж, Агни, Сурйа, Чандра и др., помогающие Ему в создании, поддержании и разрушении Вселенной на протяжении огромных циклических периодов времени; деваты не принимают такое же поклонение, как поклонение Единому Всевышнему Богу, но ими нельзя пренебрегать или выражать им непочтение, поскольку они уполномоченные Слуги Бога;

 

- Самсара – вся вселенная (или бесчисленные материальные вселенные), со всеми формами жизни и видами жизнедеятельности в этих формах; живущие в мире Веда-Дхармы осознают, что это творение есть лишь искажённое отражение духовной Обители Бхагавана, незначительная часть Его полного Бытия; также самсара означает материальную жизнь в этом бренном мире; душа с незапамятных времён перерождается из тела в тело, согласно своей карме (дурным и хорошим поступкам), получая соответствующее тело, – до тех пор, пока не обретает мукти (освобождение, высшим из разных видов которого является Служение Бхагавану в вечной сварупе, нематериальном «теле» души, проявленном благодаря духовной практике и Милостью Шри Гуру и Господа); для бхакты самсара становится жизнью ради Бхагавана, и он готов перерождаться ещё сколько угодно раз (думая: «если я не заслуживаю быть взятым в духовный Мир, то готов перерождаться снова и снова»), лишь бы всегда оставаться с Вайшнавами и иметь хоть какое-нибудь даже незначительное Служение Ему; жизнь в Садху-санге (общении со святыми Вайшнавами) тоже есть Вайкунтха;

 

- Ахимса (ненасилие) – отказ от любого насилия к другим существам, как на уровне тела (в том числе отказ от мясоедения, которое является лишением чьей-то жизни), так и на уровне ума/психики (не завидовать, не искать недостатков, не желать вреда кому-либо и пр.).

 

- Маитри – искреннее дружелюбие к другим;

 

- Каруна – непритворное сострадание к другим; желание всем Блага; (также Вишва-калйана – желание Блага всему миру, а не только своей семье, стране, религии, друзьям, кругу единомышленников и пр.);

 

- Сатйа – правдивость; понимание своего реального нынешнего положения; отказ от обмана других и себя;

 

- Дана – щедрость, великодушие; благотворительность и участие, прежде всего по отношению к коровам (Го-Сева), к Садху (Вайшнавам, отречённым людям и святым), брахманам, пандитам (учёным), беззащитным (детям, старикам, больным), обездоленным;

 

- Го-Сева – почитание коров, забота о них, служение им, защита их; в мире Веда-Дхармы, где запрещено насилие над любыми существами, есть особый запрет на убийство коров, которое является одним из самых ужасных злодеяний;

 

- Тадийа-Сева, Тиртха-Сева – почитание всего, что дорого Господу: Туласи, деревья ашваттха, ват и пиппал, коровы, святые реки, такие как Ганга, Ямуна, Сарасвати и др. (принятие в них омовения); святые места паломничества (тиртха), такие как Пури, Дварака, Шрирангам, Рамешварам, Удупи, Харидвар, Бадринатх, Вриндаван (Матхура, Говардхан и вся Враджа-мандала), Навадвипа, Курукшетра и др.

 

- Мандир-Сева – строительство Храмов Господа; поклонение Образу Господа в Храме; забота о служении в Храмах и о состоянии храмов; устроение святых Праздников в Храмах;

 

- Садху-Сева – почитание тех, кто полностью посвятил свою жизнь нелицемерному Служению Богу, независимо от своего внешнего положения; в более узком смысле – почитание принявших обеты отречения (саннйаси, ванапрастхи и пожизненные брахмачари), служение им;

 

- Атитхи-Сева – гостеприимство; забота о гостях, путниках; готовность служить пришедшему в ваш дом;

 

- Шауча – чистота тела, ума и речи; поддержание тела в здоровом состоянии, ради Бхагават-Севы; отказ от «нечистой» пищи, алкоголя, табака, наркотиков и пр.; соблюдение правил чистоты, указанных Шастрами;

 

- Марйада – почитание старших (по возрасту и положению); в семье жена и дети почитают главу семьи (отца, мужа), а он оказывает им полную заботу; дети почитают родителей, служат им; для мужа и жены существует запрет на развод;

 

- Брахмачарйа – целомудрие; отказ от участия в развратных видах общения, которыми характерна Кали-йуга; в более широком смысле – отказ от всего, что мешает постоянной Бхагават-Севе (Дхарме);

 

- Сантоша – удовлетворённость минимальным, приобретение и хранение у себя лишь тех вещей, которые необходимы для поддержания тела; добровольный отказ от излишеств (апариграха – нестяжание); с качеством сантоша также сопряжено терпение (терпеливость, терпимость) – крайне характерное качество для мира Веда-Дхармы;

 

- Апраматта (неопьянённость, трезвость ума и духа) – отказ от любых одурманивающих веществ и, в более широком смысле, от привязанности к материальным наслаждениям, богатству, власти, плотской красоте и другим атрибутам этого мира, которые тоже опьяняют человека и, являясь средствами иллюзорной энергии (Майи), заставляют забыть о Поиске Бога – Абсолютной Красоты, Блаженства и Очарования;

 

- Тапас – аскетичность (принятие постов, правил и предписаний, а также возможных неудобств и трудностей ради Бхагават-Севы);

 

- Свадхйайа – изучение Вед (Шастр) и Книг, связанных с Ведами и их дополняющих (Пураны, Итихасы и т.д.), трудов Ачарйев (великих Учителей прошлого, комментировавших Веды и их дополнения), Бхакти-Грантх – авторитетных Книг великих святых о Бхакти; «Шри Гита» – одна из главных Книг Веда-Дхармы для постоянного чтения, ибо в ней выражена сама суть Вед и Упанишад, поэтому она «Гитопанишад»;

 

- Ишвара-пранидхана (Шаранагати, Шаранапатти) – предание себя Господу, Его Воле, Служению Ему; постоянное развитие этого высшего Чувства (вместе с самбандха-гйаной и по Милости Энергии Бхакти, приходящих через Шуддха-Вайшнавов); молитва Богу о Милости;

 

- Самгати (Самгаччхадхвам) – внутреннее единение со всем окружающим миром, как он был изначально создан ради служения Абсолюту; гармония, отсутствие враждебности к кому-либо и разделённости (сепаратизма); «васудхайва кутумбакам» – понимание того, что всё изначально задумано как одна семья, и поэтому мир должен существовать без вражды; понятие Самгати (Самгаччхадхвам) происходит из знаменитого стиха Риг-Веды: саМ гаччхадхваМ сам вададхваМ… («Будем едины, чтобы воспевать Господа вместе (и служить Ему)…», Риг-Веда 10.191.2); Самгати предполагает отсутствие враждебности к кому-либо даже при внешних различиях; Самгати в более конкретном смысле – дружба и единение близких по духу людей.

_____________________ 

Эта статья была опубликована во 2-м номере журнала “Парамартха” (2007-08)

Публикация в иных местах – только с согласия издателей, в неизменённом виде и со ссылкой на журнал и сайт.

(с) “Парамартха” 2007-2012, www.paramartha.info